Положение о пресс-службе президента российской федерации

Пресс-служба Президента Российской Федерации:

обеспечивает связь Президента Российской Федерации со средствами массовой информации, а через нее — с общественностью и населением страны; - информирует прессу о заявлениях, выступлениях и встречах Президента Российской Федерации, разъясняет его политику и позицию по конкретным вопросам;

ведет работу с российскими и иностранными журнали­стами с целью более полного и правильного отражения политики Президента Российской Федерации в средствах массовой информации;

разрабатывает и осуществляет информационные кам­пании с целью создания благоприятного имиджа Прези­дента Российской Федерации в прессе и в общественном мнении;

организует пресс-конференции с участием Президента Российской Федерации или его пресс-секретаря для разъяснения политики Президента Российской Федерации;

проводит регулярные брифинги для российской и иностранной прессы по конкретным аспектам политики ПрезидентаРоссийской Федерации;

делает заявления для печати и выпускает пресс-ком­мюнике с разъяснениями решений, акций, указов или заявлений Президента Российской Федерации;

организует информационное обеспечение поездок пре­зидента Российской Федерации по стране и за рубежом;

оказывает помощь Президенту Российской Федерации и подготовке его выступлений в прессе — статей, интер­вью, телевизионных передач.

С целью оперативного информирования Президента Рос­сийской Федерации о состоянии общественного мнения, и позициях прессы, об откликах на выступления и заявле­ния Президента Российской Федерации Пресс-служба Президента Российской Федерации готовит для Президента Российской Федерации обзоры печати.

Пресс-служба Президента Российской Федерации вза­имодействует со всеми информационными подразделения­ми Администрации Президента Российской Федерации.

Служба оперативной информации Президента Россий­ской Федерации обеспечивает Пресс-службу Президента Российской Федерации необходимой информацией, справочными и аналитическими материалами, включая обзоры прессы, радио и телевидения и анализы общественного мнения, оказывает организационное содействие Пресс-службе Президента Российской Федерации в проводимых ею мероприятиях.

Штатное расписание Пресс-службы Президента Рос­сийской Федерации утверждает Руководитель Админист­рации Президента Российской Федерации по представле­нию пресс-секретаря Президента Российской Федерации.

Приведенное положение около трех лет регулировало деятельность президентской пресс-службы, изменения в него были впервые внесены в 1995 году. Экспресс-анализ позволяет отметить, что текст приложения к распоряже­нию Президента Российской Федерации небольшой по объему,

секретарь Президента в большей степени занимается орга­низационными вопросами, в 90-е гг. пресс-секретари чаще делали собственные заявления, являлись в большей сте­пени политическими фигурами. Такое изменение комму­никативного статуса пресс-секретаря, в первую очередь, связано с тем, что отпала необходимость «говорить за пер­вое лицо». Пресс-секретарь сегодня — это не выразитель мыслей Президента, а руководитель, делающий свою ра­боту».

Важным штрихом к портрету пресс-службы Президен­та РФ в 90-е годы является то, что если при создании информационных материалов вопрос нуждался в уточне­ниях со стороны других инстанций, то они (по предвари­тельному согласованию) параллельно выпускали свои за­явления, при этом заявление Пресс-службы Президента было первым. Пресс-секретарь в тот период был трансля­тором большинства ответственных политических заявле­ний Президента.

На данный момент позиция пресс-секретаря существен­но изменилась, теперь он преимущественно занимается обеспечением самостоятельной работы Президента РФ с прессой, обеспечивая техническую сторону данной рабо­ты. Вячеслав Костиков иллюстрирует данное положение ярким высказыванием: «...в 90-е гг. пресс-секретарь Пре­зидента входил в первую десятку ведущих политиков страны (он имел статус помощника Президента), сейчас он перестал быть политической фигурой и преимуще­ственно сосредоточен на выполнении административных функций».

Одним из отличий также является то, что в 90-е годы XX века одним из заметных инструментов влияния на по­литическую ситуацию в стране были заявления пресс-сек­ретаря, пресс-службы и самого Президента РФ, распро­страняемые пресс-службой, которые она же инициирова­ла и самостоятельно готовила. Эти заявления в определен­ный период истории России задавали тональность всей политической жизни страны. В настоящее время этот ин­струмент практически не используется. В особенности это




коснулось заявлений пресс-секретаря, которые больше не выпускаются.

