Тема 6 одежда и внешний облик деловой женщины

Вопросы для обсуждения к теме 2

1. Что такое деловой этикет и как он связан с этикой деловых отношений?

2. Что собой представляет историческая основа делового этикета?

3. Как связаны между собой традиции, обычаи, привычки, правовые нормы и нормы делового этикета?

4. Каковы принципы современного делового этикета и как они отличаются от ранее существовавших?

5. Как влияют принципы делового этикета на его сущность, содержание и направления развития?

6. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы изменений в нормах делового этикета?

7. Какое значение имеет следование требованиям делового этикета для установления
эффективных деловых отношений?

ТЕМА 3. ПРИВЕТСТВИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ТИТУЛИРОВАНИЕ.. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА..

Согласно общим правилам вежливости, первым приветствует:

• мужчина - женщину;

• младший - старшего;

• проходящий - стоящего;

• опаздывающий - ожидающего;

• входящий - находящихся в помещении.

Эти нормы, конечно, сохраняются и в деловом этикете, однако деловая сфера вносит свои поправки: здесь пол и возраст, как критерии того, кто кого должен приветствовать первым, отступают на второй план, а на первый план выступает должность. Например, секретарь (женщина) первым приветствует своего руководителя (мужчину), стоящие и беседующие возле дверей высшего учебного заведения студенты первыми приветствуют проходящего мимо ректора и т.п., т.е. на первом месте должность: нижестоящий по должности первым приветствует вышестоящего. Однако и здесь могут быть отступления от правил: например,молодой генеральный директор (мужчина), если он хорошо воспитан, не станет дожидаться приветствия от своего заместителя по финансовым вопросам (женщины), а поздоровается с ней первым, хотя она ниже его по должностному рангу.Вообще, стоит заметить, что нет строгих правил того, кому с кем следует здороваться первым; обычно в повседневной деловой практике первым здоровается тот, кто первым другого увидел -если нет уж слишком большой разницы и в должностном ранге, и в возрасте.

Приветствуя женщину или старшего по должности или возрасту, мужчина обычно встает -это предписывает светский этикет.

Деловой этикет и тут вносит свои поправки: женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника (сотрудницу) вставая, - если входящий значительно выше по должности.То есть в данном случае неважно, кто приветствует - мужчина или женщина, и неважно, кого приветствует - мужчину или женшину; важно другое - лицо нижестоящее приветствует лицо вышестоящее вставанием.

При приветствии лучше всего пользоваться традиционным официальным "Здравствуйте". "Доброе утро" принято говорить до 12.00 часов, "Добрый день" - до 18.00 часов, "Добрый вечер" - после 18.00 часов. (Три последних приветствия не рекомендуется обращать к вышестоящим лицам, хотя последние могут таким образом адресоваться к нижестоящим.)Если обстоятельства таковы, что приветствие голосом нецелесообразно -слишком большое расстояние или между здоровающимися есть стоящие или проходящие по коридору другие сотрудники, имеет смысл лишь обменяться поклонами. Поклон - это не кивок головой, при поклоне голова фиксируется в наклоненном состоянии на 1-2 секунды. Поклон может быть формальным, вежливым, заискивающим, пренебрежительным, холодным, теплым, полным уважения, изящным, глубоким. На улице сотрудники приветствуют друг друга, руководствуясь теми же правилами, однако мужчине следует приподнять шляпу или хотя бы прикоснуться к ней рукой. Это правило не касается других головных уборов.

Приветствие может сопровождаться рукопожатием, однако заметим, что при ежедневном общении каждый день пожимать руки друг другу не принято, обычно это делается, если сотрудники не виделись какое-то время (например, рукопожатие после воз­вращения из отпуска).

При рукопожатии мужчина перчатку снимает, женщина - нет. Первым руку протягивает:

• женщина - мужчине;

• старший по возрасту - младшему.

