Особенности паралингвистической коммуникации

С чересчур громким голосом в глотке

невозможно иметь тонкие мысли.

Ф. Ницше

Невербальная паралингвистическая[138] коммуникация обладает целым рядом особенностей, принципиально отличающих ее от вербальной лингвистической коммуникации, что и дает основание выделить ее в особый информационный канал общей системы коммуникации[139]. Особенности эти следующие:

1. Эволюционно-историческая древность

Среди теорий происхождения языка значительная их часть рассматривает невербальную коммуникацию как исторически древнюю основу возникновения современной речи (Джесперсен; Рубинштейн, 1976; Иди, 1977; Уайт, Браун, 1978; Линден, 1981; Фирсов, Плотников, 1981; Якушин, 1989). Биогенетический закон Геккеля-Мюллера (онтогенез повторяет филогенез) является также свидетельством эволюционной древности НК: в онтогенезе НК предшествует вербальной коммуникации. Ребенок рождается с уже готовыми средствами невербальной голосовой вокализации, а речь появляется лишь к 1,5-2-х-годовалому возрасту. Наконец, нарушения речи, вызванные различными воздействиями на мозг (например, наркоз), приводят, прежде всего, к потере вербальной речи и, во вторую очередь, к нарушению невербальной коммуникации, как базирующейся на более древних структурах мозга (подкорка) и потому более устойчивой к деструктивным воздействиям.

2. Иконический (изобразительный) характер

Невербальная коммуникация носит в целом изобразительный характер, в то время как вербальной речи присуща конвенциональность, т.е. условная знаково-символическая форма. Иконическая сущность НК проявляется в том, что ее коды и сигналы как бы отражают особенности предметов и событий, о которых они сигнализируют.

Характерный пример – развитие речи ребенка. На определенной стадии ребенок изобретает свои словоформы для обозначения предметов и событий окружающего мира, изображая голосом предметы и события. Так «машина» изображается звуками «би-би», молоток – «тук-тук», еда – «ням-ням», курица – «ко-ко», собачка – «гав-гав» и т.д. И лишь впоследствии эти временные детские звукоподражательные «слова-изображения» постепенно будут замещены словами из языкового лексикона взрослых параллельно с овладением ребенком грамматическими и фонетическими нормами, характерными для его родного языка. Таким образом, звукоподражательный язык ребенка по своей сути ближе к невербальной коммуникации, нежели к вербальной, характерной для детей более старшего возраста и взрослых. Иконическая природа невербальной коммуникации лежит в основе ее всеобщей понятности, т.е. независимости от языковых барьеров. В такой же мере конвенциональная сущность каждого из языков народов мира является причиной языковых барьеров.

3. Независимость от семантики речи

Невербальные свойства речи, как правило, созвучны с ее вербальным смыслом. Вместе с тем канал невербальной коммуникации обладает свойством функциональной независимости от вербальной. Практически это проявляется в следующем:

а) в возможности адекватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавание личности говорящего, его эмоционального состояния, пола, возраста и т.п.);

б) в дивергенции между семантикой слова и значением невербальной информации (например, радушные слова, произнесенные холодным тоном).

Физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной является функциональная асимметрия головного мозга человека (ФАМ). Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антропологом Брока, а также в 1874 г. Вернике и блестяще продолженные в наше время Роджером Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с тем, целый ряд современных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации.

Существуют разные методы доказательства реальности функциональной асимметрии мозга:

а)фармакологический метод – введение в правую или левую артерию мозга (по медицинским показаниям, например, снятие болей) анестезирующего вещества, что приводит к торможению функций соответствующего полушария (проба Вада) и вследствие этого проявлению функции противоположного полушария;

б) электрофизиологический метод – воздействие на правое или левое полушарие мозга электрическим током (также по медицинским показаниям, например, как способ лечения психических заболеваний[140];

в) клинический метод наблюдений людей с травматическими нарушениями правого или левого мозга[141];

г) психоакустические методы – сравнительные исследования особенностей восприятия человеком вербальной или невербальной информации через правое или левое ухо при моноуральном и дихотическом восприятии[142]. В последнем случае показано, что вербальная информация, например, по критерию запоминания слов лучше воспринимается правым ухом, т.к. в этом случае адресуется к левому полушарию, т.е. речевым центрам Вернике, вследствие перекреста нервных путей. А невербальная информация, например, по критерию узнавания эмоциональной интонации, лучше воспринимается левым ухом, т.к. в этом случае адресуется в правое полушарие мозга.

