Организация высокоэффективного технического сервиса машин
По нашему мнению, одной из причин затянувшегося в отpacли кризиса является прене6режителыое отношение многих строительных организаций к вопросам эффективного использования своих основных ресурсов – машин, в т.ч. к сервису. Это является слeдcтвием пpoявлeния «советского мировоззрения». В результате строительные организации несут значительные потери по производственной мощности, затратам ресурсов, конкурентоспособности. Изменить сложившееся положение можно, только если ориентироваться на лучшие мировые стандарты, в том числе и по организации технического сервиса. Эффект в первую очередь проявится в сокращении численности используемого парка техники. Ведь не зря говорят: «Качественный сервис – это, как минимум вторая машина».
Под техническим сервисом (ТС) понимается coвoкyпнocтъ мер по поддержанию работоспособности машины на протяжении ее жизненного цикла. Схема жизненного цикла машины приводится на рис. 1. Следует иметь ввиду, что элементы жизненнoгo цикла 4…9 образую процесс эксплуатации машины.
Степень совершенства (качества) ТС оказывает непосредственное влияние на:
• простои машин по техническим причинам и их производительность (при использовании по назначению, 5, рис. 1);
• затраты на эксплуатацию машин (элементы жизненного цикла 4 … 8);
• срок службы машины (9);
• величину рыночной цены машины при ее продаже (10);
• здоровье персонала (5 … 8);
• объемы брака в работе машин (5).
По нашему мнению, следует различать малоэффективный и высокоэффективный ТС.
Основы малоэффективного ТС сложились в советское время. Характерным для этого времени было:
прене6режительное отношение к вопросам влияния качества сервиса на результаты деятельности строительных организаций;
отсутствие целей по эффективному сервису;
отсутствие внимания к качеству сервиса;
значительное отставание в организации сервиса по сравнению с лучшим мировым опытом;
преимущественная направленность на устранение отказов машин, а не на их предупреждение;
значительные затраты времени на устранение отказов;
неразвитая сервисная служба;
слабая оснащенность сервисной службы;
невысокий уровень компетентности сервисного персонала;
отсутствие влияния отечественных производителей строительной техники на развитие сервиса;
отношение со стороны руководства строительных организаций к сервису как к второстепенному виду деятельности.
В качестве положительного исключения следует отметить создание крупной централизованной системы ТС строительной техники в 80-е г.г. в Миннефтегазстрое СССР.
В этой системе в значительной мере был отражен лучший мировой опыт, было выполнено организационное проектирование, включающее разработку более 40 документов по всем аспектам сервиса. Руководство организационным проектированием осуществлялось автором.
В последние годы уровень организации ТС на большинстве российских строительных предприятий по сравнению с советским периодом существенно не изменился. Улучшение организации ТС наблюдалось у тех строительных организаций, кто приобрел технику ведущих зарубежных производителей и тесно контактировал с их дилерами. Положительно следует оценить подготовку специалистов в МАДИ (ГТУ) по специальности «Сервис строительных и дорожных машин».
Высокоэффективный сервис преимущественно распространен в развитых странах (в т.ч. в США, Японии, Германии и др.).
Характерные особенности организации высокоэффективного сервиса таковы:
отражение в корпоративных целях или стратегических установках организаций - пользователей машин стремления к максимальному использованию их потенциальных возможностей;
ориентация сервиса на максимизацию производительности и срока службы машин, минимизацию вынужденных простоев по техническим причинам и затрат на эксплуатацию техники, а также максимизацию цены продажи машины после окончания ее эксплуатации;
преимущественная направленность на сокращение числа ремонтов и увеличение доли ремонтов (до 80 %), выполняемых до наступления вероятного отказа;
применение количественных показателей, характеризующих степень совершенства технического сервиса;
осуществление эффективного управления техническим сервисом с использованием специальных компьютерных программ;
построение организации технического сервиса на основе современных принципов эффективной деятельности;
применение прогрессивных форм обучения и повышения квалификации сервисного персонала рабочих профессий с выдачей сертификатов;
высокий уровень знаний руководства и ИТР предприятий - владельцев машин по управлению парком техники;
эффективно функционирующая межотраслевая система подготовки и повышения квалификации ИТР в сфере ТС;
высокий уровень качества материально-технического обеспечения ТС;
постоянная нацеленность руководства и персонала предприятий - владельцев машин на непрерывное совершенствование ТС;
распространенная продажа б/у машин после 3-5 лет эксплуатации по возможности с максимальной ценой (до 40-60 % от цены новой машины);
активнейшее участие в развитии ТС ведущих зарубежных производителей машин (в т.ч. компаний «Caterpillar», ,«Komatsu», «Hitachi», «JCB», «Volvo» и др.);
исторически сложившийся высокий уровень развития ТС.
