Стратегическое управление SWOT-анализ организаций книжной отрасли
Данный вид анализа направлен на совокупное изучение, как внутренних факторов построения определенной модели бизнес-процессов (слабые и сильные стороны компаний), так и на изучение факторов внешних: угроз для бизнеса и возможностей, которые предоставляет макросреда.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны — преимущества предприятий
Слабые стороны — недостатки предприятий
Возможности — факторы внешней среды, использование которых создает преимущества предприятия на рынке
Угрозы — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение предприятия на рынке.
Для обобщенного SWOT-анализ можно воспользоваться следующим списком параметров:
Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, коммуникации отделов предприятия и т.п.)
Производство (могут оцениваться производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, логистика и т.п.)
Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)
Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг предприятия, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг, потребительская полезность, бренд, ассортимент, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, предлагаемые дополнительные услуги, квалификацию обслуживающего персонала).
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз логичнее взять следующий список параметров:
Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию региона и т.п.)
Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок и т.п.)
Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика и т.п.)
Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности и коррумпированности власти и т.п.)
Социально-демографические факторы (следует учесть численность и гендельную структуру населения региона, уровень среднего дохода на душу населения, уровень занятости и т.п.)
Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
Международные факторы (среди них учитывается уровень стабильности, индекс цен, условия импорта-экспортд, таможенные пошлины и т.п.) И др.
В целом SWOT-анализ помогает понять: О Использует ли компания свои отличительные преимущества для конкуренции, и если их пока нет, то какие сильные стороны компании могут стать ее отличительными преимуществами на рынке?
— Являются ли слабые стороны компании ее уязвимыми местами, и существуют ли возможности корректировки положения?
—Какие благоприятные возможности дают компании шанс на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
— Какие угрозы должны более всего беспокоить руководство, и какие стратегические меры следует принять?
Для полноты информационной базы для принятия управленческих решений наряду с общим SWOT- анализом проводится специализированный по ряду параметрам. Параметры проведение специализированного SWOT-анализа:
Рынок и маркетинговая стратегия. Сегмента рынка О Ассортимент выпуска
— Качество услуг/продукции О Конкуренция О Покупательная способность О Себестоимость О цена
Ресурсный потенциал (производство, финансы, кадры, управление) О Производственно-технологический
— Кадровый О Финансовый
— Информационный, организационный
Бизнес-стратегии (расширение, специализация, освоение новых рынков)
Можно выделить три основных барьера для грамотного и эффективного использования данной техники: О Методический - связан с методикой проведения SWOT-анализа и обобщением его результатов. О Информационный - обусловлен сложностями информационной поддержки данной техники. О Управленческий - определяется возможностями и ограничениями использования результатов SWOT- анализа в стратегическом процессе.