Разделение функций полушарий не является абсолютным. Во-первых, потому, что между полушариями имеется сильная взаимосвязь благодаря соединяющим их нервным проводникам. Во-вторых, каждое из полушарий в определенной мере может выполнять функции другого, используя свой собственный механизм обработки информации. Например, логическое левое полушарие может распознать (вычислить) эмоциональную интонацию по характерным для нее акустическим признакам, а правое – опознать знакомое слово по его интегральной спектрально-тембровой картине.

4. Значительная непроизвольность и подсознательность

Значительная непроизвольность и, в определенной мере, подсознательность восприятия и формирования паралингвистической информации является также ее существенной особенностью по сравнению с речью. При речевом общении человек, прежде всего, озабочен восприятием смысла слов. Интонационно-тембровый «аккомпанемент» звуковой речи является как бы вторым планом нашего сознания и в большей степени подсознания. Это вызвано тем, что невербальные средства общения имеют более древнее эволюционное происхождение и, соответственно, более глубоко расположенные области мозгового представительства.

Так, например, помимо центров в правом полушарии, мощнейший центр регулирования эмоционального поведения находится в лимбической системе мозга. Непроизвольность и подсознательность невербального поведения человека (не только голосового, но и двигательного) часто выдают истинные намерения и мнения говорящего, противоречащие его словам.

5. Независимость НК от языковых барьеров

Всеобщая, не зависящая от языковых барьеров понятность, т.е. универсальность невербального паралингвистического кода, позволяет людям объясняться и понимать друг друга при незнании языков. Любопытный пример такого рода приводит чешский писатель К. Чапек в рассказе «Дирижер Калина». Человек оказывается по воле судьбы в чужой стране и, не зная языка этой страны, тем не менее понимает случайно подслушанный разговор двух людей: «Слушая этот ночной разговор, я был совершенно убежден, что контрабас склонял кларнет к чему-то преступному. Я знал, что кларнет вернется домой и безвольно сделает все, что велел бас. Я все это слышал, а слышать – это больше, чем понимать слова. Я знал, что готовится преступление, и даже знал какое. Это было понятно из того, что слышалось в обоих голосах, это было в их тембре, в кадансе, в ритме, в паузах, в цезурах... Музыка – точная вещь, точнее речи!». Здесь автором подчеркивается особая способность музыканта Калины с его тонким слухом воспринять и понять, что хотели сказать друг другу люди. Это, несомненно, так, но предметно-образным эмоциональным слухом, который в данном случае оказал услугу Калине, обладают не только музыканты, но и все люди, правда, в существенно разной степени.

6. Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной паралингвистической информации

Основными акустическими средствами передачи различных видов невербальной информации от говорящего к слушателю являются мелодика речи, тембр, сила голоса и темпо-ритмические характеристики.

Мелодика речи.Высота – тональный уровень голоса, зависящий от частотной вибрации гортани. Для высокого голоса характерна высокая частота вибрации, для низкого – низкая. Высокий голос, как правило, неприятен для слуха, а низкий – приятен. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Вы можете сознательно снизить высоту своего голоса, переместив резонанс из носовой полости в грудную клетку. При достаточной тренировке это получается автоматически[143]. Высота голоса соотносится с естественными типами певческих голосов: сопрано – самый высокий женский голос, альт – самый низкий, меццо-сопрано – средний. Тенор – самый высокий мужской голос, бас – самый низкий.

