Виды верстки иллюстраций
1. Открытая (текст отдельно, фото отдельно)
2. Закрытая – текст с 3 всех сторон
3. Глухая – текст со всех сторон, но это не удобно.
4. Вразрез – текст потом фото, потом опять текст – то есть фото делит текст на части)
5. В оборку – фотка в углу – с 2 сторон огибает текст.
Четвертый этап – корректура. Готовые полосы выводятся на печать, затем идет процесс корректуры – это процесс выявления и исправления ошибок в тексте и недостатков изготовления печатной формы, подготовленной для размножения типографским или любым другим способом. Существует два вида корректуры – типографская (техническая) и редакционная (содержательная).
Типографская корректура – в ее задачи входит обеспечение точное выполнение редакционного заказа с точки зрения качества полиграфического исполнения. Типографский корректор редко вникает в содержательную часть текстов. Он следит за правильностью расположения страниц, их нумерацией, версткой иллюстраций.
Редакционная корректура – производится редакционным корректором. Это, прежде всего, корректура содержательная. Это вычитка и исправление материалов При проведении корректуры корректор использует целый ряд профессиональных методов и средств. Выделяют различные способы чтения текста:
· Чтение-сличение (получив оттиск полосы, корректор обязан сличить содержание текста с оригиналом. При этом применяется один из двух методов – чтение в одиночку или чтение вподчитку. Чтение в одиночку – корректор сравнивает оттиск материала и оригинал. Но этот процесс достаточно трудоемкий. Поэтому применяется метод чтения вподчитку. Подчитчик читает текст корректору вслух.
· Сквозное смысловое чтение – проводится на втором этапе корректуры, после завершения проверки орфографии и пунктуации.
· Чтение-сверка – после получения оттиска корректор смотрит лишь на те участки текста, где были исправления.
· Вертикальный просмотр – метод корректуры для унификации всех однородных элементов – например, р., рубль, руб. и т.п.
При корректуре – использование знаков корректуры. Порядок проведения корректуры включает следующие этапы:
1. вычитка оригиналов (перед сдачей в набор).
2. первая корректура (если формат А2 – на первую корректуру подаются оттиски материалов – это корректура в гранках. Формат А3 – корректура в сверстанных полосах. Выявляется большая часть ошибок. Все исправления называются «исправления в отступления от оригинала».
3. вторая корректура (оттиски возвращаются в типографию, где в полосы вносится правка. Затем процесс вторичной корректуры. Здесь проверяются даты, выходные данные номера. Производится сквозное смысловое чтение текстов).
4. сверка для подписания в печать.
46. Основные принципы и приёмы подготовки теле- и радиопрограмм.
Сегодня телеканалы могут самостоятельно принимать решения по формированию программной политики, руководствуясь корпоративными интересами и политической целесообразностью. В результате достаточно часто зрителю предлагаются передачи, соответствующие формуле «4 С» («секс», «скандалы», «страх», «смерть»), что обусловлено прежде всего коммерциализацией вещания, борьбой за рейтинги. Ведь главная задача любого телеканала – привлечение и удержание внимание зрителя. Особенно отрицательно такая «продукция» влияет на психику детей и подростков. Даже современные мультфильмы порой имеют недопустимо высокий «коэффициент жесткости».
Разработке новой телепрограммы:
1. Планирование –составлением планов телепрограммы, которые содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность действий, ресурсы и время выполнения работ.
2. Организация – формирования структуры телепрограммы, а также обеспечению всем необходимым для его осуществления: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.
3. Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей телепрограммы.
4. Контроль – количественная и качественная оценка результатов работы организации.
5. Координация – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность.
