Следы транспортных средств

Современный человек пользуется разнообразными средствами наземного, подземного, водного и воздушного транспорта. В криминалистической практике мы чаще всего сталкиваемся со следами наземного безрельсового транспорта, т. е. автомобильного и гужевого.

В зависимости от конструкции различают:

1. Самоходный транспорт:

- грузовые и легковые автомашина; автобусы; троллейбусы; мотоциклы; мотороллеры; мопеды; аэросани; тракторы; комбайны; другие самоходные транспортные средства специального назначения.

2. Несамоходный транспорт:

- телеги; сани; нарты; ручные тележки; тачки; велосипеды и т.д.

По устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными и на полозьях, а несамоходные - колесными или на полозьях.

Следы, оставляемые транспортными средствами могут быть разделены на три группы:

1. Следы, позволяющие отыскать транспортное средство и осуществить его идентификацию.

2. Следы, с помощью которых возможна групповая идентификация, т. е. определение групповой принадлежности - установление вида, типа, модели и т.д.

3. Следы, помогающие установить отдельные обстоятельства или общий характер исследуемого события: следы, указывающие направление движения, торможения, волочения и т.д.

Криминалистическое значение следов транспортных средств определяется данными, которые могут быть установлены в результате их осмотра и экспертного исследования.

По этим следам, в частности, можно установить:

- вид,

- модель,

- марку транспортного средства,

- какие повреждения могли возникнуть на транспортном средстве в результате происшествия (если транспортное средство скрылось с места происшествия),

- направление движения,

- скорость и т.д.

Изучение следов на месте происшествия и дальнейшее их исследование иногда помогают установить и другие факты. Следы транспортного средства могут быть оставлены различными его деталями. Одновременно со следами транспортного средства на месте происшествия могут быть обнаружены пятна жидкости (масла, воды, перевозимых жидкостей и т.п.), частицы сыпучего грунта (мела, цемента, опилок, песка, зерна и т.п.). По данным следам можно проследить путь транспортного средства, установить вид перевозимого груза и т. п.

Обнаружение следов транспортных средств обычно происходит уже при общем обзоре места происшествия.

В зависимости от условий следообразования остаются объемные и поверхностные следы.

Объемные следы - это, как правило, вдавленные отображения рельефа шин, трака гусеницы, полозьев, образовавшиеся за счет остаточной деформации грунта или какого-либо вещества, оказавшегося на пути транспортного средства.

Поверхностные следы - плоские отображения рисунка протектора шины, возникающие на твердом покрытии дороги в результате наслоения на ее поверхности какого-либо вещества или, наоборот, за счет снятия его с этой поверхности.

Так, протектор, запачканный грязью, оставляет на асфальте следы наслоения, а если асфальт покрыт пылью, которую снимает протектор, возникают следы отслоения. Следы колес возникают во время стоянки и в процессе движения транспортного средства. На стоянке могут быть обнаружены следы всех колес.

Следы, возникающие при движении, делятся на следы качения (образуются при поступательно-вращательном движении колес) - статические следыи следы скольжения (образуются при полной блокировке колес в процессе торможения, а также при пробуксировке вращающегося колеса) - динамические следы.

Следы шин являются источником сведений о ряде признаков, на основании которых определяется групповая принадлежность автотранспортных средств, в частности, по ним можно установить некоторые технические данные ходовой части транспортного средства: колею передних и задних колес, количество колес и базу транспортного средства.

Колея определяется путем измерения расстояния между средними линиями следов одинарных колес, находящихся на одной оси; если на оси установлены спаренные колеса (по паре на каждом ее конце), колея определяется измерением расстояния между серединой каждой пары следов колес. Размеру колеи будет соответствовать также расстояние между серединами следов наружного (внутреннего) колеса левой пары и внутреннего (наружного) колеса правой пары. Колея не является абсолютно постоянной величиной, возможность ее изменения зависит от конструкции подвески колес, нагрузки на колеса, скорости движения и других факторов.

При прямолинейном движении транспортного средства следы передних колес полностью или частично уничтожаются задними колесами. Поэтому колею передних колес можно определить по следам, оставленным на повороте. Следы передних колес отличаются от следов одинарных задних колес по месту расположения: они находятся дальше от центра поворота.

База транспортного средства - это расстояние между передней и задней осями транспортного средства. В трехосных машинах имеется также база тележки, то есть расстояние между средней и задней осями (геометрическая ось).

Базу можно установить по следам колес, образованным на месте стоянки транспортного средства или при развороте с применением заднего хода.

В первом случае используются статические следы (например, проталины в снегу, углубления в грунте), во втором - границы следов, образованных во время остановки транспортного средства для изменения направления движения.

По следам шин можно установить некоторые их размерные данные (наружный диаметр, ширину беговой дорожки, строение рисунка протектора и т.д.)

Шины, в зависимости от размеров, делятся на несколько групп. Размеры шины (наружный и посадочный диаметры и ширина профиля) являются основными характеристиками, указывающими на возможность ее эксплуатации

на транспортных средствах определенных видов и моделей.

Шины одного размера различаются по моделям.

Основным внешним признаком модели шины является рисунок протектора.

Некоторые модели шин (например, ИК-6,ИК-7,И-202) имеют очень похожие рисунки протекторов, однако, они относятся к различным размерным группам, и поэтому размеры отдельных элементов рисунка протектора и ширины их беговых дорожек будут различны.