Высота голоса и ее изменения во времени выступает носителем эмоциональной, возрастной, половой, индивидуально-личностной видов невербальной информации. Биофизической основой этого является обратно пропорциональная зависимость частоты основного тона речи человека от длины и массивности его голосовых связок. У женщин и детей, связки которых короче и тоньше, чем у мужчин, высота голоса, соответственно, выше примерно на октаву. Этой же закономерностью определяются индивидуальные различия в высоте голоса разных людей: высокие и массивные люди имеют более крупную гортань и, соответственно, более низкие голоса по сравнению с низкорослыми и худыми людьми. Указанные закономерности находят отражение в высоких коэффициентах корреляции между высотой голоса людей, с одной стороны, и их полом, возрастом и весом, с другой стороны.

Тембр – окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса. Тембр позволяет на слух идентифицировать различные голоса (индивидуально-личностная невербальная информация). Вы без труда определите голос своего ребенка среди многих других голосов. Не следует путать тембр с высотой голоса. Как бы вы ни меняли высоту вашего голоса, близкие люди все равно узнает его.

Интегральный спектр голоса и речи с различным эмоциональным содержанием существенно различается, особенно в высокочастотных областях спектра:

– для гнева характерно усиление высоких обертонов, что приводит к увеличению звонкости, «металличности» тембра;

– для страха – сильное падение высоких обертонов, что делает голос глухим, «тусклым», «сдавленным»;

– радость приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную область в результате того, что человек говорит как бы «на улыбке»[144].

Сила голоса.Громкостьголоса измеряется в децибелах. Она непосредственно связана с объемом воздуха в легких. Сила голоса и в особенности динамика ее изменений во времени – также важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Так, для печали характерна слабая, а для гнева – увеличенная сила голоса и т.п. Изменение силы голоса во времени – весьма информативный показатель:

– медленные ее нарастания и спады (так же, как и высота тона) характерны для печали («плачущие интонации»),

– резкие взлеты и обрывы – для гнева.

Подчеркнем, что именно динамика акустических параметров – важнейшее средство кодирования всех видов речевой информации.

Темпо-ритмические характеристики голоса.Существенная роль в кодировании невербальной информации принадлежит темпо-ритмическим характеристикам речи (скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи). Так, одна и та же фраза («Прости, я сам все расскажу...»), произнесенная по просьбе исследователей известным артистом О. Басилашвили с разными эмоциональными оттенками, имела средний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении радости – 5,00, страха – 4,45, гнева – 2,96, печали – 1,74.

При исследовании людей разных возрастных групп оказалось, что их средние статистические характеристики темпа речи существенно различаются: в группе молодых людей (17-25 лет) – 3,52 слога в секунду; в группе среднего возраста (38-45 лет) – 3,44; в группе старшего возраста (50-64 года) – 2,85; в группе старческого возраста (75-82 года) – 2,25 слога в секунду. Это вызвано тем, что с возрастом замедляется активность артикуляционного процесса[145].

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств (темперамента), содержания его речи и ситуации общения. Если темп речи собеседников слишком сильно различается, то они вызывают раздражение друг у друга. Флегматик раздражает быстрого, активного, решительного собеседника, поскольку флегматик не успевает следить за ходом мысли своего коллеги, а стремительный человек очень страдает от вынужденных пауз и повторов флегматика[146].

Чтобы ответить на вопрос, какие голосовые характеристики с какими эмоциями ассоциируются, Шерер рассмотрел широкий спектр эмоций. В своем исследовании он по большей части использовал искусственно синтезированные звуки, а не естественную спонтанную речь. Для оценок эмоциональной экспрессии, как показали эксперименты, самыми важными факторами оказались темп и высота. В таблице 5.1. приведены результаты нескольких исследований Шерера.