В состав творческой группы телепрограммы должны входить:
Продюсер, который: вырабатывает вместе с авторами концепцию телевизионного проекта, оптимальную тактику его производства и проката; рассматривает и принимает литературный, режиссерский сценарий и постановочный проект сюжетов и передачи в целом; осуществляет поиск необходимых для реализации проекта ресурсов, в том числе денежных, и контроль за рациональным их использованием; формирует творческий коллектив и осуществляет подбор производственного персонала, организует их работу; руководит процессом создания передачи; организует комплекс мероприятий по изучению медиарынка, с учетом спроса и эффективного продвижения готового продукта потребителю и др.;
Оператор, который: осуществляет творческий производственный процесс подготовки и создания телевизионных программ, реализуя средствами операторского искусства воплощение авторского и режиссерского замыслов; обеспечивает высокий художественный уровень и изобразительные решения телевизионных программ и видеофильмов различных жанров, а также техническое качество изображения; проводит съемку телевизионных программ; руководит операторской группой, ведущей телевизионную съемку; контролирует качество отснятого материала и др;
Монтажер, который: осуществляет творческий процесс монтажа телевизионной передачи; обеспечивает высокое качество монтажа; осуществляет монтаж всех звуковых материалов (музыки, реплик, шумов и т.п.). Оформляет программы, определяет и утверждает «шапку» программы, подбирает заставкии др;
Журналист, который: готовит информацию для телепрограммы; осуществляет подготовку информационных материалов на заданные темы; готовит вопросы для интервью, назначает встречи, выезжает на место их проведения; обрабатывает информацию, собранную в ходе интервью, представляет ее в виде материалов определенного жанра; производит проверку достоверности информации; редактирует материалы, следит за точностью фактических данных; готовит информационные материалы в соответствии с графиком работ;
Дизайнер, которому присущи следующие обязанности: осуществляет своевременное и качественное выполнение художественно- оформительских работ по заказам организации (клиентов); разрабатывает проекты художественного и технического оформления исходя из информации, полученной от непосредственного руководителя или клиента (об адресной аудитории, о сроках выполнения, о требуемом качестве и др.); составляет эскизы и выполняет работы по художественному оформлению публикаций различного характера, проектов, отчетов, информационных и рекламных материалов; разрабатывает эскизы упаковки, товарных знаков. (Все это на примере какой-нибудь передачи, детской, документальной и др.)
НОВОСТИ.Верстка– (газетный термин, заимствованный телевидением) сборка воедино всей программы с учетом факторов актуальности устных и видеоматериалов, продолжительности каждого материала и возможного сокращения того или иного материала, необходимости перебивок (заставок).[7]
Верстка выпуска является одной из важнейших составляющих выпуска новостей. В большинстве случаев выпуски новостей укладываются в формат 10-20 минут. В типичном случае наиболее важные новости попадают в начало выпуска, сюжеты очеркового плана, более длинные, большего объема сюжеты попадают в среднюю часть (в разной последовательности могут выделяться в блоки официальные сообщения, экономические новости, международные события и т.д.); культурные новости отходят на конец выпуска. Далее идет спортивный репортаж и прогноз погоды. Соблюсти логическую связь между следующими друг за другом сюжетами удается далеко не всегда: телевидение не может представить реальность «линейно». Однако «соседство» различных материалов в выпуске почти никогда не бывает случайным: либо сообщения дополняют друг друга, либо создают определённый информационный контраст.
В любом случае, приоритетами при отборе материала являются два фактора:
1. Определение иерархии по значимости событий – исходя из этого фактора, принимается, в частности, решение о том, прозвучит ли информация о каком-то событии в эфире подробно, коротко, либо вообще не прозвучит;
2. При принятии решения о необходимости включения в программу данной конкретной темы, на первое место ставится определение возможности выдать в эфир собственные материалы редакции.
РАДИО. Одна из важнейших особенностей вещания – его программность. Радиопрограмма дня создает многомерность, разнообразие, динамику, взаимосвязи ее частей – всего объема вещания, куда входят и общественно-политические, и документально-художественные, и художественные, и музыкальные передачи. А главное – радиопрограмма дня влияет на восприятие слушателем ее отдельных частей, она создает особый контекст взаимодействия передач при их прослушивании.
Информационные выпуски составляют основу программы дня, образно говоря, ее «скелет». Выпуски эти не изолированы в радиопрограмме дня даже с точки зрения восприятия новостей. Они дополняются комментариями, обозрениями, беседами с самым широким кругом людей. Информация живет в программах в самых разных формах.
Выпуски новостей не являются чем-то застывшим по своей форме, меняются объем их звучания и, естественно, подходы к отражению событий, уровень объективности, характер подачи, степень зависимости радиоорганизаций от политической системы общества. Более того, как наиболее мобильные, значимые – выпуски новостей отражают не только саму информационную политику, но влияют на другие программы.
