Объект, предмет, цели, задачи и функции логистики

Объектом изучения логистики являются сквозные МП, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.

Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.

Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:

1. Груз – нужный товар.

2. Качество – необходимого качества.

3. Количество – в необходимом количестве.

4. Время – должен быть доставлен в нужное время.

5. Место – в нужное место.

6. Затраты – с минимальными затратами.

Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в табл.3.1.

Логистическая функция – это укрупненная группа ЛО, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл.3.2.

Реализуют ЛФ следующие организации: транспортные предприятия; торговые предприятия; коммерческо-посреднические организации; предприятия-изготовители; специализированные логистические организации.

Таблица 3.1 Классификация и примеры задач, решаемых в логистике Частные 1.Снижение уровня страховых запасов 2.Сокращение времени хранения продукции в запасах 3.Сокращение времени перевозки 4.Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории 5.Поиски, выбор поставщиков 6.Организация приемки, разгрузки, складирования МР 7.Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей 8.Выбор места расположения торговой точки 9.Кратковременное увеличение мощности ЛС 10.Устранение непроизводительных участков 11.Оформление заказов 12.Выбор типа торгового посредника 13.Выбор вида транспорта для перевозки грузов 14.Выбор маршрута перевозки 15.Оформление внешнеторговой сделки
Общие 1.Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП 2.Разработка способов управления движением товаров 3.Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров 4.Разработка системы учета и анализа логистических издержек 5.Внедрение системы качества на предприятии 6.Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д. 7.Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями 8.Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей 9.Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов 10.Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций 11.Планирование мощности ЛЦ 12.Контроль МП 13.Координация деятельности различных подразделений предприятий 14.Внешняя и внутренняя интеграция 15. Разработка логистической стратегии
Глобальные 1.Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами 2.Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования                      


Таблица 3.2 Классификация функций логистики Описание Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ Снабжение, производство, сбыт Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка Организация системы управления всеми ресурсами Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат Направлена на достижение конечной цели логистического управления – выполнение шести правил логистики
Вид Оперативные Координационные Базисные Ключевые Поддерживающие Системообразующая Интегрирующая Регулирующая Результирующая
Признак классификации Характер выполняемых задач Содержание С концептуальных позиций

Приведенная классификация ЛФ позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.

4. ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ
(ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)

Концепция –это система взглядов, то или иное понимание каких-либо явлений, процессов. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Концептуальными положениями (принципами) логистики являются следующие.

Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья ЛЦ должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому все звенья ЛЦ необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д.

Принцип тотальных затрат.Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистическихиздержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.

Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.

Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.

Использование теории компромиссов для перераспределения затрат.Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это с одной стороны открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования.Смыслэтого положения в использовании оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимизация потоковых процессов за счет использования специализированного оборудования, возможна только в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень научно-технического развития общества.

Принцип развития логистического сервиса. По сравнению с повышением качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.).

Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в ЛС широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством. Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС. Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п. Например, одним из важнейших элементов ЛС являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления МП необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т.д.

Принцип устойчивости и адаптивности. Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортными услугами, колебаниями качественных и количественных характеристик МП, изменением условий поставок и закупок и т.д.В этих условиях ЛС должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Наши рекомендации