В то же время Управление пресс-службы Президента РФ значительно расширилось в организационно-штатном отношении по сравнению с 90-ми годами: добавилась ин­тернет-служба, отдел «ночного дежурства», увеличилась организационная группа, сопровождающая журналистов на мероприятиях (обязанности ее членов четко распределе­ны, каждый отвечает за конкретный пункт программы). По сравнению с 90-ми гг. стало гораздо больше мероприя­тий, на которых разрешается присутствие журналистов, поэтому от крупнейших СМИ при Президенте и Премьере аккредитуется сразу несколько человек.

В период президентства Б.Н. Ельцина прозрачность уп­равленческой деятельности главы государства была не так высока, поэтому пресс-служба стремилась не только дать журналистам информацию о работе Президента РФ, но и предоставить возможность почерпнуть сведения в контак­тах и беседах с теми, кто каким-то образом формирует его мнение (советниками, помощниками и т.д.), дабы пред­ставители СМИ могли лучше понять происходящие политические процессы.

Безусловно, наличие подобной возможности на тот пе­риод было чрезвычайно важным условием, потому что важно, когда журналист, работая над материалом, пони­мает логику происходящего. Совсем другая ситуация, ког­да представитель СМИ просто получает готовое реше­ние, и в дальнейшем ему требуется прилагать значитель­ные усилия, чтобы получить разъяснения, при этом в ито­говой статье может проявиться неверная интерпретация фактов, что не играет на пользу ни СМИ, ни пресс-службе первого лица государства.

Эксперты вспоминают о том, что Б.Н. Ельцин ввел прак­тику, когда по понедельникам в кабинет приглашались несколько аккредитованных журналистов, и все рабочие встречи всегда начинались с обращения Президента к жур­налистам: «Какие ко мне будут вопросы?».

Старший вице-президент международной информаци­онной группы «Интерфакс» Вячеслав Терехов рассказыва­ет, что «был этап в работе пресс-службы, когда в Кремль

приглашали представителей трех информагентств, двух-трех телеканалов и тогдашний глава администрации Пре­зидента Сергей Филатов рассказывал о том, почему Пре­зидентом были предприняты те или иные шаги на про­шлой неделе». За указанный период времени могли быть приняты очень серьезные решения, которые требовали комментария и объяснения со стороны официальных лиц для представителей ведущих СМИ. Подобный формат ра­боты называется «встречи для понимания», он очень эф­фективен в работе всех пресс-служб органов власти и управления используется по сей день.

Работа пресс-службы с 1992 по 2000 годы заключалась не только в том, чтобы дать информацию, но и чтобы получить ее от журналистов. Безусловно, большую роль в этом процесс играла личность пресс-секретаря, который приглашал журналистов на разговор и даже советовался с ними по поводу принятия тех или иных решений в обла­сти информационной политики.

Старший вице-президент международной информаци­онной группы «Интерфакс» Вячеслав Терехов отмечает, что «в концепции работы пресс-служб органов высшей исполнительной власти в периоды правления последова­тельно сменявших друг друга Президентов России есть определенные отличия, в первую очередь, на уровне от­ношения к журналистам, которое всегда оставалось очень дружественным и позитивным, хотя параметры сотрудни­чества все время менялись».

Разница в работе пресс-служб первых лиц государства с периода М.С. Горбачева до сегодняшнего дня заключается также в том, что в первый период (еще во времена СССР) пресс-служба пыталась получить у журналистов гораздо больше информации, чем предоставить, то есть «работа­ла на внутреннее потребление», а с начала 90-х гг. в ее работе возобладала парадигма партнерства.

Современный вариант Положения о пресс-службе Пре­зидента РФ характеризуетсявысокой детализацией дея­тельности подразделения, болееконкретно определяет ее функционал и изначально сужает возможности для само­стоятельной работы пресс-службы.

Перед тем как ознакомиться с современным вариантом положения о пресс-службе, необходимо отметить, что сейчасвыполнение обязанностей пресс-службы - часть работыУправления пресс-службы и информации Прези­дента Российской Федерации, которое было образовано взамендвух прежде существовавших органов — Информационного управления Администрации Президента РФ и Управления пресс-службы Президента РФ (Указ Прези­дента РФ от 14 мая 2004 г. № 613).