Выпуск новостей в самом общем виде – это набор радиосообщений и материалов, углубляющих, развивающих их. Он имеет постоянное место в эфире. Это очень важно для организации внимания аудитории. Слушатель должен знать, когда и где найдет он в эфире свежие новости. Так, радиостанция «Радио России» передает выпуски новостей каждые полчаса, а «Эхо Москвы» – каждые 15 минут, и в различные отрезки времени эти выпуски различны, в первую очередь по объему передаваемой информации и по ее группировке.
Выпуск имеет свое «фирменное» звуковое оформление. Заставку или, как еще говорят радиожурналисты, «шапку», музыкальные разбивки (музыканты называют этот материал «музыкальными обоями»). Такое специальное оформление выделяет информационный выпуск из других передач. Не рекомендуется часто менять звуковое оформление: слушатель должен привыкнуть к его звучанию и настраиваться на него. Знакомый сигнал привлекает его внимание. Он должен быть коротким, музыкально ярким, насыщенным, динамичным и психологически настраивать слушателя на восприятие этой программы. Думается, многие слушатели помнят музыкальную заставку радиостанции «Би-Би-Си» – она существует на радио долгие годы. Музыкальная заставка – это звуковая визитная карточка программы. Ее повторение дает возможность внутренне подготовиться к прослушиванию новостей. Разбивка, как короткая музыкальная рубрика, дает возможность «отбить» один блок новостей от другого. Блоки обычно объединяют сообщения на разные темы: политические, экономические, культурные, спортивные, рекламные.
По характеру материала, его объему, тематике, охвату событий, значимости, оперативности – выпуски новостей делятся на следующие: общие; тематические; специальные; экстренные.
Общие содержат самую разнообразную информацию. Их цель дать движущуюся панораму событий. Это самые распространенные программы. Они представляют интерес для широкой аудитории, так как знакомят слушателей со спектром новостей, дающих представление о положении в стране и в мире.
Тематические выпуски содержат рассказ о том, что происходит в области экономики, финансов, искусства, спорта и т.д. Они привлекают внимание тех слушателей, кто в большей степени интересуется этими сферами жизни. Такие выпуски дают радиоканалы, вещающие или круглосуточно, или большую часть суток.
Специальные выпуски посвящены крупным событиям: спортивным соревнованиям мирового уровня (Олимпиады, чемпионаты, фестивали, кинофорумы и т.д.). Они содержат более подробную информацию о том, что происходит на этих крупнейших мероприятиях.
Экстренные выпуски новостей обусловлены необходимостью самого оперативного сообщения об очень важных событиях (например, отставке Президента, Премьер-министра).
Важнейшим фактором работы информационной службы является отбор новостей. Аудитории должны предлагаться самые важные, значительные, интересные новости. Выпускающий редактор, составляя выпуски, решает двоякую задачу: отражает панораму событий и создает у слушателя представление об информационной картине дня. Такая работа требует высокой квалификации, большого опыта, хорошей ориентации в политической обстановке. Именно отбор, монтаж и подача новостей создают информационную политику радиостанции.
47. Современная электронная редакционно-издательская техника. Работа журналиста в Интернете.
Компьютеры являются неотъемлемым элементом этой технологии. Помимо всего прочего, они запрограммированы таким образом, что самостоятельно решают, как переносить слова в конце строк. Этот процесс называется выравниванием по ширине. Старая технология требовала от наборщиков, работавших на буквоотливных машинах, решений, где делать перенос на каждой строчке. После того, как изображение колонок и заголовков сделано в виде фотоизображения, их разрезают и помещают на листы картона для создания шаблона с указанием их местоположения на макете. Макет – это небольшой дизайн страницы, сделанный редактором и указывающий на местоположение материалов на странице. Логично, что процесс "сборки" отдельных материалов на листах картона называется монтажом или выклеиванием матриц. Новые технологии позволили проводить набор и вычитку непосредственно в редакционных комнатах, а монтаж, в свою очередь, уже дело технического отдела. Компьютерная верстка дала газетчикам больший контроль, и, соответственно, большую ответственность за технической аккуратностью. Она также значительно ускорила процесс производства и снизила его стоимость. Фактически, снижение затрат стало главной причиной спроса на новую технологию.
