Тепловой расчёт червячной передачи
Червячные передачи вследствие их низкого КПД из-за значительного расхода энергии на преодоление трения работают с большим тепловыделением. Нагрев масла до температуры, превышающей допустимую [t]м, приводит к снижению его защитной способности, разрушению масляной плёнки и возможности заедания в передаче.
Расчётная формула для определения температуры масла в редукторе (оC) при установившемся режиме работы червячной передачи, определённая из условия равенства теплоты, выделяемой в передаче и отводимой в окружающую среду, имеет вид
tм = t0+ , (26)
где t0– температура воздуха вне корпуса (внутри цеха обычно t0 = 20 о C); η – КПД червячной передачи; KT – коэффициент теплопередачи, характеризующий тепловой поток, передаваемый в секунду одним квадратным метром поверхности корпуса при перепаде температур в один градус и зависящий от материала корпуса редуктора, степени шероховатости поверхности его стенок, режима циркуляции наружного воздуха и условий перемешивания масла. Для чугунных корпусов при естественном охлаждении принимают KT = 12…17 Вт/(м2 ∙ оC), причём большие значения принимают для передач, работающих в помещениях с хорошей циркуляцией воздуха или эксплуатируемых на открытом воздухе, при незначительной шероховатости наружных поверхностей корпуса и при соблюдении постоянного интенсивного перемешивании масла; A – площадь поверхности корпуса, омываемая внутри маслом или его брызгами, а снаружи воздухом, м2. При проектировочном расчёте принимают А 20aw2, где аw – межосевое расстояние передачи, м; P1 – мощность на червяке, кВт; – коэффициент, учитывающий отвод тепла теплопроводностью (принимают = 0,3, если корпус установлен на металлической раме, и = 0, если основание бетонное).
Допустимая температура масла обычно принимается равной [t]м=90 оC. Повторно-кратковременный режим работы снижает температу-ру масла.
Если при расчёте tм [t]м ,это означает, что естественного охлажде-ния достаточно. В противном случае необходимо применять искусст-венное охлаждение.
При 1 < tм /[t]м 2 применяют воздушное охлаждение, при котором корпус редуктора обдувается воздухом с помощью вентилятора, (крыльчатка вентилятора устанавливается на свободном конце червяка).
При tм /[t]м > 2 применяют водяное охлаждение, при котором устанав-ливают в корпусе редуктора водяные полости или змеевики с проточной водой.
Для смазки червячных передач применяются масла:
· цилиндровое 24 (вискозин);
· цилиндровое 52 (вапор);
· трансмиссионное автотракторное летнее (нигрол летний);
· трасмиссионное с присадкой летнее;
· тракторное АК-15 (автол 18);
· автотракторное АКЗп – 10;
· автотракторное АКЗп – 6.