Правильное конспектирование лекции (алгоритм записи информации)

Конспект – письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации.

Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Конспектирование дословно всей лекции приносит больше вреда, чем пользы.

Что же надо записывать на лекции? Прежде всего - тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем - некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу.

Основные правила:

1) Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

2) Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. А еще лучше - разработать собственную "маркографию".

3) Сворачивайте ранее известную информацию. Если на лекции излагается известная вам информация, это не означает, что ее не нужно фиксировать. Чтобы сохранить логику изложения лекции, запишите ее в кратком виде (граф-схеме, опорном словосочетании или иначе).

4) Формулировки законов, правил, гипотез, положения теорий, выводы формул записывайте на лекции полностью.

5) Пользуйтесь приемом составления граф-схемы. Вместо текстовой записи фрагмент лекции может быть зафиксирован в виде граф-схемы.

6) Учитесь составлять планы. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Важно зафиксировать основное содержание в логической последовательности.

Алгоритм записи информации (порядок записи в лекции):

1) проблема

2) цель

3) пути и способы решения проблемы

4) выводы и итоги

Проблема – рассогласование между теорией и экспериментом, наличие разных точек зрения на один и тот же вопрос, разные результаты экспериментов.

Цель – то, на что направлена наши усилия в данный момент; то, что мы можем решить.

Сокращение текста при конспектировании лекции.

1. Можно сокращать стандартные словосочетания и конструкции:

На основание всего выше изложенного −> Итак;

Необходимо, имеется возможность ─> надо, можно.

2. Использование местоимений он, она, оно.

3. Если фамилия какого то ученого, деятеля и т.д. употребляется не один раз, то в первый раз следует записать фамилию полностью, а потом –лишь заглавную букву или же использовать местоимение 3л.

4. Собственная маркография:

  • ! - важно;
  • !! - очень важно;
  • ? - под вопросом или что-то до не до конца доказанное
  • R – проверить;
  • Rm - запомнить;
  • U - посмотреть в учебнике;
  • ZB, Ex.,Пр., П-р. - пример (Пр.: бла бла бла).

5. Общепринятые сокращения

ЗАО, ОАО, ООО, ВОВ-аббревиатуры

Сокращения:

  • РЭ=рыночная экономика
  • М=менеджмент
  • Т=товар
  • У=услуга
  • Р=рынок
  • Ц=цена
  • D=спрос
  • S=предложение
  • К=капитал
  • V=объем
  • Ф=финансы

Зная, из каких корней состоит сложное слово, можно самим вводить некоторые из них. Например, гидросфера -Гс, литосфера — Лс, атмосфера — Ас. В этом случае вторую или обе буквы можно записывать строчными буквами, между которыми не ставят точки.

Если пополнять свою память знаниями происхождения иностранных слов, вы сможете быстро составлять аббревиатуры. Предварительно следует потренироваться. Например, хромосомы (гр. chroma — краска + гр. soma — тело) — хс; митохондрии (гр. mitos — нить + гр. chon-dros — зернышко) — мх; бластомер (гр. blastos — зародыш + гр. meros — часть) — бм; биоценоз (гр. bios - жизнь + гр. koinos — общий) — 6ц. Вы уже догадались, что вашим помощником будет словарь иностранных слов.

6. Собственные сокращения (основанная задача-применять одни и те же сокращения):

Экономика=эк-ка

Структура=стр-ра

Производство=пр-во

Государство=гос-во

Функция=ф-я/f

Какие-либо=к.-л.

Может быть=м.б.

Должен быть=д.б.

Который=кот-ый

Эффективный=эф-ый

Количество=кол-во

Качество=кач-во

Полуфабрикат=п/фаб-т

Предпритие=пр-тие

Таким образом=т.о.

Человек=ч-к

7. Использование иностранных слов:

Использовать=use

Иметь=have

Продавать=sell

Почему=why

Если=if

Или= or

Только=only и т.д.

Возможно так же сочетание англ. и русских слов.

8. Использование квантов и математических символов:


  • + (плюс), = (равно),
  • ≠ (не равно),
  • ≈ (приблизительно),
  • <, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д),
  • ± (погрешность, неточность),
  • ⇒ (следовательно),
  • → (влечение, «если, то …»),
  • ⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда … ),
  • ∨ (или),
  • ∧ (и),
  • ∀ (для всех),
  • ∃ (существует),
  • ∅ (пустое множество),
  • ∈ (принадлежит),
  • ∉ (не принадлежит),
  • ⊂ (включает в себя),
  • ∪ (объединение),
  • ⋂ (пересечение),
  • ∞ (бесконечно),
  • || (параллельно),
  • ∑ (сумма),
  • (не),
  • стрелка вверх или вниз (возрастание, убывание)Ж
  • : (деление);
  • (.) (точка зрения).

Наши рекомендации