Основные принципы общения
http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635b2ad68b5c43b88421206d27_0.html для семинара посмотреть
1) компетентность – это общение, основанное на соответствующих знаниях, навыках, умениях и качествах личности. Основные составляющие компетентности:
- этико-гуманистические убеждения и ценности;
- адекватная ориентированность в личностном потенциале общения;
- познавательно-общенческая компетентность, навыки ориентировки, обратной связи, наблюдения в общении, умения слушать и понимать партнёра;
- коммуникативная компетентность, навыки передачи информации, эффективное владение языком и речью;
- интерактивная компетентность, владение навыками установления психологического контакта;
- владение техниками и технологиями организации общения в различных ситуациях , умения целенаправленно строить, позиционировать и гибко перестраивать общение, умения ролевого общения;
- методически эффективное использование основных форм общения в управленческой деятельности (беседа, публичное выступление, совещание, переговоры);
-способность решать проблемы управления средствами общения.
2) гуманность – (человеколюбие) – позволяет удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Гуманистическое общение это больше интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение, а иногда просто разговор в купе. Когда мы рассказываем своим собеседникам нечто из ряда вон выходящее, мы нередко восстанавливаем в нашем сознании картину происходивших с нами событий нашего рассказа. Такое внутреннее самосозерцание может быть настолько ярким, что оно уже способно вызвать у нас соответствующие обстоятельствам чувства. Поэтому когда мы видим, что собеседник сопереживает нам, мы воспринимаем его как человека, который понимает нас. Когда собеседник делится с нами своими чувствами это значит лишь, что он доверяет нам, поэтому никогда не стесняйтесь демонстрировать вашему собеседнику сочувствие и сопереживание его мыслям.
3) ортобиотичность - осознание самоценности жизни и жизни других людей, оптимизм, выработка технологии сбережения здоровья
4) инновационность – стремление к рационализаторству, способность к риску, поощрение предложений, не стандартность решений, вкус к поиску нового;
5) прагматизм - работа на результат, рациональное использование рабочего времени, активная инвестиционная деятельность.
ВАРИАНТ 2 О ПРИНЦИПАХ ОБЩЕНИЯ
1. Эмпатия - это умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они. Воспринимать мир с их позиций. Это умение «влезть в шкуру” другого человека, ощутить сопереживание его проблемам, вместо давления своего видения и своего эго.
2. Доброжелательность – это способность не только чувствовать доброжелательность к людям, но и показывать всем своим существом это свое доброжелательное отношение к ним. Сюда входят и уважение к человеку и симпатия, и умение принять его даже тогда, когда не одобряешь его поступки. Для этого надо научиться отделять человека и его поступки. Это готовность поддерживать других людей.
3. Аутентичность – это умение быть естественным в отношениях. Не скрываться за масками или ролями в жизни, которые мы исполняем. Мы и роли – не одно и то же. У каждого человека их множество: мама, жена, руководитель…Это способность быть Собой в любых контактах с окружающими.
4. Конкретность - это умение отказаться во время общения от общих рассуждений и замечаний, часто многозначительных и непонятных. Это умение конкретно говорить о своих переживаниях, мнениях, чувствованиях, действиях, а не о ком-то…, когда-то…, всегда…, все…, и т. д.
5. Инициативность - это склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми. Это умение идти вперед в отношениях, а не только реагировать на то, что делают другие. Это способность устанавливать здоровые контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других.
6. Непосредственность - это умение говорить и действовать напрямую. Это открытая демонстрация своего отношения к проблемам и людям. Противоположное качество – умение скрывать своё истинное отношение, которое замешано на лжи себе и людям.
7. Открытость и искренность - это готовность открыть другим свой внутренний мир, то есть впустить человека внутрь себя. Это возможно сделать только тогда, когда мы нацелены на установление крепких отношений, и понимание того, что открытость способствует этому.
Здесь надо осознавать, что искренность не эквивалентна готовности обнародовать все свои секреты. Открытость нужна конкретно по теме, по ситуации, а не пытаться вывалить на человека интимные подробности.
8. Умение принимать чувства других - это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей. Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д. Просто принять, что на данный момент это есть так и не иначе. Разделить с ним эту боль и радость, а не поучать, что так нельзя… И внутри себя безусловно верить, что все может измениться в дальнейшем. Это только чувствование ситуации этим человеком, а не весь человек.
9. Самопознание - это исследовательское отношение к своей жизни и поведению. Стремление воспользоваться для этого помощью окружающих и готовность принять эту помощь через общение в том числе.
10. Ответственность - это умение общаться с другими людьми с полной ответственностью за происходящее. Здесь главный постулат: мы воспринимаем отношение человек к нам – позитивное или негативное – но мы сами режиссеры своей жизни и самооценки. Не окружающие ее формируют.
Это качество обычно нарабатывается в ситуациях, когда вас беспощадно критикуют значимые для вас люди. И тогда у вас есть выбор – поверить им и задавить себя или наработать позицию здравого наблюдателя – я вижу, слышу, спокойно реагирую и учту пожелания. Но это не основное в мое самооценке, а лишь мнение именно этого человека на данный момент времени.