Этапы журналистского творчества и их характеристика

Этапы:

1. Подготовительный этап

1. Выбор темы

2. Сбор информации

3. Общение с героями

4. Анализ документов, собранной информации, проведение интервью, наблюдения, опросы, расследования

2. Этап работы над произведением

1. Собственно создание произведения

2. Редактирование и проверка

3. Согласование материала (если необходимо)

4. Выпуск в печать

3. Отслеживание откликов на произведение, оценка эффективности

1. Сбор откликов

2. Возможные ответы на отклики

3. Возможное продолжение темы

(из консультации к госу, записано за Ильченко)

1. Рождение журналисткой темы.

Создание журналистского произведения обусловлено рядом взаимозависимых процессов: поиск и рождение темы публикации, формирование и разработку замысла произведения, определение его идейной позиции.

Задумывая публикацию, журналист прежде всего должен определить тему. «Журналистская тема всегда имеет ярко-выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете, по сравнению с художественной темой, представляет собой социальный заказ. Тема… рождается как непосредственный отклик на актуальные проблемы». Социальный заказ может быть обусловлен и запросами редакции, и потребностями аудитории, и интересами тех или иных социальных групп.

По мнению Максима Николаевича Кима «часто сначала задумываешь тему, которая кажется бредовой, а когда раскрутишь ее, оказывается, это именно то, на что следует обратить внимание общественности. И факты уже подбираются под такую тему». Иногда происходит наоборот – тема рождается из какого-либо факта.

Очевидно, что рождение журналисткой темы всегда сопряжено с поиском интересного объекта или предмета будущего описания. Это всегда творческий поиск, отслеживание изменений в разных сферах жизни. При этом тема – всегда и предмет описания конкретной ситуации, взятой в масштабной проблеме и под определенным углом зрения.

2. Замысел произведения: возникновение, накопление материала, структура, проблема, гипотеза.

Определившись с темой произведения, журналист приступает к формированию его замысла. Это первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок произведения. Замысел – микромодель произведения.

Следующий этап – накопление материала. Многие материалы для реализации определенных замыслов накапливаются годами. Жизненные наблюдения, встречи с людьми, чтение литературы, общение с читателями, внезапная фраза или мысль – все это может лечь в основу произведения. Поэтому многие журналисты ведут записи: заметки на полях, зарисовки, отдельные мысли.

Выяснив все стороны проблемной ситуации, рассмотрев ее с разных сторон, журналист может приступить к выдвижению гипотез. Выдвижение гипотез необходимо, чтобы поиск фактического материала был более целенаправленным, а замысел будущего произведения более определенным.

В основе любого журналистского произведения лежат факты. Поэтому одним из самых важных моментов журналистской деятельности является процесс сбора фактического материала и его последующая обработка и изложение.

В качестве объекта журналистского отражения может быть и сама действительность, и социальные процессы, и человек. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В хроникальной информации нужно обходиться без оценочных суждений, но в аналитике и художественно-публицистических произведениях без комментариев и рассуждений нельзя: тут факты выступают опорными аргументами или в качестве иллюстративного материала, подтверждая тот или иной тезис.

Использование статистических данных относится к традиционным способам предъявления факта. Языком цифр легко обрисовать то или иное явление, показать зависимости и сделать выводы.

В зависимости от конечной цели сообщения, от жанра, журналисты используют разные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов.

Кратко:

Журналистское творчество проявляется в процессе создания информационного продукта. Творческое воображение - предпосылка журналистской деятельности.Особенно значительна роль на начальных этапах творчества – при зарождении замысла (обдумывает идею, планировку материала, выдвигает гипотезы).

1.Задумывая некую публикацию, журналист должен определить тему (либо исходя из редакционного задания, либо из идеи). Что возникает раньше – факты или темы.

2.Формирование замысла.2 стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов). Одни замыслы, например, отклик на конкретное событие, требуют оперативной реализации. Другие - требуют накопления определенного жизненного материала, его предварительного осмысления, отбора наиболее примечательных ситуаций для раскрытия проблемы, систематизации имеющихся фактов с целью формирования окончательной темы, всестороннего изучения вопроса и т.п. В данном случае замысел может быть скорректирован, уточнен и в итоге приобрести ясные очертания. Как правило, результатом такого замысла становится более крупное произведение, чем заметка.

3.Выдвижение гипотез, чтобы сделать поиск фактического материала более целенаправленным.

4.Накопление материала. Можно накапливать годами. Жизненные наблюдения, встречи с людьми, чтение литературы, общение с читателями, внезапно возникшая мысль, случайно услышанная фраза и многое другое.

5.«Вынашивание» журналистского произведения:систематизация материала, композиционное распределение, детализация замысла.

6.Планировка. Общая схема произведения.

7.Конкретизация рабочей идеи. Функция рабочей идеи состоит в том, что она определяет идеологическую направленность будущей публикации на стадии подготовки и в процессе написания произведения.

Методы сбора первичной информации, так как от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность: наблюдение, эксперимент, интервью (эмпирические методы), классификация, группировка, типологизация (аналитические методы), биографический метод (сбор документов).

При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация).

Исходя из индивидуальных особенностей, каждый профессионал вырабатывает свои методы работы, приемы сбора информации, стиль подачи материала, использование художественно-выразительных средств.

Несмотря на различные композиционные принципы построения произведения, композиционные формы обусловлены содержанием. При этом выбор композиционных форм зависит от замысла и целей произведения, а также от конкретного жанра журналистики.

Наши рекомендации