Мифологическая коммуникация
Мифологические структуры очень интересны для рекламы и паблик рилейшнз (ПР), потому что их воздействие опирается на неосознаваемые аудиторией информационные структуры. Мифологические коммуникации аудитория не отвергает по причине их неосозноваемости, неопровергаемости (они существуют автономно и не зависят от отдельного человека) и простоты.
Миф совершенно свободно входит в нашу действительность, принимая разнообразные формы. Ведь миф о Золушке идентичен мифу о чистильщике сапог, ставшем миллионером, он во многом похоже реализуется бесконечное число раз, когда мы читаем, к примеру, сообщение о победителе Олимпиады из глухого села. То есть перед нами вариант мифологической действительности, к которому благоприятно расположено массовое сознание, ибо все герои этой действительности побеждают благодаря своему труду и умению и несмотря на низкое социальное положение. Эта свободная повторяемость схем мифа у
разных народов и в разные времена говорит о его принципиальной универсальности.
Современные мифы активно опираются на определенные нетипичные ситуации, внедренные в современность, но при этом часто принимает формы, описывающие будничные события.
В этом виде коммуникации представители массмедиа и аудитория формируют мифологическую среду. То есть журналистами освещаются самые яркие события, которые будут интересны читателям.
Миф, принимая разнообразные формы свободно входит в нашу жизнь. Он представляет определенные основы поведения и потому практически неопровержим. Со временем миф становится повторяющимся, следовательно, типичным, так как является моделью и своеобразным оправданием человеческих поступков. Сегодняшняя мифология действует на молодежь в качестве образцов для подражания.
Важным аспектом в мифе является наличие в нем рока или судьбы, это проявляется в невозможности отклониться от каких-либо действий.
Миф – это психологически доступный всем ответ на проблемы общей значимости. Он спасает и ограждает.
Mассовая коммуникация и массовая культура внесли новые современные аспекты мифологичности. Для мифологических текстов наиболее характерно то, что они непроверяемы. Их принципиально нельзя опровергнуть, но можно подтвердить примером. Они узнаваемы. Мифы – это не новая информация, а уже сложившийся стереотип, подогнанный под действительность.
Таким образом, становится ясно, что мифологическая коммуникация очень интересна для рекламы и ПР, поскольку слабо опровергается массовым сознанием.
Политическая коммуникация – вид коммуникации, осуществляемой между субъектами политического рынка (политическая организация, деятель) и населением (в большей мере его частью, представляющей электорат) с целью побудить людей к тому или иному типу политического поведения [30, с. 277].
С помощью коммуникации передаются три типа политических сообщений: побудительные, в качестве примера можно привести приказы, убеждения; информативные сообщения; фактические сообщения (установление и поддержание связи между субъектами политики).
Кроме типов политических сообщений в системе политической коммуникации выделяют также три уровня информационных потоков. Первый уровень обслуживает органы власти и управления. Второй уровень образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и другая информация). Третий уровень обращается непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.
Функции политической коммуникации [18]:
- Информационная – распространение необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании.
- Регулятивная – создание эффективного механизма взаимодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом.
- Функция политической социализации – способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и политического поведения.
- Манипулятивная – способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам.
Посредством политической коммуникации доминирующие субъекты политики производят и распространяют общественно-политические идеи своего времени. Самое главное – создать информационную общность коммуникатора и реципиента, обеспечить идейное единство сторон. Это позволяет государству рассчитывать на поддержку населения, партиям – устанавливать контакты со своими сторонниками или формировать предвыборные коалиции, а различным странам – образовывать политические союзы [24].
Помимо рассмотренных выше, можно выделить следующие виды коммуникации:
1. По способу установления и поддержания контакта:
– непосредственная коммуникация (осуществляется напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия);
– опосредованная коммуникация (взаимодействие через посредника или с помощью различных средств коммуникации).
2. По инициативности реципиента:
– активная коммуникация (есть обратная связь);
– пассивная коммуникация (нет ответа, но реакция все равно есть).
3. По степени организованности:
– случайные;
– организованные.
4. По направлению потока информации:
– вертикальная коммуникация: нисходящая (к более низкому уровню, к подчиненным), восходящая (к более высокому, к руководителю);
– горизонтальная (между членами группы, имеющими равный ранг, или между равнозначными группами);
– диагональная (к начальнику или подчиненному не своей группы).
5. По масштабности процесса и массовости вовлекаемых в него лиц:
– массовая коммуникация (есть система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к значимой информации большому количеству людей. Строится на основе использования технических средств размножения и передачи сообщений.);
– внутриорганизационная коммуникация (коммуникация в пределах организации: взаимодействие структурных подразделений организации);
– внешняя коммуникация (связи любой социальной системы с внешними социальными образованиями);
– внутригрупповая коммуникация (группа около 20 человек);
– межличностная коммуникация (используется в процессе анализа способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки)
(табл. 1.1);
– внутриличностная коммуникация (не раздвоение личности, а рассуждения, внутренний голос).
Таблица 1.1
Характеристики массовой и межличностной коммуникации
Массовая коммуникация | Межличностная коммуникация |
Опосредованность общения техническими средствами | Непосредственный контакт в общении |
Общение больших социальных групп | Общение в основном отдельных индивидов |
Ярко выраженная социальная ориентированность общения | Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения |
Организованный, институциональный характер общения | Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения | Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения | Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения |
Окончание табл. 1.1
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей | Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей |
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность | «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория | Реципиент – отдельный конкретный человек |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений | Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность |
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения | Преобладание непосредственного восприятия сообщения |
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте виды коммуникации и их особенности.
2. Какие знаковые системы включает в себя невербальная коммуникация?
3. Дайте определение, опишите содержание и основные элементы вербальной коммуникации.
4. Какие науки занимаются изучением невербальной коммуникации?
5. Нужно ли, на ваш взгляд, учитывать специфику вербальной и невербальной коммуникации в разных культурах? Приведите пример необходимости этого на основе какой-либо культуры.
6. Что лежит в основе перформансной коммуникации?
7. Охарактеризуйте коммуникативные функции мифа и особенности мифологической коммуникации.
8. Каковы особенности и отличия массовой и межличностной коммуникации?
9. Охарактеризуйте особенности политической коммуникации.