Редактирование на компьютере занимает больше времени, чем по старинке, поскольку требует больших технических навыков и способствует более качественному редактированию. Компьютеры способны выявить орфографические ошибки и неверно расставленные переносы для того, чтобы редактор мог их поправить. Редакторы даже могут разрабатывать программы, позволяющие автоматически сокращать статьи, но ни один компьютер не в силах вершить правосудие. Используя архивные файлы компьютера, редакторы могут восстановить любую статью и проверить ее. Однако некоторые газеты, внедрившие компьютерные технологии, жаловались на недостаточный объем памяти и небольшие экраны. Некоторые авторы и редакторы жалуются на то, что от долгого общения с компьютером у них начинают болеть глаза, а ряд из них даже считают, что ошибки лучше видны на бумаге, чем на экране.
Печать или тиражирование при издании газеты могут быть проведены тремя разными способами. Методы печати варьируются в зависимости от поверхности, переносящей изображение на бумагу. Самый старый способ называется высокой печатью, при нем изображение переводится на бумагу с приподнятого над общей поверхностью шрифта и иллюстраций, на которую нанесена краска. Этот метод почти повсеместно используется при горячем наборе. Высокая печать является методом горячего набора, поскольку печатные формы страниц целиком отливаются из горячего металла. Офсетная печать, в отличие от высокой, производится с ровной поверхности печатной формы. Третий способ известен как глубокая печать. Здесь поверхность, переносящая изображение, как бы утоплена. Последняя тенденция - цифровая печать. В настоящее время на рынке представлено два типа машин цифровой печати: xeicon (четыре цилиндра для разных цветов) и indigo (цилиндр один, но бумага проходит четыре раза). Действуют по принципу лазерного принтера. Удобны для печати малых тиражей (до 2000 экз.).
В некоторых газетах центральная компьютерная система охватывает все отделы. В других ряд компьютеров выполняет эту работу. Преимущество центральной системы заключается в том, что она предоставляет одному отделу непосредственный доступ к информации другого отдела. Недостаток же заключается в том, что поломка сказывается на всех, а также в том, что система, которая хочет угодить всем, не угождает в итоге никому. Вне зависимости от того, компьютеризирована газета или нет, она имеет собственные типографские возможности, и почти все из них осуществляют собственный типографский набор.
К оперативным средствам связи Лазутина относит: телефон, автоответчик, пейджер.
К средствам фиксации информации: блокнот, диктофон, компьютер, ноут-бук, камера и т. д.
Компьютер: средство для создания баз данных, редактор текстов, компьютерные сети (Интернет) дают возможность широкого поиска информации
Сканирование иллюстративного материала. В зависимости от первоисточника (бумага или слайд) применяются два типа сканеров - планшетные и барабанные.
Сеть INTERNET родилась в недрах Пентагона в сети управления перспективных исследований (ARPA). А сегодня она уже в каждом доме и каждой редакции. Многие газеты имеют свою интернет-версию, а есть просто интернет газеты. Еще необходимо рассказать об e-mail, блогах и социальных сетях.
48. Основные принципы оформления газеты.
Композиционно-графическая модель – система внешнего облика издания. Графическая модель — воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является:
а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности;
б) шрифтовая политика;
в) подача иллюстраций и инфографики;
г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.).
Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каждого издания. Базируется она на выборе определенной системы верстки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной (характеризуется активным использование средств, придающих странице газеты объемный вид. При таком виде верстки смело используется поворот текстов, используются различные подложки). Вариантов конструкции номера может быть бесконечное множество, но необходимо иметь в виду, что выбрав ту или иную конструкцию, следует придерживаться ее постоянно. В противном случае возникает впечатление хаотичности и эклектики, что в читательском восприятии в любом случае оставит отпечаток неаккуратности, если не просто безвкусицы.
Важным является и постоянство в выборе определенного числа колонок. Отход от традиционного количества колонок является дополнительным выделительным средством верстки, когда редакция хочет обратить внимание аудитории именно на эту полосу. Следует помнить, что такой прием является довольно сильным средством, поэтому использовать его нужно крайне осторожно. По некоторым наблюдениям, общая площадь подобных материалов не должна превышать 1/4 от общей площади номера, применять этот прием оптимально в масштабах целой полосы).
