Кодирование товаров:виды,сущность и задачи.Разновидности методов кодирования.Штриховое кодирование товара

Кодирование товара-это образование и присвоение товарам условного обозначения.

Код товара-это совокупность знаков применяемых для классификационной группировки или объектов классификации.

Штриховое кодирование позволяет осуществлять автоматическую идентификацию товара путем обработки закодированных с помощью цифр и штрихов данных о нем с использованием сканеров, расшифровывающих коды и передающих информацию на ЭВМ.Для пищевых продуктов чаще всего применяется система кодирования EAN. Коды EAN подразделяются на два основных типа EAN-13 и EAN-8. Восьмиразрядный код используется для мелких товаров и структурно состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа. EAN-8 выдается, если символ штрихового кода EAN-13 занимает свыше 25 % печатной поверхности упаковки. Тринадцатиразрядный штриховой код состоит из кода страны местонахождения банка,данных о штрих-коде, кода предприятия-изготовителя, кода товара и контрольного числа. Контрольное число позволяет проверить подлинность нанесенного кода.Каждой стране ассоциацией EAN централизованно выдается диапазон кодов (префикс), например Франция 30–37, Япония 45–49,Россия 460–469. Трехзначный код формируется за счет уменьшения

кода изготовителя на один знак.Штриховой код может иметь и значительно больше разрядов, что-бы способствовать обеспечению безопасности продуктов, например более эффективно отслеживать путь полуфабрикатов и готовых продуктов животного происхождения вплоть до скотобойни и индивидуального животного. Особенно актуальными эти вопросы стали после

опаснейшего заболевания крупного рогатого, вызванного губчатой энцефалопатией. В подобных случаях используется штриховой код EAN.UCC-128.

Штриховой код (ШК) – товарный знак, наносимый на товар или его упаковку в виде штрихового или цифрового символа, считываемого сканером. Штриховые коды – неотъемлемый элемент маркировки товаров не только импортного, но и отечественного происхождения, который представляют по внешнему виду прямоугольник с комбинацией темных и светлых полос и цифровых обозначений

Особенность применения: наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта.

Преимущество штрихового кода заключается в возможности оперативно передавать информацию о товаре по системе электронной связи, т.е. ШК является эффективным средством телекоммуникации.

Штриховой код предназначен для:

1. оперативной идентификации товара и производителя;

2. проведения торговых сделок «без бумаг»: ШК сокращает издержки на делопроизводство с 15 % до 0,5—3 % от стоимости товара;

3. автоматизированного учета и контроля товарных запасов;

4. оперативного управления процессом товародвижения: отгрузки, транспортировки и складирования товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30%, в некоторых случаях – до 80%);

5. информационного обеспечения маркетинговых исследований.

Области применения штриховых кодов: промышленное производство; оптовая и розничная торговля складское хозяйство; транспорт; таможенный контроль; страхование; здравоохранение; издательство.

Особенности применения штрихового кода

1. в настоящее время, штриховой код является условием экспорта в страны ЕЭС, США, Японию

2. цена товара, выпущенного на рынок без штрихового кода, снижается от 3 до 15% стоимости партии.

Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования. К ним относятся порядковый, серийно-порядковый, последовательный, параллельный способы. Последние два способа кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации.

Порядковый метод кодирования — образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового метода кодирования может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т. п. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий определенных знаний в данной области. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, классифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Например, студенты в группе кодируются по алфавиту первых букв; остальные признаки (возраст, пол, уровень подготовки и т. п.) случайны.
Серийно-порядковый метод кодирования— образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Примером может служить присвоение порядковых номеров определенной группе товаров. Так, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 — лосось дальневосточный натуральный — горбуша.
Последовательный метод кодирования — образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации.
Для этого метода характерны все преимущества и недостатки иерархического метода классификации. Его главными достоинствами являются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков.

Наши рекомендации