Активное участие ведущих зарубежных производителей машин в развитии сервиса объясняется следующим. Как известно, конкурентоспособность машиностроительных предприятий обуславливается уровнем потребительской ценности их товаров. В свою очередь, потребительская ценность товара непосредственно зависит от уровня эксплуатационных качеств машины, таких, как производительность, надежность, экономичность.
Характеристики качества сервиса непосредственно влияют на показтели упомянутых свойств качества машины. Причем степень влияния очень высока. В связи с этим ведущие зарубежные предприятия активно занимаются развитием всех аспектов сервиса. Свои наработки они неукоснительно реализуют через собственных дилеров на договорной основе.
В той или иной мере перечисленные особенности высокоэффективного ТС проявляются в работе в РФ дилеров ведущих зарубежных производителей строительной техники.
Ниже подробно рассматриваются особенности организации высокоэффективного ТС в строительных и дорожных предприятиях. Затрагиваются также отдельные вопросы услуг по ТС, предоставляемых дилерами и сервисными центрами производителей. Материалы статьи основываются на обобщении литературных источников и документов, непосредственных посещениях зарубежных предприятий, результатах собственных исследований автора. В значительной мере учитывается опыт компании «Caterpillap> в организации ТС машин ее дилерами.
Целью высокоэффективного ТС является содействие пользователям машин в выполнении ими планируемых работ с наибольшей эффективностью за счет поддержания работоспособного состояния машин на наивысшем уровне при минимальных затратах на их владение и эксплуатацию.
Соответственно к задачамТС можно отнести:
максимизацию производительности машин, срока их службы и их компонентов, а также цен на продажу после окончания их эксплуатации;
минимизацию простоев машин по техническим причинам, а также затрат на владение и эксплуатацию.
В состав основных стратегий по достижению цели и задач высокоэффективного ТС входят:
максимально возможное предотвращение отказов и неисправностей машин;
максимально возможное увеличение доли ремонтов, выполняемых до наступления вероятного отказа;
максимально возможное увеличение долговечности агрегатов машин;
существенное усиление роли операторов в организации ТС;
ориентация на постоянное повышение служебных качеств людей, услуг, процессов, оборудования; охват ТС всего жизненного цикла машин;
активное участие в ТС всех подразделений предприятия.
Успешная реализация вышеупомянутых цели, задач и стратегий ТС возможна только в рамках эффективной системы управления парком машин. Такие системы создаются преимущественно в тех организациях, в принципы деятельности которых входит стремление к максимальной эффективности использования машин (оборудования).
Процессы, охватываемые прогрессивной системой управления парком машин, приводятся на рис. 2.
Обеспечение высокого уровня работоспособности парка машин может быть достигнуто за счет управления характеристиками всех шести процессов.
При формировании парка машин (1, рис. 2) непосредственно на обеспечение их работоспособности оказывают влияние:
наличие на машине бортового компьютерного устройства, обеспечивающего: контроль характеристик двигателя; вывод на дисплей в кабине сигналов о неисправностях элементов; возможность подключения ноутбука со специальной программой для обнаружения неисправностей до перерастания их в отказ; возможность установки на машину устройства, обеспечивающего операторов, сервисный персонал и владельцев техники всей необходимой информацией о состоянии машины и параметрах ее работы;
возможность установки на машину устройства передачи информации по наработке машины и ее неисправностях на расстоянии через спутник;
потенциальные возможности машины по безотказности и долговечности (с позиций конструкции, производства, испытаний);
ремонтопригодность – приспособленность к проведению ремонта (в т.ч. агрегатного), к диагностированию (в т.ч. к взятию проб масел, подключению гидравлического тестера и др.), к техническому обслуживанию;
приспособленность деталей машины к их последующему восстановлению;
обеспеченность машины эксплуатационной и ремонтной документацией (в т.ч. ПО диагностическим параметрам (признакам), составу диагностических средств, блок-схемам по поиску мест возникновения и причин отказов (неисправностей) и др.);
соответствие очистки внутренних полостей машины при производстве по мировым стандартам;
возраст техники (после 3…4 пет эксплуатации наблюдается тенденция увеличения количества ремонтов за календарный промежуток времени).