Но снова эти общепринятые правила этикета уступают в сфере деловых отношений первенство другим, где главный критерий - должностной статус, т.е. руку первым протягивает старший по должности. Отступления есть и здесь - президент компании (мужчина) на деловом совещании должен первым протянуть

руку рядовому сотруднику рекламного отдела (женщине), однако он, будучи светским человеком, может не воспользоваться своим правом старшего по должности и помедлить с протягиванием своей руки, давая возможность женщине первой сделать это, и, лишь тогда пожать ей руку.

Для тех, кому трудно запомнить, кто и кому первым протягивает руку, сделаем маленькую подсказку: руку первым протягивает тот, кто "снисходит" до партнера, а "снисходит" тот, у кого более привилегированный статус в обществе, - это "прекрасный пол", человек более старшего возраста, или занимающий более высокую должность. Рукопожатие не должно быть ни слишком сильным, ни слишком слабым. Нельзя трясти или встряхивать чужую руку, сжимать ее двумя своими руками, протягивать лишь пальцы руки.Что касается представления, то здесь в основе делового этикета также лежат правила этикета светского.Согласно деловому этикету представить кого-либо - значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает.Для того чтобы иметь право кого-либо представить кому-либо,представляющий обязан быть знакомым с обеими сторонами. Представляют:

• мужчину - женщине;

• младшего по возрасту - старшему по возрасту;

• имеющего более низкий должностной статус - имеющему более высокий должностной статус;

• одного сотрудника - группе сотрудников.

Назвав имя представляемого, следует назвать и того, кому представляем. Если первое лицо (президент компании, директор, ведущий собрание или совещание) хочет представить вновь прибывшего сотрудника, он должен это сделать следующим образом: идет навстречу вновь прибывшему, они обмениваются рукопожатием, после чего президент (директор и пр.) говорит присутствующим: "Позвольте вам представить - господин Сергеев". Новоприбывший и присутствующие пожимают друг другу руки, и при этом присутствующие по очереди называют свои фамилии. Вновь прибывший этого не делает, так как его уже представил президент компании. Имена и фамилии следует произносить четко и ясно,чтобы не было необходимости переспрашивать.При большой разнице в служебном положении представление проходит так: представляющий говорит: "Господин директор, позвольте Вам представить нашего нового молодого сотрудника в отделе рекламы - Сергея Кузнецова".

Представляющий, знакомя лиц одного пола, близких по возрасту и служебному положению, может воспользоваться формулировкой: "Познакомьтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги", не акцентируя внимание на том, кто кому представлен. После представления, для подтверждения знакомства, обычно принято обменяться несколькими любезными общими фразами, или непродолжительно побеседовать. Инициатива при этом у женщины или лица более высокой должности, т.е. у того, кому представляли. Однако, если фразы, произносимые при представлении, носят отчетливо "верноподданнический" характер, их может произнести и тот, кого представляли -например, представляемый не может удержаться от радостного восклицания: "Я так давно мечтал познакомиться (вариант - мечтал быть представ­ленным) с руководителем такой уважаемой фирмы!"

Однако хотелось бы предостеречь от произнесения дежурной формулировки "Очень приятно познакомиться". Ваш новый знакомый волен подумать: "А почему, собственно говоря, приятно?"

Еще один нюанс: бывают случаи, когда представляющее лицо просто не нужно, его услуги не требуются. Вообще, представляющий нужен как гарант для обеих сторон, гарант достоверности данных, порядочности представляемых друг другу людей - его роль определяется правилами, идущими из глубины веков. Но в сегодняшнем деловом мире роль гаранта может выполнить организация, в которой работают (или встретились на деловом мероприятии) сотрудники.