Далее приведем текст Положения без сокращений.

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

1. Управление пресс-службы и информации ПрезидентаРоссийской Федерации (далее — Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Прези­дента Российской Федерации.

2. Управление в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными иконами, указами и распоряжениями Президента Россий­ской Федерации, Положением об Администрации Прези­дента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также насто­ящим Положением.

Положение об Управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

3. Основными задачами Управления являются:

— обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий в области государственной информационной политики;

положение о пресс-службе президента российской федерации - student2.ru Настоящее положение Утверждено Указом Президента Россий­ской Федерации 14 мая 2004 года, № 613 (с изменениями от 21 октября 2008 г.).

— подготовка предложений Президенту Российской Фе­дерации по вопросам государственной информационной
политики, формирования российского информационного пространства, а также участие по поручению Президента
Российской Федерации в реализации указанных предло­жений;

— предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Президента Российской Федерации,
об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях,
встречах главы государства и других мероприятиях с его участием;

— оперативное информирование Президента Россий­ской Федерации о позиции средств массовой информации по поводу решений и выступлений главы государства, об
откликах на них в средствах массовой информации;

— организация информационного обеспечения государственных, официальных и иных визитов, официальных
встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента
Российской Федерации, а также других мероприятий с
участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом;

— организация и обеспечение взаимодействия Прези­дента Российской Федерации со средствами массовой ин­
формации.

4. Основными функциями Управления являются:

— координация работы пресс-служб федеральных ор­ганов исполнительной власти, а также должностных лиц
указанных органов, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации, по освещению ими деятельности Президента Российской Федерации;

— подготовка совместно с Управлением Президента Рос­сийской Федерации по внутренней политике предложе­ний Руководителю Администрации Президента Россий­ской Федерации о взаимодействии со средствами массо­вой информации, об информационной поддержке мероп­риятий, проводимых Администрацией Президента Россий­ской Федерации;


—организация пресс-конференций, интервью, других встреч Президента Российской Федерации с представите­лями средств массовой информации;

— приглашение представителей средств массовой ин­
формации для освещения мероприятий с участием главы
государства;

— обеспечение выступлений Президента Российской
Федерации в средствах массовой информации;

— распространение сообщений пресс-службы Прези­дента Российской Федерации для средств массовой инфор­мации;

— организация и проведение брифингов по различным
вопросам деятельности Президента Российской Федерации;

— подготовка для Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации обзоров публикаций и сообщений в средствах мас­совой информации, а также справок и аналитических ма­териалов;

— участие в перспективном и оперативном планировании мероприятий с участием Президента Российской Фе­дерации;

— участие в подготовке и проведении государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Россий­ской Федерации, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом в целях их освещения в средствах массовой информации;

— взаимодействие с российскими и иностранными сред­ствами массовой информации, а также с журналистами в
целях объективного и в полном объеме освещения деятельности Президента Российской Федерации;

— формирование через средства массовой информации
объективного общественного мнения о деятельности Президента Российской Федерации;

— подготовка совместно с другими самостоятельнымим подразделениями Администрации Президента Российской
Федерации различных материалов для средств массовой информации о деятельности главы государства и проводи­мой им политике;

— организация и обеспечение Интернет-представитель­ства Президента Российской Федерации и Администрации

Президента Российской Федерации в международной ком­пьютерной сети «Интернет», координация соответствую­щей работы самостоятельных подразделений Администра­ции Президента Российской Федерации;

— организация по поручению Президента Российской Федерации проведения высшими должностными лицами
брифингов и пресс-конференций;

— обеспечение деятельности пресс-секретаря Президента Российской Федерации;

— оказание по поручению пресс-секретаря Президента Российской Федерации в пределах своей компетенции консультативной помощи самостоятельным подразделениям Администрации Президента Российской Федерации;

— мониторинг российских и зарубежных средств массовой информации;

— сбор и анализ в пределах своей компетенции инфор­мации об основных событиях общественно-политического
и социально-экономического характера в целях подготовки
соответствующих докладов Президенту Российской Феде­рации и Руководителю Администрации Президента Рос­сийской Федерации;

— доведение в пределах своей компетенции до сведе­ния федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации
и средств массовой информации основных направлений го­сударственной информационной политики, определяемых
Президентом Российской Федерации;

— мониторинг информационного поля в случае возник­новения чрезвычайных ситуаций в стране и подготовка со­ответствующих предложений Президенту Российской Фе­дерации и Руководителю Администрации Президента Рос­сийской Федерации;

— участие в подготовке материалов для ежегодных по­сланий Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации.