В следах шин кроме перечисленных признаков отображаются различные дефекты, повреждения, возникшие в процессе изготовления, эксплуатации и ремонта шин, например трещины, разрывы, участки с изношенным рисунком протектора, заплаты. Эти признаки используются для отождествления шины по ее следу.

Для определения групповой принадлежности автотранспортных средств наибольшее практическое значение имеют следы шин. Однако, стандартизация ходовых частей различных видов и моделей транспортных средств в ряде случаев затрудняет решение данного вопроса. Поэтому при осмотре места происшествия необходимо отыскивать также следы других частей (например, следы бампера, облицовки радиатора, крыльев, подножек и т.д.) и использовать их в совокупности для определения модели транспортного средства.

Справочные материалы и помощь специалиста при решении этой задачи, как правило, необходимы.

Обнаружение следов транспортных средств обычно происходит уже при общем обзоре места происшествия. Однако на этом нельзя останавливаться. Внимательно изучив обстановку места происшествия и видимые следы транспорта, необходимо попытаться мысленно воссоздать происшедшее событие (построить его модель), что позволит продолжить поиск следов, могущих оказаться на месте происшествия при данных обстоятельствах. При этом могут быть обнаружены царапины, вмятины, частицы отслоившейся краски и другие следы, оставшиеся на окружающих предметах, на дорожном полотне на транспортном средстве, с которым произошло столкновение и т.д.

Следы транспорта могут остаться также на теле и одежде потерпевших. В случаях, когда на месте происшествия следы колес или полозьев отобразились нечетко, их следует искать на участках дорого при подъезде к месту происшествия и при удалении с него. В этих случаях могут остаться наиболее

четкие следы.

Фиксация следов транспортных средств имеет ряд особенностей. Следы ходовой части в большинстве случаев невозможно изъять в натуральном виде и подвергнуть исследованию. Поэтому особое внимание приобретают тщательное изучение этих следов на месте происшествия и полная и объективная их фиксация. Следы необходимо осматривать на возможно большем протяжении пути. Это расширяет возможность отыскания следов всех колес и участков с четким отображением их признаков.

В протоколе осмотра места происшествия при описании следов шин кроме указанных сведений относительно любых следов должны быть отражены следующие данные:

- местонахождение следов,

- количество следов, их взаиморасположение на прямой, на повороте,

- результаты измерений колеи, базы, ширины отпечатка беговой дорожки,

- форма отдельных элементов рисунка протектора шин и их размеры,

- форма, размеры и положение индивидуальных особенностей, отобразившихся в следах,

- признаки, по которым определялось направление движения,

- длина следов торможения и степень их выраженности.

Следы, образованные другими частями транспортного средства (вмятины, царапины и т.д.) также фиксируются и изучаются.

Участок, на котором отобразились следы передних и задних колес, фотографируется, по возможности сверху или в перспективе вдоль колеи (например, съемка с кузова автомобиля). Для запечатления строения рисунка протектора и взаиморасположения его особенностей, обнаруженных на значительном по длине участке следа, производится масштабная линейно-направленная фотосъемка. Чтобы впоследствии было известно, какими колесами образованы сфотографированные следы, вместе с ними фотографируются масштабно-трафаретные линейки с соответствующими надписями ("переднее колесо", "правое заднее колесо" и т. п.).

Отобразившиеся отдельные особенности следует фотографировать в возможно более крупном масштабе. Следы торможения следует фотографировать с глубинным масштабом.

С участков объемных следов, где отобразились особенности позволяющие идентифицировать транспортное средство, изготавливаются гипсовые слепки.

К протоколу осмотра места происшествия прилагаются схемы, чертежи зарисовки, выполненные в процессе осмотра следов. В протоколе осмотра места происшествия необходимо отметить признаки, указывающие на направление движения транспорта:

1. При сдвигах грунта или снега в виде зубцов, наблюдаемых на дне объемных следов колес, пологие края сдвигов обращены в сторону движения.

2. При веерообразных отложениях пыли или снега вдоль следов острые углы направлены в сторону движения.

3. При падении капель жидкости с транспортного средства на дорогу образуются пятна, размазанные в направлении движения.

4. При поворотах следы передних колес располагаются дальше от центра и при окончании поворота, сливаясь со следами задних колес, образуют более острый угол, чем вначале поворота.

5. При наезде колес на лежащие камешки и другие предметы они сдвигаются в сторону движения.

Изучение следов т/с на месте происшествия позволяет решить ряд вопросов:

- количество транспортных единиц,

- направление движения транспортного средства,

- вид и тип транспортного средства.

Кроме перечисленных могут быть также решены некоторые вопросы, касающиеся конкретных обстоятельств дела.

Трасологическая экспертиза по следам транспортных средств может решить следующие вопросы:

- к какому виду или типу относится транспортное средство, какова его марка,

- в каком направлении происходило движение,

- не оставляли ли одно целое с транспортным средством предметы, обнаруженные на месте происшествия,

- не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями (колесами, шипами, траками) конкретного транспортного средства.

Это не исчерпывающий перечень вопросов, которые решает трасологическая экспертиза следов транспортных средств. Обстоятельства дела могут вызвать множество других вопросов.

Наши рекомендации