Концепция знака Ф. де Сосюра
Сосюр предложил провести строгое разграничение между тремя совершенно различными категориями: языком, как взаимосвязанной знаковой системой; речью, как продуктом использования языка; речевой деятельностью, как процессом пользования языком.
Главный предмет анализа С. – язык, как целостная знаковая система со строгими структурными ценностями. В основе языка лежит категория знака.
Знак по С. – двуединая сущность, единство означаемого (некоторое содержание или смысл, который обозначается знаком) и означающего (форма, которая во внешнем мире соответствует этому означаемому).
Таким образом, в знаке всегда присутствует предмет мысли и форма его выражения. Если в качестве знака функционирует, например, слово, то понятно, что оно существует как соединение понятия и акустического образа.
Ключевой тезис С. – тезис об исходной конвенциональности знака. С. полагал, что отношения между означаемым и означающим носят конвенциональный (договорной) характер, т. е. они сформировались в результате договора между пользователями знаков. В процессе семиозиса формируется знаковая система; люди договариваются о том, чтобы присвоить определенному предмету или феномену некоторое обозначение, имя. В разных языках одно и то же означаемое получает в качестве означающего разные формы (привет-hello-bonjour)
В середине XX века продолжатель идеи С., лингвист Ельмелев ввел понятия более удобные, чем понятия означаемого и означающего. Это понятия знаковых планов. Любой знак есть единство плана содержания и плана выражения. План выражения знака – форма, в которой он существует и выражается (акустический образ, графическое решение и т. д.) План содержания знака – его значение, внутренний исконный смысл. Отношения означаемое-означающее или отношения содержание-выражение в структурно-лингвистических моделях отвечают критериям:
- у них есть общий значимый признак, задающий единый или исходный функционал;
- ни один знак в данной системе не повторяет остальные.
Правило эффективной ком-ции по С. Для эффективной ком-ции необходимо:
1)в соответствии с целью ком-ции выбрать релевантную парадигму;
2)выстроить эффективную синтагму на базе этой парадигмы.
В науковедении парадигма – совокупность целостных, внутренне не противоречивых и последовательных концептуальных оснований какой-либо теории. Синтагма по С. – это имеющая смысл совокупность элементов парадигмы.
Модель Фреге
Де Соссюр выше
Объект, обозначаемый с помощью знака, называется денотатом данного знака или в логике референтом данного знака. Концепт или десигнат знака – субъективное представление пользователя знака обо всем классе денотатов данного знака. В логике такое представление называется концептом, а в лингвистике – понятием.
В одной из вершин этого треугольника находится знак или, в вербальной ком-ции, слово. В другой вершине находится объект, который обозначается данным знаком или называется данным словом. Объект –это некоторый элемент предметного, объективно существующего мира. В третьей вершине треугольника находится субъективное представление обо всем классе денотатов данного знака, представленное в сознании субъекта знаковой деятельности.
В отличие от модели С., Ф. показал зависимость знака от двух феноменов: от мира объектов, денотатов знак обозначается) и от мира концептов (знак выражает концепт).
В логической теории Ф. возвел понятие смысла и значения знака. Смысл знака – это его концепт, а значение – это его объект.
Например, дорожный знак «кирпич», концепт – въезд запрещен; денотат, объект – данная дорога.
По-другому модель Ф. можно представить так:
Треугольник Ф. демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт).