Концепция и принципы логистики. Микрологистика и макрологистика

Концепция — система взглядов, то или иное понима­ние явлений, процессов; основной, конструктивный прин­цип различных видов деятельности. Кратко охарактеризуем каждый из перечисленных принципов логистики.Комплексность:- формирование всех видов обеспечения (развитой ин­фраструктуры) для осуществления движения потоков в кон­кретных условиях;- координация действий непосредственных и опосред­ствованных участников движения ресурсов и продуктов;- осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм;- стремление фирм к тесному сотрудничеству с вне­шними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности. Научность: -усиление расчетного начала на всех стадиях управле­ния потоком от планирования до анализа, выполнение подроб­ных расчетов всех параметров траектории движения потока;- признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.Конкретность:- четкая и точная оценка всех ресурсов, используе­мых при осуществлении логистического процесса: финан­совых, трудовых, материальных и т.д.[1][1]- осуществление движения с наименьшими издержка­ ми всех видов ресурсов;- руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, резуль­таты работы которых измеряются полученной прибылью.Конструктивность:- диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; - тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров. Надежность:- обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока;- широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и техноло­гии ее обработки.

Вариантность:- возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды;- целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.Наряду с перечисленными принципами концепция ло­гистики раскрывается также следующими положениями:- учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи;- гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;- развитие логистического сервиса. Есть два уровня управления логистикой микрологистика и макрологистика.
Микрологистика - это управление логистикой на уровне взаимодействия отдельных компаний - участников рынка, а также управление внутренней логистикой компании или холдинга.
Макрологистика - это управление логистикой на уровне взаимодействия различных групп компаний в отдельных отраслях экономики и между ними, а также на рынках крупных географических регионов и глобальном рынке межгосударственного товарооборота.

4.Логистика в системе современных экономических наук. Функции логистики. Логистическая функция –обособление и совокупность логистических операций выделенная с целью повышения эффективности менеджмента при реализации логистической тактики предприятия. Функции Л.:- базисные; - ключевые; - поддерживающие; Базовые функции: 1. Снабжение, закупки. 2. Производство. 3. Сбыт и распределение. Ключевые функции: 1. Поддержание стандартов обслуживания потребителей. 2. Управление закупками. 3. Транспортировка. 4. Управление запасами. 5. Управление процедурами заказов. 6. Управление производственными процедурами. 7. Ценообразование. 8. Физическое распределение. Поддерживающие функции: 1. Складирование. 2. Грузопереработка. 3. Защитная упаковка. 4. Обеспечение возврата товара. 5. Обеспечение запасными частями и сервисным обслуживанием. 6. Сбор отходов. 7. Информационно-компьютерные поодержка.

5 вопрос. Этапы развития и современное состояние логистики. 1. Этап становления.Интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП. К объективным экономическим факторам, ускорившим развитие логистики на этапе становления (60-е годы XX века), относятся: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат.

Начала формироваться теория и практика логистического управления. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. Пришло понимание того, что:

· существующие как бы обособленно потоки в хранении и транспортировании ГП могут быть увязаны единой системой управления;

· область физического распределения ГП имеет большой потенциал с точки зрения снижения затрат;

· объединение отдельных функций физического распределения ГП может дать существенный экономический эффект.

На этом этапе приходит понимание и формулирование ключевой концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл ее заключается в следующем: можно таким образом перегруппировать затраты в распределении ГП, что их общий уровень при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшится. Система управления действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции

Уровень достижений НТП.

Развитие компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 50-х годов, позволило автоматизировать решение таких многоальтернативных и оптимизационных задач. 2. Этап развития.Интеграция производственных, складских и транспортных процессов

Отличительной чертой 1970 –х годов стало усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов (энергетический кризис). Основной задачей большинства фирм стало рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал основным в конкурентной борьбе.

Этап развития характеризуется:

· поиском путей рационального использования сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

· поиском новых путем снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции логистики;

· разработкой и применением принципов промышленной логистики;

· распространением философии всеобщего управления качеством.

Завершилась «тарно-упаковочная» революция, которая коренным образом изменила набор операций, организацию, техническое и технологическое обеспечение складского процесса. Большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования, стандартизация и производство новых видов тары и упаковки, стали формироваться современные автоматизированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов. 3. Этап интеграции.Интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и готовой продукцией

Получила повсеместное распространение концепция всеобщего управления качеством, которая произвела переворот в теории и практике менеджмента. Концепция всеобщего управления качеством является своего рода философией управления, которая признает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. Концепция всеобщего управления качеством – это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов организации на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг). Он позволяет достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена организации, так и общества в целом.

4. Этап глобализацииВ 1990-е годы концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, была признана большинством участников цепей снабжения, производства и распределения. Появились фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике. Компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или национальном уровнях, но и на глобальном. Началась глобализация мировой экономики.5. Современные тенденции развития логистикиСовременный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

· более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;

· происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;

· размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские – в Мексике, японские – в Китае).

В настоящее время в мире в области науки и техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются – как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях. Описанные выше факторы предопределили следующие основные тенденции современной логистики.

Вопрос.

1) Достижения МАХ эф-ти производства

2) Рост стоимости транспортных услуг засчет роста средств на топливо

3) Изменение философии товарного материала

4) Расширился ассортимент товара

5) Изменение в сфере производства компьютеров и комуникац. Технологий

6) Возникновение системы точно во время

7) Возникновение проблемы загрязнения окр. Среды и повторного использования отходов произ-ва.

8) Появление новых тнтегрированых сетей розничной продажи со сложными лог. Системами, с нетрадиц. Каналами размещения.

7 вопрос. Концептуальные подходы к созданию логистической системы. Проблемы и перспективы развития отечественной логистики.Выделяют 3 периода развития систем товародвижения материальной продукции:

1. Дологистический период.

2. Период классической логистики.

3. Период неологистики.

В дологистический период, до 50-х годов, управление материальным распределением носило фрагментарный характер. Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности. На практике это означало, что транспортный отдел нередко рассматривался как инородный, даже «паразитирующий» элемент в организационной структуре. Ответственность за данный участок деятельности в масштабах фирмы возлагалась на одно из низших звеньев управленческой вертикали. Происходившее в дологистический период быстрое развитие нерельсового транспорта, особенно автомобильного, заметно повысило роль в товародвижении. Предпочтение стало отдаваться оптимизации перевозок. Новизна логистики заключается, во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, где центральное место стало занимать управление процессами товародвижения. Во-вторых, новизна логистики состоит в использовании комплексного подхода к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства. При фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий явно недостаточна, не соблюдается необходимой последовательности и увязки в действиях различных подразделений фирм. Логистика же, опираясь на комплексный подход, предполагает согласование процессов, связанных с материальными потоками, производством и маркетингом. В-третьих, новизна логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирмы. Все это вместе взятое позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать такой общий результат деятельности, который превосходил сумму отдельных эффектов. Отличительная черта периода классической логистики, начавшегося в начале 60-х годов, состоит в том, что вместо организации оптимальных перевозок на фирмах стали создаваться логистические системы.

Ориентация на минимизацию общих затрат дала положительный экономический эффект на основе использования внутрифункциональных компромиссов. Однако время показало, что затратный критерий ограничивает финансовые возможности фирмы, поскольку не отражает влияние спроса на соотношение ее доходов и расходов. Началом 80-х годов можно датировать новый период в развитии логистики – период неологистики. В этот период логистика характеризуется расширением сферы действия компромиссов. Необходимость такой экспансии обосновывалась тем, что ни одна из функциональных зон внутри фирмы, включая и логистику, обычно не располагает достаточными ресурсами и возможностями для того, чтобы «в одиночку» должным образом реагировать на существенные изменения внешних условий и самостоятельно эффективно работать. Для более эффективного реагирования требовались совместные усилия всех структурных подразделений фирмы или предприятия. Кроме того, необходимо было использовать знания и опыт менеджеров, рассматривающих деятельность фирмы как единое целое.

Наши рекомендации