5. Управление для осуществления своих задач и функ­ций имеет право:

—запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений



Администрации Президента Российской Федерации, Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, типов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;

пользоваться банками данных Администрации ПрезидентаРоссийской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

привлекать для осуществления отдельных работ ученых специалистов, в том числе на договорной основе. Управление при реализации своих функций взаи­модействует с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федера­ции, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего
'Арбитражного Суда Российской Федерации, с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, со Следствен­ным комитетом при прокуратуре Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти и территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и средствами массовой информации1.

7. Информационное, документационное, правовое, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

положение о пресс-службе президента российской федерации - student2.ru Указом Президента РФ от 21 октября 2008 г. № 1510 в пункт 6 настоящего Положения внесены изменения. Согласно данному изменению Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации при реализации своих функций так­им взаимодействует со Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации. В тексте Положения от 14 мая 2004 подобной формулировки не было.

8. Пресс-секретарь Президента Российской Федерации осуществляет общее руководство деятельностью Управ­ления.

9. Пресс-секретарь Президента Российской Федерации имеет первого заместителя пресс-секретаря Президента
Российской Федерации. По решению пресс-секретаря Президента Российской Федерации на его первого заме­стителя могут быть возложены обязанности по руковод­ству осуществлением отдельных функций Управления.

10. Руководство деятельностью Управления осуществ­ляет начальник Управления пресс-службы и информации
Президента Российской Федерации (далее — начальник Управления), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федера­ции по представлению Руководителя Администрации Пре­зидента Российской Федерации.

11. Начальник Управления имеет заместителей началь­ника Управления.

12. Начальник Управления:

— распределяет должностные обязанности между за­местителями начальника Управления, референтами и на­чальниками департаментов;

— вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с
научно-исследовательскими организациями и специали­стами на проведение работ по вопросам, относящимся к ведению Управления;

— издает распоряжения по вопросам работы Управления.

13. Начальник Управления несет ответственность за вы­полнение задач, возложенных на Управление.

14. Заместители начальника Управления, референты, начальники департаментов несут ответственность за вы­полнение возложенных наних обязанностей в соответствии с утверждаемым начальником Управления, распределени­ем должностных обязанностей.

При сравнительном анализе двух положений также об­ращает на себя внимание тот факт, что в более современном


 


варианте на Управление возлагается такая функция, или «координация работы пресс-служб федеральных органов исполнительной власти...» По сути, подчеркивается действующее положение Пресс-службы во взаимоот­ношениях с соответствующими подразделениями других органов исполнительной власти. В варианте 1992 года по­длинного указания не содержалось.

Также в современном варианте Положения разделяет на функционал начальника Управления и Пресс-секретаря Президента Российской Федерации, чего также не было и в начальном варианте. Естественно, современное определение нормативно-правового и функционально-должностного

статуса Пресс-службы Президента РФ явилось результатом достаточно долгого процесса, на который влияли внешние изменения, происходившие в государстве. Вполне возможно, что нынешний вариант документа также не является окончательным.

За период деятельности Президента РФ В.В. Путина пресс-служба достаточно часто организовывала работу в формах «подходы к прессе» и «встречи для понимания». Но при этом процесс общения первого лица государства с журналистами стал более упорядоченным, например, журналисты уже не могли общаться с Президентом вне специальных мероприятий (во время встречи в аэропорту и т.д.), что достаточно часто случалось при Б.Н. Ельцине. Это нововведение было связано с обеспечением информационной безопасности Президента РФ.

Но в то же время необходимо развеять один из мифов в работе пресс-службы применительно к взаимодействию с журналистами во время проведения пресс-конференций и других мероприятий, предполагающих общение представителей СМИ и должностных лиц в формате «вопрос-ответ». Вопреки устоявшемуся мнению, практики навязыва­ния журналистам готовых формулировок вопросов не существует.