На этапе использования машин (2, рис. 2) на изменение их работоспособности оказывают влияние:
способы управления и применения машины оператором, в т.ч. пуск, остановка двигателя частота изменения направления движения, интенсивность торможения, движение через препятствия, уровень нагрузки при работе, движение на повышенной скорости, выполнение поворотов преимущественно в одном направлении др.;
виды выполняемых работ (бульдозерные, погрузочные. экскаваторные и др.);
природно-климатические условия (рельеф местности, температура воздуха, качество грунта и др.);
формирование комплектов машин;
организация работы комплектов машин (временной режим работы, использование возможностей по производительности и др.);
организация транспортирования машин;
заправка машин топливом (его качество, загрязненность, время заправки в течение смены).
Влияние процесса обеспечения эксплуатационными материалами и запасными частями (4, рис. 2) преимущественно проявляется на поддержании работоспособности машины через следующие характеристики:
поступление и хранение эксплуатационных жидкостей (поставка, номенклатура, качество жидкости, тара поставки, загрязненность при поставке, очистка после поставки, формы хранения и др.);
поступление и хранение запасных частей (поставщики, номенклатура, качество, новые и восстановленные, гарантии, время поставки, структура собственных запасов, оснащение и организация работы складов, температура на складе и др.).
Влияние процесса обеспечения финансовыми ресурсами (5, рис. 2) на работоспособность машины проявляется через:
отражение в ценах на продукцию, получаемую с помощью машин, затрат на те, позволяющих компенсировать фактические затраты;
выделение капитальных вложений, позволяющих создать объемы запасных частей и эксплуатационных материалов в требуемых размерах;
выделение капитальных вложений, достаточных для оснащения сервисной службы; ,
назначение эффективной амортизационной политики, позволяющей успешно регулировать возраст машин в парке.
Влияние процесса информационного обеспечения (6, рис. 2) на работоспособность машин скажется через:
получение информации по парку машин и его использованию, необходимой для определения ресурсного обеспечения ТС;
получение информации по протеканию составляющих процесса ТС;
оценку эффективности ТС в целом.
Далее более подробно рассмотрим организацию высокоэффективного ТС как элемента системы управления парком машин определенного предприятия их собственника (3, рис. 2).
Уделяется внимание следующим широко распространенным организационным формам ТС:
выполнение всего объема тс организацией-собственником машин, осуществляющей с их помощью определенные работы (строительно-монтажные, дорожные и др.) или сдающей их в аренду;
выполнение всего объема ТС организацией-собственником машин с привлечением дилеров их производителей ;
выполнение всего объема ТС
организацией-собственником машин с привлечением дилеров и других сторонних организаций.
Упрощенная модель деятельности по те для всех перечисленных организационных форм приводится на рис. 3. Процесс ТС представляет собой комплекс действий по превращению внешних ресурсов в предоставляемые потребителям услуги. Эти услуги имеют ценностные, качественные и ценовые характеристики.
К потребителям (см. рис. З) в составе предприятия-собственника техники можно отнести:
подразделения предприятия – собственника техники, выполняющие определенные механизированные работы;
арендополучателей.
В составе внешней среды можно различать условия: технологические, экономические, технологические работы машин и др.
Влияние руководства предприятия-собственника машин (см. рис. 3) проявляется преимущественно в установлении целей, задач и стратегии их достижения, а также в обеспечении благоприятных условий для реализации ТС.
В передовой практике руководство организации-владельца машины устанавливает для своей сервисной службы цели по эффективной деятельности. Цели устанавливают в форме «не более» (<<не менее») определенных количественных значений. Например, «коэффициент готовности должен быть не менее ... ».
Ниже в таблице при водится вариант комплекса показателей, входящих в состав таких целей (см. таблицу)
Цели можно устанавливать по парку машин в целом, по видам машин (общестроительные, погрузчики, дорожные и др.); по подвидам (экскаваторы гусеничные, телескопические погрузчики и др.); группам (экскаваторы гусеничные
с массой от … до … т); подгруппам (по фирмам) и моделям.
Очевидно эффективным сервисом должны быть охвачены преимущественно основные машины, а не резервные и вспомогательные.
При реализации ТС должны учитываться потребности заинтересованных сторон, в т. ч. потребителей, сервисного персонала и др.
К поставщикам ресурсов (см. рис. 3) можно отнести предприятия, поставляющие: запасные части; эксплуатационные жидкости; машины, оборудование и инструменты для ТС и др.
На условиях аутсорсинга по договорам могут предоставляться услуги по некоторым видам сервиса, транспортирования техники, консультированию и пр.
Примером стратегического партнерства может быть взаимодействие двух или более предприятий на основе «Договора о совместной деятельности» (Простое товарищество).
Для выполнения напряженных целей, соответствующих прогрессивным значениям, сервисная служба должна применять современные методы ведения бизнеса, прогрессивные технологии и используемые в передовой практике принципы эффективной деятельности. К таким принципам можно отнести: ориентацию на потребителя (удовлетворенность, потребительская ценность, качество), лидерство руководящего состава, вовлечение работников, процессный подход к деятельности, системный подход (выявление, понимание и менеджмент процессов как системы), постоянное улучшение деятельности, принятие решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с партнерами (поставщиками ресурсов, соисполнителями, стратегическими партнерами).
Следует отметить, что работники большинства российских предприятий не осознают значимость перечисленных принципов и ограниченно используют их в своей деятельности.
Высокоэффективный ТС возможен только на основе создания эффективного процесса ТС. В свою очередь, это может быть осуществлено согласно стандартам ИСО 9000 путем: проектирования последовательных и взаимодействующих процессов для эффективного достижения желаемых результатов (включая их идентификацию и документирование); конкретизации входов и выходов отдельных процессов и управления ими; оценки входов и выходов для подтверждения того, что отдельные процессы взаимосвязаны и выполняются результативно и эффективно; определения и менеджмента рисков; постоянного улучшения процессов на основе анализа данных по их результатам; назначения руководителей пpoцecсов и наделения их полной ответственностью и полномочиями; менеджмента каждого процесса для достижения целей этого процесса; обеспечения управления на стыке между отдельными процессами в рамках системы процессов.
В свою очередь, первым этапом на пути создания эффективного ТС должно быть построение его иерархической структуры**. Вариант верхней части такой структуры приводится на рис. 4.
Ниже подробно рассматривается процесс 1.2 в связи с его важностью, другие процессы рассматриваются ограниченно.
В составе процесса «Определение потребностей в услугах по ТС (1.1, рис. 4) различают следующие составляющие:
выявление потребностей, обусловленных календарными графиками технического обслуживания, проверок, ремонта;
определение потребностей, обусловленных отказами машин;
выявление потребностей, обусловленных сигналами о неисправностях машин (от оператора; от персонала, эксплуатирующего машину; от электронных средств, установленных на машине; через спутник связи и др.);
поддержание благоприятных отношений с потребителями.
В передовой практике вопросами уточнения потребностей в услугах по ТС и реализации этих потребностей занимается специалист - координатор работ, входящий в состав службы сервиса предприятия. Он же контактирует с закрепленным за данным предприятием специалистом из службы сервиса субподрядного предприятия.
Важным фактором является максимальная удовлетворенность потребителей качеством услуг по ТС. В значительной мере она зависит от совершенства взаимоотношений работников сервисной службы с потребителями. Эти взаимоотношения преимущественно проявляются при реализации процессов 1.1, 1.2 (рис. 4).
На взаимоотношения с персоналом потребителя оказывают влияние следующие свойства персонала сервисной службы: заботливость, обходительность, доступность, честность, готовность помочь, оперативность, профессионализм, качество предлагаемых решений, обязательность, знания, внешний облик. Высокие характеристики этих свойств могут быть обеспечены за счет реализации специальной программы.
Другие основные и вспомогательные процессы (рис. 4) будут рассмотрены в продолжениях статьи.