Пример: на совещание в головную фирму приглашены заведующие филиалами фирмы. Некоторые из них не знакомы друг с другом. Чтобы познакомиться, им совсем не надо искать кого-то,кто бы представил их друг другу, - они являются сотрудниками организации, которая и выступает в данном случае гарантом. Следует просто сказать: "Мы с Вами не знакомы, хотя и сидим уже час на этом совещании; позвольте представиться" (или: "Не возражаете, если мы с Вами познакомимся?"). Далее - обмен ви­зитными карточками. Еще одна нетипичная ситуация: у Вас завязался разговор с незнакомым лицом, и это не сотрудник организации, однако Вы пришли к выводу, что хотите продолжить знакомство; протяните руку и назовите себя, предложите визитную карточку. Еще одна деталь представления и знакомства. В прежние времена (еще в начале XX в.) замужняя женщина считалась более уважаемым членом общества, чем незамужняя, поэтому незамужнюю женщину представляли замужней, пользовавшейся званием и титулом мужа. В современном деловом общества эта традиция не действует, она устарела. Незамужняя женщина, да к тому же еще и молодая по возрасту, тем не менее будет пользоваться уважением сообразно своему служебному положению (например, гла­вы фирмы), а есть ли у нее муж с определенными заслугами - не имеет значения. Поговорим теперь о титулах и титулировании. Титул отражает положение человека в общественной и слу­жебной иерархии:

1. Титулы, связанные с занимаемой должностью,- господин министр, господин президент, господин директор, господин ректор. Можно отметить, что при личных контактах деловой этикет допускает употребление имени и фамилии сотрудника без титула. Однако если имеет место деловое мероприятие или письменное деловое общение, рекомендуется использовать при обращении титул. Титулирование по должности целесообразно до того момента, пока человек данную должность занимает, - в отличие от научных титулов.

2. Титулы, связанные с научными званиями.Научные звания (доцент, профессор) присваиваются на основании соответствующих документов (аттестатов) пожизненно, поэтому таким титулом можно пользоваться по отношению к данному человеку постоянно. Например, если у сотрудника есть профессорский аттестат, к нему можно соответственно обращаться, используя титул "господин профессор", - независимо от того, какую должность он занимает, - в отличие от титулов, определяемых должностью.

Еще одна "милая" деталь титулирования в современном научном мире - титул "господин доцент" не применяется, если у человека научное звание "доцент", по отношению к нему принято использовать титул "господин профессор".

3. Куртуазные титулы,которые применяются по отношению к членам королевских
семей (король, принцесса), по отношению к лицам, осуществляющим управление страной
или ее представляющим в других странах путем реализации функций дипломати­
ческой службы (премьер-министр, министр, посол). Отметим, однако, что использование
куртуазных титулов по отношению к перечисленным группам лиц не является
обязательным, и в некоторых странах подобные титулы вообще не употребляются.

Сохранились и используются в настоящее время куртуазные титулы, являющиеся принадлежностью к иерархии римско-католической церкви (Ваше святейшество, Ваше преосвященство).

Еще один куртуазный титул, дошедший до нас из глубины веков, из времен первых студиозов, обучающихся в университетах,и обучающих их профессоров, - магнециций. Этим титулом обозначается первое лицо высшего учебного заведения - ректор. Этот титул применяют в особо торжественных обстоятельствах.Титулы помогают продемонстрировать уважение к тому, кого титулируют, и хорошие манеры того, кто титулирует. Однако избыточное титулирование говорит как раз о плохих манерах, так как желание проявить подобострастие, заискивание не относится к числу лучших черт личности. Если при личном контакте подчиненный почти в каждой фразе употребляет титул "господин директор", это может выглядеть как "провинциализм" - в худшем смысле слова - и уж во всяком случае - как недостаток хорошего воспитания. Но умеренное титулирование и даже иногда самотитулирование приносит пользу, информируя присутствующих при личных контактах о наличии у данного лица прав на тот или иной титул. Приведем пример уместного самотитулирования. Допустим, что секретарю ректора некоего университета звонит некто Джонсон. Ректор, выслушав сообщение секретаря, не имеет ни малейшего представления о том, какие вопросы могут быть у господина Джонсона к нему, ректору. Но если звонящий называет себя: "Говорит Генри Джонсон, профессор Мичиганского университета", - ректору сразу становится ясно, что круг интересов звонящего к нему, ректору, находится, скорее всего, в профессиональной сфере. Здесь, как видим, самотитулирование и самопредстав­ление очень близки. Что касается письменного делового общения, здесь титулирование обязательно при обращении: "Господин профессор", "Гос­подин министр", "Господин главный редактор". Сокращения в титулировании при обращении недопустимы - нельзя написать "Господин проф." или "Господин дир-р". При повседневных деловых контактах, особенно если они протекают на примерно равном должностном уровне, титулы обычно опускаются, а к начальнику отдела или директору обращаются по имени и отчеству - без прибавления титула.