Принципы газетного оформления:
· принципы верстки должны быть традиционными в рамках одного издания (если редакция практикует простую вертикальную верстку — она должна продолжаться из номера в номер как минимум в течение года). Кардинальные изменения, если в таковых все же назрела необходимость, предлагается вводить с начала полугодия (что связано с подпиской), а лучше — с начала года;
· общий объем рабочего текста не должен превышать 2/3 общей площади запечатанного поля, в противном случае есть риск оставить полосу «слепой»;
· при отработке того или иного экстравагантного приема верстки читатель должен понять, что оформитель руководствовался собственными задумками, а не верстка вынудила его это применить. Не надо надуманности.
· специализированные или рекламные полосы лучше делать в корне отличными от традиционных — то есть вводить новые базовые элементы верстки. Как-то: другое количество колонок (или вообще новую модульную сетку); «свои» шрифты —как рабочие, так и заголовочные; изменить соотношение Заголовок — Подзаголовок — Врубка; новую форму подачи иллюстративного ряда; смелее использовать «воздух»; попробовать новые подложки и т. д.
· наиболее практичным и гарантирующим недопущение серьезных ошибок при верстке является принцип асимметрии; он может быть достигнут, например, довольно простым способом — отсечением целой колонки справа или слева на полосе. Такой прием можно использовать в качестве некоего рефрена, проходящего сквозь весь номер; особенно эффектен он в многостраничном издании.
· – рефрен — повторяющийся заметный элемент верстки — весьма желателен для стягивания всей конструкции номера. Он служит организующим началом, а также может выполнять функции некоего фирменного знака издания, что обеспечит данному изданию узнаваемость и своеобразие. Это может быть не только «отбитая» колонка, но и колонтитул, материал на подложке, система рисованных заставочных рубрик, особая рамка и т. д.;
· – дубликат — принцип «поддержки» какого-либо локального новшества или простого нестандарта. Вы применили на развороте новую заголовочную гарнитуру, и если это начало внедрения нового шрифта в практику ваших заголовков, то нелишне где-нибудь на этом же развороте или вообще в номере хотя бы еще один раз применить этот же шрифт. То же самое касается и неожиданной подачи фотографий, новой формы врубок, оформления графиков и проч.;
· разворот следует рассматривать как единую конструкцию, даже если соседствующие полосы не связаны тематически. Для этого верстальщику нелишне иметь «под руками» обе полосы, тем более, что практически все современные графические редакторы (PageMacker, QuarkXPress) имеют такую опцию, как верстка разворотами; исключение в этом правиле могут — и даже должны — составлять рекламные полосы и отдельные рекламные материалы;
· шрифтовая политика на одном развороте (особенно взаимоотношения Рубрика — Заголовок — Подзаголовок — Врубка — Выделительный шрифт) должна быть если не абсолютно, то по крайней мере идентична процентов на 90;
· –желательно не увлекаться сугубо полосными материалами, а «разбавлять» крупные текстовые куски подверсткой хотя бы одного небольшого материала; оптимальная пропорция крупного и мелких материалов по объему — соответственно 3:2 или 2:3 (эта пропорция касается и взаимоотношения иллюстративного с текстовыми массивами);
· на каждом развороте желательно присутствие хотя бы одного «фирменного блюда» — материала, выделенного как содержанием, так и оформлением.
· Шрифты – основной элемент оформления. Основной принцип выбора той или иной гарнитуры – удобочитаемость. (Быстрее воспринимается текст набранный шрифтом с использованием прописных и строчных букв, с засечками, малоконтрастные). Что касается кеглей шрифта – сейчас наблюдается тенденция к укрупнению кегля шрифта. А также тенденция к малогарнитурности издания (использование минимального количества гарнитур, варьируя их кеглями и начертаниями – курсив, жирное, полужирное).
Существует шрифтовой стандарт основных кеглей шрифтов (разработанный для горячего набора, он несколько изменился по размерам, но названия кеглей остались прежними: 8 – петит, 9 – боргес, 12 – цицеро и др.
· Небольшие материалы обычно хорошо размещаются вертикально вверху полосы, информационные подборки принято выделять и оформлять соответствующим образом (единая рамка, подложка, гарнитура подзаголовков и т.п. Инф. Подборки – это единственный случай, когда еще иногда применяется метод слепой верстки, и то чаще не в газетах, а журналах). Оформление крупных текстовых блоков имеет свои особенности (расположение в «подвале», утопленные в тексте заголовки, буквицы, врезки и т.д.).
