Выбор принципв проведения операции с вертолётом

Если на судне есть место для посадки вертолета, то предпочтительно, чтобы вертолет совершил посадку. Этот вариант быстрее и безопаснее, чем высаживаться с вертолета или подниматься на него с помощью лебёдочного троса, следоветельно, он подвергает и вертолет, и судно минимальному риску.

Возможные аварии, такие как чрезмерный крен судна, повреждения настила палубы, наличие легковоспламеняющихся жидкостей/газов и т.п. могут сделать посадочную площадку непригодной для приземления.

Доступный вертолет может не отвечать всем требованиям, однако:

· Использование двухдвигательного вертолета предпочтительнее, чем однодвигательного.

· Лучше использовать вертолет с газотурбинным двигателем, чем вертолет с поршневым двигателем.

Выбор/подготовка зоны для высадки из вертолета с помощью лебёдочного троса.

На многих судах существуют специальные зоны для посадки вертолета или для высадки из него с помощью лебёдочного троса, которые должны удовлетворять требованиям, описанным в «Руководстве по проведению аварийно-спасательных операций с применением вертолета» (Guide to Helicopter/Ship Operations).

При отсутствии на судне посадочной площадки для вертолета и места для высадки из вертолета с помощью лебёдочного троса, необходимо найти самый высокий участок на судне, вблизи которого нет препятствий для совершения вертолетом любых маневров и зависания в воздухе.

Зона для высадки из вертолета должна:

· Находиться как можно ближе к борту судна;

· Находиться в зоне, свободной от каких-либо препятствий выше трех метров для свободного маневрирования вертолета.

· Препятствия, затрудняющие движение, такие как антенны или леера, должны быть устранены.

· По возможности, необходимо подготовить две зоны высадки, по одной на каждой стороне судна, для случая, когда высадка на одной из них невозможна из-за направления ветра, а судно не может изменить свое положение.

· Когда безопасное место для высадки из вертолета выбрано, необходимо выкрасить верхние части всех высоких объектов, находящихся по близости, яркой краской.

· Схема и описание выбранной зоны должны находиться на видном месте в штурвальной рубке.

Альтернативная высадка/посадка из вертолета с помощью лебёдочного троса

В случае если на судне не могут быть соблюдены требования, изложенные выше, в аварийно-спасательной операции с помощью вертолета должны быть задействованы спасательная лодка или катер , если позволяют погодные и другие условия. Они должны находится с подветренной стороны, за исключением танкеров для перевозки химикатов, которые могут выделять ядовитые вещества. Спасательные лодки/катера на таких судах должны находится с наветренной стороны . На судах с полностью закрытыми спасательными шлюпками высадку/посадку осуществить не получится. Такой способ высадки из вертолета нужно применять только за отсутствием другой возможной альтернативы.

Оборудование.

В зависимости от наличия, следующее противопожарное оборудование должно быть готово к использованию во время аварийно-спасательных операций с применением вертолета:

· Два порошковых огнетушителя с суммарной вместимостью около 45 кг.

· Система подачи пены и система орошения палубы должны быть наготове (их мониторы не направлены в сторону вертолета)

· Углекислотные огнетушители с суммарной вместимостью около 18 кг.

· Противопожарные покрывала, перчатки и пожарные костюмы.

Кроме этого, в наличии должны быть следующие предметы:

· Большой топор

· Лом, монтировка

· Кусачки

· Аварийный сигнал/фонарь

· Cветящиеся жезлы (в ночное время)

· Средства для оказания первой помощи

Распределение обязанностей личного состава.

Во время посадки вертолета команда, находящаяся на палубе, должна состоять из одного руководителя с портативным радиоприемником (рацией) для связи с мостиком и четырех или более человек в огнестойких костюмах. Двое следят за противопожарным оборудованием, а двое других выполняют спасательную операцию. Сокращение количества людей до трех подходит для проведения операций по высадке из вертолета с помощью лебёдочного троса или в случае, если противопожарным оборудованием можно управлять дистанционно.

Навигация.

Определение местоположения судна.

Чтобы помочь вертолету определить местоположение судна, возможно, потребуется передать сигнал, который уловит бортовой радиопеленгатор вертолета. Этот сигнал передается на частоте 410 кГц по просьбе пилота вертолета. Чтобы помочь распознаванию сигнала, необходимо также передать позывной сигнал судна азбукой Морзе с медленной скоростью.

Судно также может использовать радиолокационные средства для определения местонахождения и передвижения вертолета, хотя даже крупный вертолет нельзя обнаружить на дальнем расстоянии. При ограниченной видимости или в водах интенсивного судоходства, судно будет легче определить, если оно передаст вертолету истинный пеленг.

Наши рекомендации