Интересно следующее требование современного делового этикета: если деловая женщина вышла замуж и поменяла фамилию на фамилию мужа, она должна разослать письма-уве­домления своим деловым партнерам с указанием того, как теперь следует к ней обращаться, т.е. какой должен быть использован титул.

4. Анонимное титулирование- это применение титула без обозначения должностного, научного и проч. статуса. В настоящее время принято использовать следующие аноним­ные титулы:

• в Германии - "Герр", "Фрау";

• в Великобритании и других англоязычных странах -"Мистер", "Миссис", "Мисс";

• во Франции и других франкоговорящих странах -"Месье", "Мадемуазель", "Мадам". В России до 1917 года общеупотребительными в деловых кругах (и при устном, и при письменном общении) были титулы "Господин", "Госпожа"; в последующие годы -"Товарищ", без различения полов. В настоящее время, когда Российская Федерация вошла в мировое сообщество, приняв социально-рыночную систему отношений, появились отчетливые желания и их практическое воплощение вернуться к традициям дореволюционной России, т.е. использовать в деловых контактах (а нас интересуют толь­ко они) титулы "Господин" и "Госпожа". В начале 90-х годов эту "новую старую" форму радостно приветствовали многие, а в деловых кругах - практически все. В настоящее время при письменном деловом общении, в большей части случаев, вышеуказанная форма анонимного титулирования употребляется в сочетании с должностным титулом или фамилией: "Уважаемый господин директор!" или "Госпожа Киселева!".

Можно только приветствовать возврат к традициям. Ведь анонимное титулирование используется и между совершенно незнакомыми друг с другом людьми - для выражения

взаимного уважения, установления доброжелательных, дружеских контактов, даже если они мимолетны.В целом, используя титулы, в том числе и анонимные, следует придерживаться золотой середины: и отсутствие титулирования,и избыточное применение титулов равно нежелательны и не являются демонстрацией хороших манер.

Вопросы для обсуждения к теме3

1. Какие критерии различения приоритетов в приветствии и пред­
ставлении действуют в современной деловой жизни?

2. В какой мере общегражданский (светский) этикет определяет церемонию приветствия и представления в деловой обстановке?

3. Какие факторы, кроме норм общегражданского этикета, влия­ют на процедуру приветствия, представления и титулирования в прак­тике деловой жизни?

4. В чем суть основных затруднений в анонимном титулирова-
нии в сфере российского бизнеса?

5. Каковы основные принципы анонимного титулирования, прак­тикуемые в деловой сфере?

6. Укажите тенденции изменений в современной процедуре при­ветствия, представления и титулирования.

7. Сформулируйте Ваши предложения по реализации принципа
обязательного анонимного титулирования применительно к услови­
ям деловой жизни в России.

В современной деловой жизни визитная карточка - обязательный атрибут. Визитные карточки, применяемые в деловой практике, бывают следующих видов:

• стандартная визитная карточка сотрудника фирмы;

• представительская карточка сотрудника фирмы;

• семейная визитная карточка;

• прочие визитные карточки.

Функции современных визитных карточек:

1) представление деловых партнеров;

2) подтверждение заинтересованности в последующих деловых контактах;

3) информирование о фирме, направлениях ее деятельности;

4) осуществление деловых контактов между партнерами (например, при сопровождении подарка, цветов и т.п.).

Для современной визитной карточки требуется плотная бумага высокого качества, размером приблизительно 5x8 см.

В России принято располагать русский текст на одной стороне, а с другой стороны - текст на английском языке или на языке страны пребывания бизнесмена. В типовой визитной карточке сотрудника указываются фамилия, имя, должность сотрудника, его полномочия, служебный телефон (может быть, не один), название фирмы, ее почтовый адрес, телефон секретариата, телефакс, телекс. Иногда для некоторых видов должностей, например для страхового агента, адвоката и т.п., указывается и домашний телефон. Таким образом, визитная карточка дает представление о фирме - через ее адрес. Местоположение фирмы - в центре или на окраине города - говорит о благосостоянии фирмы, о прочности или непрочности ее положения; об этом свидетельствует также наличие собственного здания или аренда служебного помещения. Номера внутренней связи на визитной карточке тоже "работают" на солидную репутацию фирмы, поскольку косвенным образом указывают на многочисленность персонала, т.е. масштаб фирмы. В последнее десятилетие стандартные требования к виду и содержанию визитной карточки значительно расширились, например, некоторые фирмы заказывают своим сотрудникам (разумеется, если это продиктовано должностной необходимостью) ви­зитные карточки непривычного вида с фотографией или в виде небольшой книжечки, где подробно указывается, чем занимается то или иное подразделение фирмы, как с ним связаться, как проехать, где находится место для парковки автомашин и т.п. Второй тип визитной карточки, используемой в деловой сфере, -карточка, где указываются только фамилия и имя. Такими карточками могут обмениваться только в том случае, если требуется закрепить первое знакомство, а в сведениях о фирме, должности и занятиях владельца карточки потребность еще не возникла.

Третий тип - визитная карточка фирмы. Она также появилась сравнительно недавно и существует приблизительно одно-два десятилетия. В ней указывается полное официальное название фирмы, ее логотип, почтовый адрес и адрес в Интернете, телефоны секретариата, иногда - отдела по связям с общественностью и рекламного отдела, направление деятельности фирмы, в ней могут размещаться адреса и телефоны филиалов за рубежом. Визитные карточки фирм используются во время презентаций, на выстав-ках-ярмарках. Цели использования таких карточек - в основном рекламные.

Четвертый тип - семейная визитная карточка. На ней указываются имя или фамилия главы семьи (без указания должности в какой-либо фирме), имя и фамилия его супруги, имена детей, домашний адрес и телефон. Это может показаться странным с первого взгляда, но семейная визитная карточка используется и в деловой жизни, например при знакомстве глав семей, находящихся на выездной учебе или на отдыхе за счет фирмы, а также в том случае, когда фирма направляет своих сотрудников с семьями для работы в зарубежном филиале.

Примечание.Следует отметить, что служебные визитные карточки женщин не отличаются от визитных карточек мужчин. Однако, если визитная карточка женщины содержит только ее имя, фамилию и телефон (иногда в карточке может быть и фотография), следует отнестись к ее владелице с особой осторожностью, так как это представительница первой древнейшей профессии. Хотя в последнее время фирмы, пользующиеся услугами "леди-эскорт", иногда позволяют им указывать на своей визитной карточке название фирмы либо сама фирма "Эскорт" печатает на карточке все полагающиеся атрибуты, с той лишь разницей, что название отдела, в котором работает предполагаемая сотрудница, обычно в карточке не указывается, что и служит мягкой подсказкой о роде занятий владелицы карточки.

При деловом знакомстве обмен визитными карточками обязателен. Если кем-либо из участников встречи не вручена карточка, это быть может расценено как неуважение, нежелание продолжать контакты - ни деловые, ни личные, а также как пренебрежение. Визитная карточка вручается таким образом, чтобы текст ее был сразу прочитан. При этом владельцу визитной карточки следует вслух произнести свою фамилию, чтобы облегчить партнеру ее запоминание. Получивший карточку должен, держа ее в руке, прочитать ее содержание, поблагодарить и убрать в кейс, папку или во внутренний карман (но не в наружный) пиджака. Вручается и принимается визитная карточка обычно правой рукой, при этом оба партнера обмениваются легкими поклонами.

Процедура обмена визитными карточками, в том случае, если деловая встреча достаточно многочисленная и потенциальные партнеры визуально не знают друг друга, может осложниться. Поэтому имеет смысл постараться узнать заранее, кто из участников встречи относится к более высокому рангу. Дело в том, что первым вручает свою визитную карточку младший по должности, если должности равны - младший по возрасту. Если деловая встреча проходит за рубежом, то первыми вручают свои визитные карточки представители принимающей фирмы, т.е. "хозяева".

Во время деловых переговоров можно положить визитные карточки перед собой в том порядке, в котором сидят деловые партнеры.

Нельзя использовать чужие визитные карточки для записи во время переговоров, мять, складывать их, просто вертеть в руках.

Это будет воспринято как знак неуважения к хозяину карточки и,следовательно, ко всем остальным.

Ранее уже упоминалось о том, что визитная карточка может выполнять функцию письма. Например, с помощью визитной карточки можно предоставить кого-либо третьему лицу. При этом посылают свою визитную карточку с написанными в левом нижнем углу буквами

P.P. (pour presenter) ("чтобы представить") и карточку того лица,которого хотят представить. В ответ высылается карточка тому лицу, которое представляли, - без каких-либо подписей. Для того чтобы поздравить, ставят буквы P.F. (pour feliciter - "чтобы по­здравить"). Поздравление с Новым годом P.F.N.A. - pour feliciter a Nouvelle Annee). В случае необходимости выразить благодарность (например, за поздравление) посылают карточку с буквами P.R. (pour remercier - "чтобы поблагодарить").

Желая выразить соболезнование, пишут Р.С. (pour condoleance -"чтобы выразить сочувствие").

Если бизнесмен уезжает из страны, где у него была деловая встреча, и нет возможности лично попрощаться, отъезжающим посылается визитная карточка руководству принимавшей фирмы с буквами Р.Р.С. (pour prendre conde); prendre conde означает "про­ститься". Здравый смысл подсказывает, что ответ в этом случае

не дается.Перечисленные выше выражения - французские, они приняты во всем мире и употребляются независимо от того, на каком языке говорят жители страны. Однако уместно заметить, что английский язык, претендующий на роль планетарного, пытается если не заменить непреложные французские выражения, то хотя бы их дублировать. Так, например, в приглашении на деловой ужин принято указывать форму одежды, используя все те же устоявшиеся французские слова: cravate noire ("черный галстук"), т.е. имеется в виду, что на ужин необходимо явиться в смокинге. Некото­рые американские фирмы в своих приглашениях под французским текстом пишут аналогичный английский: "blake tie", однако полностью заменить французские слова английскими, т.е. нарушить вековые традиции этикета, хотя бы светского, никто не ре-шается.Укажем еще, что отвечать на посланные с какой-либо целью визитные карточки по телефону не принято, ответ дается также визитной карточкой. В случае необходимости использовать визитную карточку для передачи информации на свободном поле карточки пишется текст (естественно, краткий) от третьего лица. Например:Иванов Сергей Викторович благодарит за поздравление. Уместно вручить свою визитную карточку секретарю в приемной (при посещении фирмы), если с лицом, которому Вы наносите деловой визит, ранее знакомы не были. В этом случае, секретарь, представляя Вас, наверняка не перепутает имя и правильно произнесет фамилию.

И еще одна рекомендация: деловым людям, часто имеющим контакты с иностранными партнерами, целесообразно иметь визитные карточки, написанные на разных языках; однако одна сторона вцзитки должна всегда быть заполнена текстом на родном языке. Посылаемые карточки запечатываются в обычный конверт. В современной мировой бизнес-практике действуют правила оформления визитных карточек, принятые в светском этикете: текст должен быть предельно простым, не вычурным, легко чита­емым и не золотого, не красного или еще какого-либо экзотического оттенка, а черного цвета, без цветных или золотых напылений, объемных изображений и тому подобных "украшательских" элементов. Чем проще карточка, тем больше в ней достоинства и элегантности. К сожалению, визитные карточки российских бизнесменов часто грешат именно такими "украшательскими" излишествами. Бумага карточки должна быть белого или очень светлого цвета, но не черного.

Качество плотной бумаги, из которой изготовлена карточка, должно быть высоким. В заключение уместно будет напомнить, что визитная карточка в деловой сфере служит для передачи информации, является подтверждением солидности и хорошей репутации фирмы и ее сотрудника.

Вопросы для обсуждения к теме 4

1. Как исторически развивалась система требований к форме и содержанию визитной карточки?

2. Охарактеризуйте визитную карточку как инструмент делово­го общения.