Старший вице-президент международной информаци­онной группы «Интерфакс» Вячеслав Терехов,

знакомый с работой пула кремлевских журналистов, отме­чает, что «в начале 2000-х гг. подобную форму работы пытались ввести, но этот период продлился недолго. В конеч­ном итоге была принята следующая форма работы: перед большими пресс-конференциями журналисты подают спи­сок из 20-30 вопросов, которые они потенциально хотели бы задать Президенту РФ. Из этого списка пресс-служба отбирает необходимое количество тех, которые в наи­большей степени соответствуют специфике текущего по­литического момента и теме мероприятия».

Обозначенный подход имеет ощутимые достоинства, так как помогает осуществлять эффективный мониторинг си­туации за счет анализа направленности вопросов, волну­ющих журналистское сообщество и, следовательно, от­ражающих информационные потребности общества, по­зволяет взглянуть на ситуацию со стороны.

Президент В.В. Путин возродил традицию плановых встреч с журналистами «кремлевского пула», которую сей­час продолжает Президент Д.А. Медведев. Такие встречи проводятся, когда есть для этого значимый повод. Формат данного общения может быть различным: либо это ответы на вопросы, либо формат «разговора для понимания».

В продолжение анализа вопроса о пресс-службах выс­ших государственных органов исполнительной власти не­обходимо обратить внимание на специфику пресс-службы Правительства Российской Федерации, которая была за­ложена уже в момент ее создания.

Далее мы приведем текст постановления Правитель­ства РФ, которое устанавливало и регламентировало де­ятельность Пресс-центра, а также первое положение об этом подразделении. Стоит отметить, что приведенные ниже документы были приняты 30 августа 1992 года и подписаны премьер-министром России Егором Гайдаром. Эти положения достаточно подробно регламентируют ра­боту пресс-службы при том, что до них не было преце­дента создания подобныхдокументов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 30 августа 1992 г. № 654

«Вопросы Пресс-центра Правительства Российской Федерации»

В целях координации деятельности по распространению официальной информации Правительства Российской Федерации, центральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации постановляет:

- Утвердить прилагаемое Положение о Пресс-центре Правительства Российской Федерации.

возложить на Пресс-центр Правительства Российской Федерации (далее — Пресс-центр) обеспечение оперативного распространения официальных сообщений, разъясне­ний, решений, принимаемых высшими органами государственного управления, другой информации о деятельности Правительства Российской Федерации, а также взаимодействие со средствами массовой информации России, государств-участников СНГ, иностранных государств.

1. Пресс-центру совместно с информационными службами

Администрации Президента Российской Федерации,цетральных органов исполнительной власти, Рабочим центром экономических реформ при Правительстве Российской Федерации обеспечить скоординированное освещение

деятельности Правительства Российской Федерации в средствах массовой информации.

- Установить численность работников Пресс-центра в количестве 30 единиц (без учета персонала по охране и

обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда в расчете на

квартал в сумме 387,5 тыс. рублей.

Распространить на работников Пресс-центра условия оплаты труда, медицинского и материально-бытового

обслуживания, установленные для соответствующих категорий работников комитетов (ведомств) при Правительстве Российской Федерации.

1. Установить, что Пресс-центр размещается в зданиях по адресам: Старая площадь и Зубовский бульвар, д. 4.

Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской

Федерации, Государственному комитету Российской Фе­дерации по управлению государственным имуществом обес­печить выделение Пресс-центру необходимых помещений.

6. Материально-техническое обеспечение, в том числе выделение множительной, печатной и другой оргтехники, транспорта, медицинское и социально-бытовое обслужи­вание сотрудников Пресс-центра возложить на соответ­ствующие подразделения Администрации Президента Рос­сийской Федерации и Аппарата Правительства Россий­ской Федерации.

7. Предоставить руководителю Пресс-центра право ут­верждать структуру и штатное расписание Пресс-центра в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников.

8. Установить, что Пресс-центр финансируется за счет ассигнований на содержание органов государственного
управления, предусмотренных по республиканскому бюд­жету Российской Федерации.

9. Пресс-центр имеет право финансировать на договор­ной основе научно-исследовательские работы в области
информационной политики начиная с IV квартала 1992 года.

10. Пресс-центру совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации в месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о выделении необходимых средств для финансирования программ и проектов.

Наши рекомендации