Размещение товаров на складе. Определение элементов складских подсистем «здание». Основные показатели складской деятельности
Принципы укладки груза на хранение:
Ø Система адресного хранения. Каждое место хранения имеет индивидуальный код;
Ø Твердый, свободный или комбинированный выбор мест складирования.
Твердый (фиксированный) выбор места складирования предполагает четкое указание места хранения для каждого наименования (сорта, артикула и т. п.) товара, что улучшает организацию хранения, даже при отсутствии информационной системы, обеспечивающей учет и поиск товара. На мощности складирования используются при этом не оптимально.
Свободный предполагает размещение товара на любом свободном от груза месте. При этом результат будет противоположен предыдущему:
ü Товар сезонного хранения или редко востребованный товар целесообразно хранить на последних ярусах стеллажей;
ü Товар с высокой оборачиваемостью складируют вблизи входа – выхода в зону хранения;
ü При стеллажном способе хранения изменение номенклатуры груза допускается только в глубины межстеллажного прохода. По вертикали ( с первой и до последней – предпоследней ячейки вверх) стеллаж заполняется однородным товаром;
ü В межстеллажном проходе в ячейках с противоположных сторон укладывается однородный товар.
Выполнение указанных принципов позволяет добиться максимального использования складских мощностей при размещении груза на хранение и рациональной организации складирования, что в конечном итоге повышает пропускную способность склада. [4]–стр. 647
Модуль (блок) «здание» (конструктивные особенности здания, сооружения). Разработка Структуры системы складирования (ССК) ведется для различных типов складских зданий и сооружений. Поэтому блок «Здание» может включать элементы:
v Обычный плоский склад (высотой до 6 м);
v Высотной плоский склад;
v Склад с высотной зоной хранения (высота зоны хранения превышает высоту остальных складских рабочих зон);
v Многоэтажный склад;
v Высотностеллажный склад (со стеллажными несущей конструкции).
Основная задача ССК – максимальное использование складских мощностей, поэтому при ее разработке необходимо учитывать показатели, определяющие заполнение пространства склада по трем измерениям: высоте, ширине, длине.
Выбор высоты и длины зоны хранения зависит от необходимой вместимости склада, оборачиваемости груза, технологии его переработки, высоты грузовой единицы, стоимости земельного участка, применяемых подъемно – транспортных машин, типа стеллажей.
Складские помещения в отдельно стоящих здания могут иметь высоту (округленно к типу размеров, м):3,6; 4,2; 4,5; 5,6; 6,0; 7,2; 8,4; 9,6; 10,0; 11,2; 12,2; 13,4; 14,4; 16,4; 18,0; 19,0; 20,0 и т. д.
В многоэтажных складах, которые в основном встречаются в торговле (постройки до 1970-х годов), высота нижних этажей составляет 4,5-6 м, а последних от 4,5 до 5,6 м. Наиболее распространенной высотой одноэтажных отечественных складов является высота 6 м для механизированных и 12 м и выше для автоматизированных. Современные подъемно – транспортные средства позволяют увеличить высоту складских зданий до 20 – 24 м.
Удорожание стоимости земли, высота грузовой складской единицы,а также увеличение сроков хранения и производительность обслуживающих подъемно – транспортных средств напрямую влияют на высоту склада. В современной практике строительства приоритетным направлением являются одноэтажные склады. При этом увеличение высоты склада позволяет сократить площадь застройки, а значит, экономить на стоимости земли, сократить капитальные затраты на строительство и уменьшить в дальнейшем эксплуатационные издержки.
Эффективность использования складского объема во многом зависит и от высоты складирования груза, которая должна максимально приближаться к высоте склада. При этом, чем больше площадь складского помещения, тем легче и рациональнее можно разместить технологическое оборудование для хранения груза и использовать технические средства, это означает, что имеются возможности для повышения уровня механизации. Для улучшения условий эксплуатации современных высокопроизводительных подъемно – транспортных машин и механизмов необходимо стремиться иметь единое пространство склада без перегородок и с максимально возможной сеткой колонн (или пролетов).
Вид зданий во многом предопределяет техническую оснащенность склада, поэтому между строительными и технологическими решениями существует тесная взаимосвязь. [4]–стр. 610-613
Логистическая цепь может быть организована с использованием собственных складов, либо с применением складов общего пользования. Стратегическая ориентация на длительное присутствие в регионе позволит экономически обосновать необходимость строительства собственного склада. Краткосрочность хозяйственных связей по данным поставкам послужит основанием аренды складских площадей либо покупки услуг склада общего пользования.
Выбор между организацией собственного склада и использованием для размещения запаса склада и использования относится к классу решений «сделать или купить»
Правильно организованный технологический процесс работы склада должен обеспечивать:
o четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки товаров;
o Эффективное использование средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;
o рациональное складирование товаров
o рациональная организация работы зала
o четкую работу экспедиции и организацию централизованной доставки товаров покупателям.
Экономичность технологического процесса на уровне склада выражается в показателях издержкоемкости переработки единицы грузов. Однако оптимизировать этот показатель можно лишь в рамках оптимизации всей системы товародвижения, т. к. с точки зрения логистики, эффективность технологического процесса в любом звене логистической цепи определяется уровнем совокупных затрат на продвижение материального потока по всей цепи.
Условием выполнения перечисленных требований является соблюдение следующих принципов организации материальных потоков на складе: пропорциональность, параллельность, ритмичность, непрерывность, прямоточность, поточность.