Таблица 5.1

Акустические составляющие голоса и эмоциональные параметры[147]

Акустич. средства Диапозон Эмоциональные параметры
Колебания амплитуды Умеренные Сильные Приятность, активность, счастье Страх
Колебания высоты Умеренные Сильные Гнев, скука, отвращение, страх Приятность, активность, счастье, удивление
Контур высоты Вниз Вверх Приятность, скука, печаль Могущество, гнев, страх, удивление
Высота Низкая Высокая Приятность, скука, печаль Активность, могущество, гнев, страх, удивление
Темп Низкий Высокий Скука, отвращение, печаль Приятность, активность, могущество, гнев, страх, удивление, счастье
Ритм Аритмичность Ритмичность Скука Активность, страх, удивление

Важнейшая особенность кодирования невербальной информации речи состоит во взаимодействии различных акустических средств (любой вид невербальной информации передается не каким-либо одним акустическим средством, а одновременно несколькими).

Например: информация о разном эмоциональном состоянии говорящего найдет выражение не только в изменении тембра голоса, но и в характерных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, темпо-ритмических характеристик речевой фразы.

Эмоция гнева, наряду с общим увеличением силы голоса, приводит также к увеличению высоты голоса, укорочению фронтов нарастания и спада звука, т.е. к увеличению резкости речевых звуков. Эмоция печали, наоборот, характеризуется медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса.

Указанные характерные комплексные изменения акустических свойств голоса и речи вызваны соответствующими изменениями общего физиологического состояния человека при разных эмоциях, например, усилением общей нервно-мышечной активности в состоянии гнева или общей нервно-психологической подавленностью и мышечной расслабленностью организма при печали. Это отражается на работе органов образования голоса и речи.

7. Особенности психофизиологических механизмов восприятия невербальной информации

Одна из важнейших задач современной психологической науки – исследование механизмов выделения и обработки мозгом человека речевой информации. Сложность проблемы состоит в том, что такая существенная акустическая характеристика речи, как спектр, содержит одновременно как вербальную (фонетическую), так и невербальную (тембр голоса) информацию. Каким образом мозг разделяет то и другое? Выдвинута гипотеза, что данное разделение возможно благодаря реализуемым мозгом человека двум принципам (механизмам) обработки речевой информации, каждый из которых соответствует правому или левому полушарию мозга[148].

Первый механизм характеризуется тем, что мозг производит детальный посегментный (пофонемный) анализ временной последовательности речевых звуков подобно тому, как обучающийся речи ребенок составляет слово из кубиков с изображением букв. Это характерно для левого полушария мозга.

Второй механизм заключается в интегральной целостной оценке речевых единиц (паттернов), например, целых слов, и в сравнении их с хранящимися в памяти эталонами звучания тембральных, интонационных, ритмических и других характеристик речи (правополушарный принцип обработки речевой информации).

Гипотезу подтверждают проведенные разными авторами исследования, в частности – опыты по восприятию человеком эмоциональной, индивидуально-личностной и других видов невербальной паралингвистической информации речи в условиях ее инвертированного во времени звучания.

Последнее достигалось путем проигрывания магнитофонной ленты с записью речи в обратном направлении. Полученные за последние годы экспериментальные результаты показали, что такие виды невербальной информации, как информация о поле, возрасте, росте, весе говорящего достаточно адекватно (хотя и с несколько большей ошибкой при инверсии), воспринимаются аудиторами при прослушивании как нормальной, так и инвертированной речи. Столь же эффективным является узнавание знакомых по их инвертированной речи (Пашина, Морозов, 1989). Наконец, эмоциональное содержание инвертированной речи становится также вполне доступным слушателям (Морозов, 1989, 1991; Пашина, 1991).

Таким образом, при инверсии речи человек оказывается неспособным осознать ее лингвистический смысл при практически полной сохранности адекватного восприятия ее паралингвистических составляющих – эмоциональной окрашенности, с возможностью идентификации характера разных эмоций (радость, горе, гнев, страх, нейтральное состояние), личности говорящего, а также пола, возраста, роста, веса.

Эти результаты в общем виде являются дополнительным свидетельством в пользу принципиальных различий между собственно речевым и невербальными каналами в системе речевого общения. В частности, эти данные являются отражением разных принципов кодирования (и декодирования) фонетической и экстралингвистической информации мозгом человека.

Наши рекомендации