Вопрос № 5. Следы транспортных средств
Криминалистическое значение следов транспортных средств заключается в возможности установления важных обстоятельств дорожно-транспортных происшествий (далее, ДТП), преступления против личности, против собственности в тех случаях, когда используется транспортное средство.
В соответствии с Правилами дорожного движения, транспортным средством признается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем.
Изучение следов транспортных средств позволяет:
· Выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия как в целом, так и отдельные его элементы;
· Определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной или полный остановочный путь;
· Установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии;
· Идентифицировать транспортное средство по его следам;
· Определить техническое состояние некоторых агрегатов транспортного средства;
· Определить вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы;
· Установить направление движения транспорта;
· Установить наличие в кузове автомобиля груза и его характер.
Шиной автомобиля называется комплект, включающий покрышку с протектором, камеру, и прокладку между камерой и диском колеса. В последнее врем наиболее распространены бескамерные шины.
Все шины имеют идентификационные признаки, которые образуются при производстве и эксплуатации шин, а также в обязательном порядке маркируются цифровыми и буквенными обозначениями.
Протектор шины – это часть покрышки, которая представляет собой массивную резиновую полосу, имеющую в беговой части шины узорчатую форму. На наружной части протектора имеется рельефный рисунок, состоящий из продольных и поперечных канавок, выступов и углублений различной формы, усиливающих сцепление транспортного средства с дорогой, предохраняющих от боковых заносов. При движении автомобиля протектор соприкасается с поверхностью дорожного покрытия и оставляет след на ней в виде беговой дорожки или скольжения (юза). Данный след можно использовать для установления модели шины, а также при наличии индивидуальных признаков для ее идентификации.
В зависимости от типа транспортного средства выделяют автомобильные (легковые, грузовые, автобусные и т.д.), гусеничные, гужевые, железнодорожные следы.
Протектор покрышки
1 – Грунтозацеп;
2 – Выемка;
3 - Шашка
Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.
Следы автотранспорта классифицируются на:
1. Следы ходовой части (как правило, протектора шин).
2. Следы неходовой части автомобиля (бампера, крыла, двери и т.д.).
3. Следы-микрообъекты, отделившиеся от автомобиля (осколки лакокрасочного покрытия, осколки фар и т.д.).
Следы от ходовой части наиболее распространены в практике. Следы от ходовой части, прежде всего, имеют идентификационное значение. По ним можно определить тип и марку автомобиля. Следы ходовой части оставляют колею, физический размер которой позволяет сделать вероятностный вывод о типе и марки автомобиля, т.к. у каждого типа автомобилей физический размер ширины шины, расстояние между передней и задней осями (база автомобиля), расстояние между колеями – ширина колесной базы - они индивидуальны. По рисунку протектора также можно сделать определенный вывод о типе транспортного средства.
По многим видам покрышек можно получить представление о направлении движения автомобиля. В особенности данное положение касается протекторов, на которых шашки расположены таким образом, что возможные направления взад-вперед определяются исходя из разного рисунка или его направления (например, это касается шашек в форме «елочки», сужение углом которых показывает направление движения).
Направление движения транспортного средства можно определить по форме упавшей с транспорта капле жидкости (капля характерно растягивается и направление движения может определяться исходя из направления от тонкого конца капли к наиболее характерно выраженному, толстому концу). Также направление движения транспортного средства можно определить по положению переломанной ветке на проезжей части, через которую переехало транспортное средство (концы палок на месте перелома передвигаются от центра по направлению движения).