Общее представление об информационных системах. 10
Содержание
Предисловие. 7
1.1 Понятие информационной системы.. 10
Процессы в информационной системе. 14
Понятие корпоративной информационной системы.. 16
Соотношение между составляющими КИС.. 17
1.2 Этапы развития информационных систем.. 19
1.3 Факторы, влияющие на развитие информационных систем.. 21
Развитие методик управления предприятием.. 21
Развитие общих возможностей и производительности компьютерных систем.. 22
Развитие подходов к технической и программной реализации элементов информационных систем.. 22
1.4 Структура информационной системы.. 23
Информационное обеспечение. 24
Техническое обеспечение. 27
Математическое и программное обеспечение. 28
Организационное обеспечение. 29
Правовое обеспечение. 29
1.5 Классификация информационных систем.. 31
Классификация информационных систем по признаку структурированности задач 31
Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления 35
Классификация информационных систем по степени автоматизации. 37
Классификация информационных систем по характеру использования информации 38
Классификация информационных систем по сфере применения. 39
Классификация информационных систем по масштабу. 40
1.6 Примеры информационных систем.. 43
Информационные системы оперативного (операционного) уровня. 43
Информационные системы специалистов. 43
Информационные системы для менеджеров среднего звена. 45
Стратегические информационные системы.. 46
Информационные системы в фирме. 49
1.7 Роль структуры управления в информационной системе. 51
Структура управления организацией. 51
Уровни управления. 53
Персонал организации. 56
Прочие элементы организации. 57
1.8 Требования, предъявляемые к информационным системам.. 58
2 Жизненный цикл информационных систем... 67
2.1 Понятие проекта информационной системы.. 67
Общие сведения об управлении проектами. 69
Классификация проектов. 71
2.2 Основные фазы проектирования информационной системы.. 73
Концептуальная фаза. 73
Подготовка технического предложения. 74
Проектирование. 74
Разработка. 74
Ввод системы в эксплуатацию.. 75
2.3 Процессы жизненного цикла согласно стандарту ISO/IEC 12207. 76
Основные процессы жизненного цикла. 77
Разработка. 77
Эксплуатация. 78
Сопровождение. 78
Вспомогательные процессы жизненного цикла. 79
Организационные процессы.. 80
2.4 Структура жизненного цикла информационной системы.. 81
3 Модели жизненного цикла информационной системы... 85
3.1 Каскадная модель жизненного цикла информационной системы.. 85
Основные этапы разработки по каскадной модели. 86
Сложность параллельного ведения работ.. 89
Информационная перенасыщенность. 90
Сложность управления проектом.. 90
Высокий уровень риска и ненадежность инвестиций. 91
3.2 Спиральная модель жизненного цикла информационной системы.. 91
4 Профили открытых информационных систем... 95
4.1 Понятие профиля. 95
Принципы формирования профиля информационной системы.. 97
4.2 Структура профилей информационных систем.. 101
Профиль прикладного программного обеспечения. 103
Профиль среды информационной системы.. 103
Профиль защиты информации. 104
Профиль инструментальных средств. 105
5 Методологии и технологии проектирования информационной системы…. 108
5.1 Общие требования к методологии и технологии. 108
Стандарт проектирования информационной системы.. 111
Стандарт оформления проектной документации. 112
Стандарт интерфейса пользователя. 113
5.2 Методология разработки информационной системы RAD.. 113
Основные принципы методологии RAD.. 115
Объектно-ориентированный подход. 116
Визуальное программирование. 118
Событийное программирование. 118
Фазы жизненного цикла в рамках методологии RAD.. 119
Ограничения методологии RAD.. 122
5.3 Структурный подход к проектированию информационной системы.. 124
Сущность структурного подхода. 124
Методология функционального моделирования SADT. 125
Методология DATARUN.. 131
Инструментальное средство SE Companion. 135
6 CASE-средства. Общая характеристика и классификация.. 138
6.1 Технология внедрения CASE-средств. 141
Определение потребностей в CASE-средствах. 142
Разработка стратегии внедрения CASE-средств. 143
Критерии оценки и выбора. 147
6.2 Характеристики CASE-средств. 148
Designer/2000. 148
Локальные средства (ERwin, BPwin, S-Designor, CASE-Аналитик) 150
Объектно-ориентированное CASE-средство Rational Rose. 151
6.3 Средства документирования. 152
6.4 Средства тестирования. 154
7 Технологическая безопасность информационной системы... 155
7.1 Основные факторы, определяющие технологическую безопасность информационных систем 155
Показатели технологической безопасности информационных систем.. 158
Требования к архитектуре информационных систем и их компонентам для обеспечения безопасности функционирования. 161
7.2 Виды тестирования для определения технологической безопасности информационных систем 164
Тестирование полноты решения функциональных задач. 165
Тестирование функционирования программ в критических ситуациях (стрессовое тестирование) 165