3. Каковы формы использования визитной карточки в современном деловом мире?

4. Как следует вручать и получать визитную карточку?

5. Какие новые виды визитных карточек появились в последние десятилетия в деловой практике?

6. Каковы перспективы использования визитных карточек в будущем?

7. Повлияло ли появление сети Интернета на вид, форму и практическое использование
визитных карточек?

ТЕМА 5 ОДЕЖДА И МАНЕРЫ ДЕЛОВОГО МУЖЧИНЫ

Успех в бизнесе зависит от компетентности делового человека, его профессионализма, активности и многих-многих других факторов. Некоторые из них влияют на достижение желаемого результата прямо и непосредственно - знание дела, опыт, но речь сейчас не о них. Косвенные факторы также влияют на успех, и внешний облик делового человека - именно тот фактор, который тоже определяет эффективность деловых связей, успех в деловых контактах и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы. Внешний вид и манеры - это то, что окружающие его партнеры по бизнесу видят и оценивают сразу, пока еще не состоялось обсуждение предполагаемых сделок, пока еще не лежит на столе проект договора.

Каждая профессиональная группа людей имеет свой неписаный кодекс поведения, манер, внешнего вида - государственные служащие, актеры, студенты и т.п. Бизнесмены имеют также определенный стиль в одежде и манерах.Наблюдая заседание совета директоров, сотрудников, обслуживающих экспозицию своих фирм на ярмарке, деловые совещания и т.п., можно отметить, что подавляющее большинство присутствующих одеты в "одном ключе": приблизительно одинаковый цвет костюма, схожий рисунок на ткани галстука, похожие манеры.

Общая характеристика стиля делового мужчины: консерватизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям); умеренность, т.е. не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и T.it:; безупречная аккуратность и опрятность, поскольку небрежно или криво завязанный галстук, грязная обувь, мятая сорочка создают впечатление, что носитель такой одежды нетребователен к себе или не уважает окружающих. Возникает предположение, что он также нетребователен к себе и при исполнении договоров, и также неуважителен будет к интересам партнеров в деловой сфере.

Западный деловой мир отличается от российского (кроме прочего) еще и тем, что при обсуждении договоров, сделок и т.п. учитывается то, как одет партнер, каковы его манеры. Одна деталь,на взгляд некоторых, может быть, и незначительная, например несвежий носовой платок, оторванная пуговица пиджака, может негативным образом повлиять на результат переговоров. Деловой мужчина должен выглядеть:

• уверенным в себе;

• солидным;

• деловым;

• элегантным;

• внушающим доверие;

• не лишенным вкуса;

• надежным;

• порядочным;

• аккуратным.

Основной вид мужской деловой одежды- костюм-тройка. От качества ткани костюма зависит то, как долго он сохраняет форму* как долго держатся "стрелки" на брюках. Желательно,чтобы .ткань была выполнена из "сухой" нити, т.е. сильно крученой. (Такая ткань долго остается сухой при попадании под дождь.) Выбирая костюм в~маТазине, достаточно сжать в руке край изделия на 1-2 секунды; разжав руку, Вы видите, насколько помята ткань: если она мгновенно приняла прежний вид, т.е. не помялась,значит, нить хорошо крученая, если же на ткани осталась помя­тость (следы заломов), - нить обработана плохо, такой костюм к концу рабочего дня будет выглядеть мятым, а это производит впечатление неопрятности.

Длина полы пиджака в современном костюме мира бизнеса до первой фаланги большого пальца опущенной вниз руки. Длина рукава пиджака - до запястья.

Темно-синий цвет - более строгий, и поэтому более официальный, чем серый. Психологи утверждают, что он не запоминается, потому что он нейтральный. Следовательно, темно-синий костюм можно надевать не один раз в неделю, в "сопровождении" разных сорочек и галстуков. Еще один нюанс темно-синего цвета: он делает цвет лица своего "носителя" более здоровым, цветущим, поскольку бросает на лицо отблеск того цвета, который является составляющим в синем, - розового. Это не значит, что мужчина становится розовощеким и похожим на бодрого бойскаута,нет, просто он выглядит более здоровым, а это немаловажно, особенно если позади уже большая часть напряженного трудового дня, имеющая своим следствием усталость; кроме того, возможно, не лучшим образом влияет состояние простуженное™ или психологическое напряжение от только что произошедшей неприятной беседы с коллегой или руководством. Серый цвет психологически мягче, "теплее"; деловой мужчина в сером костюме выглядит приятным, дружелюбным, располагающим к беседе и общению.