Выполнение каждого принципа является одновременно подготовкой к следующей. Размещение рабочих мест (зон), оборудования и необходимых инструментов производится в соответствии с последовательностью технологического процесса, направленностью и скоростью перемещения материального потока.
Склад в ЛС преобразует изменяющиеся по характеру и интенсивности входящие и выходящие материальные (грузовые) потоки. Поэтому основные показатели складских мощностей будут напрямую зависеть от характеристик перерабатываемых грузопотоков, в первую очередь от суточного грузопотока:
Qсут.=Qп.сут.+ Qо.сут.+ Qв.сут.
где Qсут – среднесуточная грузопереработка (величина среднесуточного грузопотока – т /сут., или условные поддоны (п.)/сутки);
Qп.сут - среднесуточный грузопоток прибытия, т/сутки, усл. П./сутки;
Qо.сут – среднесуточный грузопоток отправления, т/сутки, усл. П./сутки;
Qв.сут. – среднесуточная внутрискладская грузопереработка, т/сутки, усл. П./сутки.
Qп.сут.= Qп.год./Т n *Кнер.п.
где Qп.год – годовой грузопоток прибытия, т/год, усл.п./год;
Т n - число дней работы склада на прием грузов;
Кнер.п. – коэффициент неравномерности приема грузов = 1,2- 1,5.
Qо.сут = Qo.год/ То * Кнер.о.,
где Qo.год - годовой грузопоток отправки грузов т/год, усл.п./год;
То - число дней работы склада на отправку грузов т/год, усл.п./год;
Кнер.о. - коэффициент неравномерности отправки грузов = 1,1 /1,2.
Qв.сут = (Qп.сут + Qо.сут ) Кпер,
где Кпер – коэффициент внутрискладских перевалок, показывающий, сколько законченных операций совершается за один технологический цикл.
Расчет длины погрузочно – разгрузочного фронта.
Протяженность погрузочно- разгрузочного фронта определяется исходя из объема годового поступления и отправки грузов на склад и средней грузовместимости вагона или автотранспортного средства.
L=nl + (n-l)l1
где L – длина разгрузочного фронта, м;
l – длина транспортного средства, м;
l1 – длина промежутка между транспортными средствами, одновременно стоящими на разгрузке;
L1 = 1,0 -1,5 м – для вагонов;
L1 = 1 м – для автомобилей, установленных к разгрузочному фронту торцом;
L1 = 2,8 м – для автомобилей, установленных вдоль разгрузочного фронта;
n - число транспортных средств, одновременно подаваемых на разгрузку.
n= nтр.|rпод.,
где nтр – число транспортных средств, подаваемых в течение суток на разгрузку.
rпод. - число подач транспортных средств в сутки.
n=Q*Kнер.п./ 365 *Дт
где Q- годовой грузооборот, т.;
Дт – грузовместимость одного транспортного средства.
Таким образом, рассчитывается длина погрузочно-выгрузочного фронта, но вместо Kнер.п. и в формуле следует ставить Кнер.о.
Длину погрузочно- разгрузочного фронта автомобильной платформы можно рассчитать и по другой формуле:
L = na* Kнер.о.*t* 4,5м;
где na - число автомашин, поступающих и отправляемых в час;
t – время пребывания автотранспорта под погрузкой или разгрузкой;
4,5 – протяженность фронта платформы для одного автотранспортного средства при его погрузке или разгрузке с торца, м.
Рабочие зоны внутри склада ( исключая погрузочно-разгрузочный фронт) можно рассматривать как секции склада - Scек,
Scек= Sгр. + Sпр. + Sп. + Sком.,
где Sгр. – площадь, занимаемая грузом под хранение (стеллажи, штабели, контейнеры и т.д.);
Sпр.–площадь проходов и проездов, определяемая в соответствии с используемым технологическим и подъемно-транспортным оборудованием, кв.м.;
Sп.–зона , выделенная под приемку и временное (во время оформления/оприходования) хранение груза, входящего на склад,
Sком - зона комплектации, предназначенная для комплектации заказа клиента из отобранного товара.
Таким образом, складская площадь Sскл включает:
Sскл = Scек + Sэ + Sфас.
где Sсек – секция склада;
Sэ – площадь экспедиции;
Sфас – площадь цехов фасовки.
Sэ = Sэ.п. + Sэ.о.
где Sэ.п – площадь экспедиции приема;
Sэ.о - площадь экспедиции отправки.
Грузовая площадь складирования равна
Sэ = lbn,
где l и b – габаритные размеры стеллажей или штабелей в соответствии с объемно планировочными решениями (м);
n - число стеллажей или штабелей;
или Sгр. = Еф./ g h
где g – нагрузка на 1 кв.м. площади складирования при высоте укладки 1м;
Еф – вместимость склада;
H – высота складирования (м).
Площадь экспедиции приемки рассчитывается по формуле:
Sэкс.п.= Q cут.п. Кнер.п. tl / g hn Кэ.п.
где tl – число пребывания груза в экспедиции приемки;
g – нагрузка на 1кв. м. площади установки груза при высоте укладки 1 м;
hn - высота укладки груза в экспедиции приемки;
Кэ.п. – коэффициент использования площади экспедиции приема;
Кэ.п. = 0,3- 0,4.
Аналогичным образом рассчитывается площадь экспедиции отправки. При этом коэффициент использования площади экспедиции отправки равна 0,4-0,5.
Площадь цехов фасовки Sфас. определяется в зависимости от производительности и оборудования. На современных складах процесс фасовки встречается достаточно редко, поскольку эффективнее расфасовать продукции непосредственно на производственном предприятии.