Тестирование корректности использования ресурсов. 166
Тестирование параллельного исполнения программ.. 166
Тестирование эффективности защиты от искажений исходных данных. 167
Тестирование для оценки эффективности защиты от сбоев аппаратуры.. 167
Тестирование для измерения значений надежности и безопасности базовых версий информационной системы.. 168
Тестирование удобства эксплуатации и взаимодействия человека с информационной системой 168
Тестирование удобства и качества подготовки пользовательских версий информационной системы.. 169
7.3 Международные стандарты, поддерживающие испытания технологической безопасности информационных систем.. 172
7.4 Методы обеспечения технологической безопасности информационных систем……. 175
Непредумышленные дестабилизирующие факторы, влияющие на безопасность функционирования информационных систем.. 175
Методы снижения угроз безопасности информационных систем.. 177
Оперативные методы повышения безопасности функционирования информационных систем 179
Глоссарий. 183
Литература. 189
Предисловие
Электронный учебник «Информационные системы» посвящен изучению особенностей современных методов и средств проектирования информационных систем, основанных на использовании CASE-технологии.
Стоит отметить, что процесс проектирования и разработки информационной системы на основе CASE-технологии не может быть подобен процессу приготовления пищи по поваренной книге. Всегда следует быть готовым к новым трудностям, связанным с освоением новой технологии, последовательно преодолевать эти трудности и последовательно добиваться нужных результатов.
Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем, создаваемых в различных областях экономики.
Для успешной реализации проекта объект проектирования (информационная система) должен быть, прежде всего, адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели системы. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования систем показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов.
Однако до недавнего времени проектирование информационной системы выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования системы. Кроме того, в процессе ее создания и функционирования информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем.
Все это способствовало появлению программно-технологических средств специального класса - CASE-средств[1], реализующих CASE-технологию создания и сопровождения информационных систем. CASE-средства вместе с системным программным обеспечением и техническими средствами образуют полную среду разработки информационных систем.
Структура учебника «Информационные системы» представлена следующими основными разделами:
1. Общее представление об информационной системе, где речь пойдет об этапах развития, структуре, классификации систем;
2. Жизненный цикл информационной системы, содержащий описание основных фаз и процессов проектирования систем;
3. Модели жизненного цикла информационной системы, где рассматриваются особенности каскадной и спиральной моделей разработки систем;
4. Профили открытых информационных систем, где освещены понятие профиля, принципы его формирования и структура;
5. Методологии и технологии проектирования информационных систем, где рассматриваются методология быстрой разработки приложений RAD, сущность структурного подхода к проектированию систем на примере методологий SADT и DATARUN;
6. CASE-средства. Общая характеристика и классификация;
7. Технологическая безопасность информационной системы.
Материал электронного учебника делится как на разделы, так и на подразделы для облегчения и удобства работы. Кроме того, наличие ссылок способствует быстрой навигации по данному учебнику.
В конце каждой темы приведены вопросы для самопроверки и тестовые задания по разделу, чтобы студент мог оценить уровень освоения нового материала.
Также в конце учебника представлен глоссарий, знание которого обязательно для освоения минимума содержания «Информационных систем» и уровня подготовки специалистов 080802 «Прикладная информатика (по отраслям)».
Примерная и рабочая программы дисциплины предполагают изучение основ работы в системе «1С: Предприятие» как примера информационной системы. Приводить материал в электронном учебнике по данной системе автор считает нецелесообразным, так как существует множество интерактивных пособий для работы в ней, в частности «1С: Предприятие. Комплексная конфигурация. Секреты работы».
В последнем разделе представлен список литературы, рекомендуемый как для изучения дисциплины, так и совершенствования уже полученных знаний. Кроме того, есть ссылки на Интернет-ресурсы по данному предмету.
Электронный учебник «Информационные системы» предназначен для изучения и проведения занятий студентов специальности 080802 «Прикладная информатика (по отраслям)». Также данный учебник может быть полезен не только студентам, но и преподавателям образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Вернуться к содержанию