Есть одно "светское" правило: чем темнее цвет (цвет чего угодно - одежды, мебели и пр.), тем он аристократичнее. Это в сильной степени относится к серому цвету: темно-серый костюм будет выглядеть более дорогим - независимо от истинной цены, а свет­ло-серый - более дешевым.Отдельно следует сказать о черном цвете для мужского кос­тюма. Это цвет, обязательный для вечерних деловых приемов и траурных церемоний. Против этого авторы современных западных справочных изданий по деловому этикету не возражают. Но мнения о том, допустим ли черный цвет костюма для повседнев­ной деловой обстановки, в тех же источниках весьма противоречивые. Однако тем не менее весы склоняются более в сторону той точки зрения, которая состоит в рекомендации использования черного цвета мужского костюма как знака, символа торже­ственности делового мероприятия, - независимо от того, сопровождается ли оно позитивными настроениями (деловой прием) или негативными (траурная церемония). Для делового костюма такие цвета, как бордо, коричневый,болотно-зеленый и т.п., -исключены, их следует оставить для одежды, предназначенной для отдыха (клуб, загородная прогулка).

Интенсивность окраски ткани костюма зимой - более глубокая, летом - менее. Костюм из ткани в полоску допускается, но полоска не должна бьггь слишком широкой или резкой, контрастной. Можно ли носить пиджак из одной ткани, а брюки - из другой? Да, можно, но нужно обязательно тгроверить, как сочетаются между собой пиджак и брюки по цвету, по рисунку и по фактуре ткани.

Костюм в полоску делает фигуру более стройной, поэтому его предпочитают те, у кого размер одежды больше 54-го. Ткань в клетку тоже может быть использована для мужского костюма, требования те же - клетка должна быть еще менее за­метной, чем полоска. На деловых мужчинах 90-х годов костюмы в клетку встреча­ются гораздо реже, чем, например, на деловых мужчинах 20-х годов. Костюмы из ткани букле и твид допускаются, однако такой костюм не носится целиком, используется обязательно пиджак из букле или твида с брюками из гладкокрашеной ткани и гладкой фактуры.

Здесь уместно заметить, что вообще умение сочетать в одежде не только цвет, рисунок, но и фактуру ткани можно считать талантом.

Пиджак, как элемент костюма, может быть однобортным и двубортным - по желанию. Двубортный пиджак обычно предпочитают более полные мужчины, так как он делает фигуру стройнее.

Не допускаются в мужском деловом костюме элементы спортивного стиля, например накладные карманы; военного стиля, например погончики; охотничьего и клубного стиля. Недопустимы современные деловые костюмы и даже пиджаки из вельвета (это ткань для отдыха, спорта, охоты), бархата,кожи. Отметим, что требования к деловой одежде

меняются не только век от века, но иногда чаще; шутки ради можно указать на деловой костюм маркиза - государственного служащего, занимающего пост министра финансов при дворе Людовика XIV: бархатный камзол, бархатные "culottes" ("штанишки") до колена,белые чулки и т.п.

Отдельно стоит затронуть вопрос о технологии пошива мужского костюма. В мировой практике считается весьма престижным носить костюмы, изготовленные с большой долей ручного труда. Дело в том, что шов, сделанный на руках (особенно это касается шва, соединяющего воротник пиджака со спинкой и полочками,а также шва по окату рукава), - мягче, лучше повторяет форму человеческого тела, которое, как известно, не имеет прямых углов и абсолютно прямых линий. Костюм, большое количество Швов в котором сделано вручную (на манекене, конечно), сидит Хорошо, "как влитой", и человек чувствует себя в нем свободно.

Наши рекомендации