Мифологическая коммуникация

Мифологические структуры очень интересны для рекламы и паблик рилейшнз (ПР), потому что их воздействие опирается на неосознаваемые аудиторией информационные структуры. Мифологические коммуникации аудитория не отвергает по причине их неосозноваемости, неопровергаемости (они существуют автономно и не зависят от отдельного человека) и простоты.

Миф совершенно свободно входит в нашу действительность, принимая разнообразные формы. Ведь миф о Золушке идентичен мифу о чистильщике сапог, ставшем миллионером, он во многом похоже реализуется бесконечное число раз, когда мы читаем, к примеру, сообщение о победителе Олимпиады из глухого села. То есть перед нами вариант мифологической действительности, к которому благоприятно расположено массовое сознание, ибо все герои этой действительности побеждают благодаря своему труду и умению и несмотря на низкое социальное положение. Эта свободная повторяемость схем мифа у
разных народов и в разные времена говорит о его принципиальной универсальности.

Современные мифы активно опираются на определенные нетипичные ситуации, внедренные в современность, но при этом часто принимает формы, описывающие будничные события.

В этом виде коммуникации представители массмедиа и аудитория формируют мифологическую среду. То есть журналистами освещаются самые яркие события, которые будут интересны читателям.

Миф, принимая разнообразные формы свободно входит в нашу жизнь. Он представляет определенные основы поведения и потому практически неопровержим. Со временем миф становится повторяющимся, следовательно, типичным, так как является моделью и своеобразным оправданием человеческих поступков. Сегодняшняя мифология действует на молодежь в качестве образцов для подражания.

Важным аспектом в мифе является наличие в нем рока или судьбы, это проявляется в невозможности отклониться от каких-либо действий.

Миф – это психологически доступный всем ответ на проблемы общей значимости. Он спасает и ограждает.

Mассовая коммуникация и массовая культура внесли новые современные аспекты мифологичности. Для мифологических текстов наиболее характерно то, что они непроверяемы. Их принципиально нельзя опровергнуть, но можно подтвердить примером. Они узнаваемы. Мифы – это не новая информация, а уже сложившийся стереотип, подогнанный под действительность.

Таким образом, становится ясно, что мифологическая коммуникация очень интересна для рекламы и ПР, поскольку слабо опровергается массовым сознанием.

Политическая коммуникация – вид коммуникации, осуществляемой между субъектами политического рынка (политическая организация, деятель) и населением (в большей мере его частью, представляющей электорат) с целью побудить людей к тому или иному типу политического поведения [30, с. 277].

С помощью коммуникации передаются три типа политических сообщений: побудительные, в качестве примера можно привести приказы, убеждения; информативные сообщения; фактические сообщения (установление и поддержание связи между субъектами политики).

Кроме типов политических сообщений в системе политической коммуникации выделяют также три уровня информационных потоков. Первый уровень обслуживает органы власти и управления. Второй уровень образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и другая информация). Третий уровень обращается непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.

Функции политической коммуникации [18]:

- Информационная – распространение необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании.

- Регулятивная – создание эффективного механизма взаимодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом.

- Функция политической социализации – способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и политического поведения.

- Манипулятивная – способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам.

Посредством политической коммуникации доминирующие субъекты политики производят и распространяют общественно-политические идеи своего времени. Самое главное – создать информационную общность коммуникатора и реципиента, обеспечить идейное единство сторон. Это позволяет государству рассчитывать на поддержку населения, партиям – устанавливать контакты со своими сторонниками или формировать предвыборные коалиции, а различным странам – образовывать политические союзы [24].

Помимо рассмотренных выше, можно выделить следующие виды коммуникации:

1. По способу установления и поддержания контакта:

– непосредственная коммуникация (осуществляется напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия);

– опосредованная коммуникация (взаимодействие через посредника или с помощью различных средств коммуникации).

2. По инициативности реципиента:

– активная коммуникация (есть обратная связь);

– пассивная коммуникация (нет ответа, но реакция все равно есть).

3. По степени организованности:

– случайные;

– организованные.

4. По направлению потока информации:

– вертикальная коммуникация: нисходящая (к более низкому уровню, к подчиненным), восходящая (к более высокому, к руководителю);

– горизонтальная (между членами группы, имеющими равный ранг, или между равнозначными группами);

– диагональная (к начальнику или подчиненному не своей группы).

5. По масштабности процесса и массовости вовлекаемых в него лиц:

– массовая коммуникация (есть система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к значимой информации большому количеству людей. Строится на основе использования технических средств размножения и передачи сообщений.);

– внутриорганизационная коммуникация (коммуникация в пределах организации: взаимодействие структурных подразделений организации);

– внешняя коммуникация (связи любой социальной системы с внешними социальными образованиями);

– внутригрупповая коммуникация (группа около 20 человек);

– межличностная коммуникация (используется в процессе анализа спосо­бов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки)
(табл. 1.1);

– внутриличностная коммуникация (не раздвоение личности, а рассуждения, внутренний голос).

Таблица 1.1

Характеристики массовой и межличностной коммуникации

Массовая коммуникация Межличностная коммуникация
Опосредованность общения техничес­кими средствами Непосредственный контакт в общении
Общение больших социальных групп Общение в основном отдельных индивидов
Ярко выраженная социальная ориентированность общения Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
Организованный, институциональный характер общения Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения Наличие непосредственной обратной свя­зи между общающимися в процессе комму­никативного акта
Повышенная требовательность к соблю­дению принятых норм общения Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения

Окончание табл. 1.1

Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей Попеременная смена направленности ин­формации и коммуникативных ролей
«Коллективный» характер коммуника­тора и его публичная индивидуальность «Индивидуальный» характер коммуникато­ра и его «приватная» индивидуальность
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория Реципиент – отдельный конкретный чело­век
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообще­ний Единичность, приватность, универсаль­ность, социальная и индивидуальная акту­альность, необязательная периодичность
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения Преобладание непосредственного воспри­ятия сообщения

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте виды коммуникации и их особенности.

2. Какие знаковые системы включает в себя невербальная коммуникация?

3. Дайте определение, опишите содержание и основные элементы вербальной коммуникации.

4. Какие науки занимаются изучением невербальной коммуникации?

5. Нужно ли, на ваш взгляд, учитывать специфику вербальной и невербальной коммуникации в разных культурах? Приведите пример необходимости этого на основе какой-либо культуры.

6. Что лежит в основе перформансной коммуникации?

7. Охарактеризуйте коммуникативные функции мифа и особенности мифологической коммуникации.

8. Каковы особенности и отличия массовой и межличностной коммуникации?

9. Охарактеризуйте особенности политической коммуникации.

Наши рекомендации