Педагогическое проектирование и родственные понятия
«Проект» (от лат. projectus) в буквальном переводе с латинского означает «брошенный вперед».
До недавнего времени при упоминании слова «проект» большинство людей имело в виду техническое проектирование, которое рассматривается как разработка комплексной технической документации (проекта) для строительства (реконструкции) предприятий, зданий, сооружений и др.
Можно сказать, что большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования.
Социальное проектирование отличается от проектирования вещей своей направленностью на создание новых форм общественной жизни.
Проектирование можно рассматривать как: -специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; - научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); - форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; - управленческую процедуру.
Педагогическое проектированиепонимается в настоящее время достаточно широко, как:
§ Новая развивающая область знания, способ трактовки педагогической действительности (А.П. Тряпицина).
§ Прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек).
§ Способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова).
§ Практико-ориентированная деятельность, целью которой является создание новых, не существующих в практике, образовательных систем и видов педагогической деятельности (учебные программы, учебники, методические пособия и др.).
§ Процесс создания и реализации педагогического проекта.
§ Специфический способ развития личности.
§ Технология обучения.
В Интернет-версии словаря педагогических терминов понятие «педагогический проект» трактуется следующим образом [21]:
- комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете и ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
- разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
Проектирование рассматривается как вид учебной деятельности. Разработке этого направления посвящены работы МБ. Павловой, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, ЮЛ. Хогунцева, И.А. Сасовой, МБ. Романовской, Е.А. Фураевой и др.
При характеристике проектной деятельности обычно используется понятие «метод проектов», хотя на самом деле речь идет не об одном методе, а о технологии проектирования, используемой в образовательном процессе. Определений метода проектов достаточно много; их суть сводится к следующему: метод проектов – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности, направленный на решение задач образовательного проекта; интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики [9, 14, 18].
Метод проектов рассматривается как образовательная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, воспитательных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной, надпредметной основе [15].
Е.С. Полат определяет метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технология), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическимрезультатом, оформленным тем или иным образом.
Типы проектов выделяются по разным признакам. Одна из наиболее распространенных классификаций - в зависимости от доминирующего вида деятельности учащихся [8]:
Ø Исследовательские проекты приближены к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Ø Творческие проектыимеют не столь строго проработанную структуру. Они строятся по следующей логике: определение потребности, исследование существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.).
Ø Приключенческие(игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Ø Прикладные (практико-ориентированные), отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, ориентированным на их социальные интересы (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии, и т.д.; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.);
Ø Информационные проекты - это тип проектов, связанных с поиском, анализом и представлением информации. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. В ходе проекта изучаются и используются различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция и др.).
По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках); среднесрочным (до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).
Проектная деятельность может быть организована на разных уровнях: международном, национальном, на уровне конкретного региона (например, городские проекты), или на уровне ряда образовательных учреждений, расположенных в одном (или разных) районах.