· Маленькие однополосные снимки, подложки (серый или др. фон), выворотки (белый шрифт на темном фоне) не должны превышать 10%.
· При верстке с переносом материал не принято делить больше чем на две части, шрифт заголовка и подзаголовков должны быть идентичны. Что касается заголовков, они должны быть разверстаны в длину более, чем на половину материала, утопленный заголовок должен быть погружен в текст по правилу оптической середины, ширина текста д.б. больше трех колонок. Кегль рубрик и подзаголовков должен быть в 2-2,5 раза меньше заголовочного кегля.
· Иллюстрации должны соответствовать содержанию полосы, быть профессиональной по качеству и технике исполнения. Важно учитывать направление и размер (в какую сторону направлено большинство сохраненных на снимке деталей – должны смотреть «внутрь» полосы). Необходимо помнить о вспомогательных графических средствах – воздухе, линейках и д.р. При этом нельзя злоупотреблять – линейки лучше использовать двух видов, контрастные. Фон (контрформа) не должен довлеть над текстом (форма).
Ст. 27 Закона о СМИ: Выходные данные Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: 1) название издания; 2) учредитель (соучредители); 3) фамилия, инициалы главного редактора; 4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); 5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи; 6) тираж; 7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; 8) адреса редакции, издателя, типографии.
49. Графическая концепция и дизайн различных типов периодических изданий.
Современный пресс-дизайнер – это, прежде всего, человек высокой визуальной культуры, представляющий и последовательно придерживающийся принципов оформления печатной продукции. Владея приемами макетирования и верстки, следуя установленным правилам и в то же время импровизируя, дизайнер реализует функции оформления в целом – утилитарную (визуализация информации), идеологическую (комментирование), эстетическую (распространение культуры), рекреативную (релаксация). Один из важнейших аспектов – композиционная деятельность дизайнера. Композиция суть творческий процесс, при помощи которого происходит своеобразное «оживление» конструкции, представляющей собой цельное образование из графических элементов, их рядов, комплексов, подсистем и систем. Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое. Главное – соблюсти при этом соразмерность и сообразность, определяющие истинный вкус. Конструируя газетные полосы, ответственные секретари выбирают определенную композиционную систему. Подавляющее большинство газет придерживается прямой, смешанной (сочетание вертикальных и горизонтальных построений), асимметричной верстки. Традиции и современные тенденции оформления газеты, требования оперативного выпуска номера объективно диктуют простой, разумный и в то же время неформальный способ расположения материалов.
Композиционно-графическая модель – система внешнего облика издания. Графическая модель — воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является:
а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности;
б) шрифтовая политика;
в) подача иллюстраций и инфографики;
г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.).
Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каждого издания. Базируется она на выборе определенной системы верстки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной (характеризуется активным использование средств, придающих странице газеты объемный вид. При таком виде верстки смело используется поворот текстов, используются различные подложки). Вариантов конструкции номера может быть бесконечное множество, но необходимо иметь в виду, что выбрав ту или иную конструкцию, следует придерживаться ее постоянно. В противном случае возникает впечатление хаотичности и эклектики, что в читательском восприятии в любом случае оставит отпечаток неаккуратности, если не просто безвкусицы.
Важным является и постоянство в выборе определенного числа колонок. Отход от традиционного количества колонок является дополнительным выделительным средством верстки, когда редакция хочет обратить внимание аудитории именно на эту полосу. Следует помнить, что такой прием является довольно сильным средством, поэтому использовать его нужно крайне осторожно. По некоторым наблюдениям, общая площадь подобных материалов не должна превышать 1/4 от общей площади номера, применять этот прием оптимально в масштабах целой полосы).
Композиционно-графическая модель издания является составной частью перспективного планирования газеты, которые есть и сейчас в каждом издании.
Перспективное - на длительный срок – год, полгода. В нем не указываются сроки и заголовки. Это своего рода программа работы редакции, перечень основных стратегических направлений ее деятельности:
- основные темы,
- важнейшие рубрики,
- названия тематических полос и периодичность их выхода,
- технические параметры оформления газеты – формат, количество полос, соотношение редакционных и рекламных материалов, вид верстки, используемые шрифты и т.д.
Дизайн в таком случае, это оформление на основе моделирования. Дизайнер - конструктор формы, а не художник-конструктивист, стремящийся передать содержание формалистическими средствами.
Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) – это художественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения и др. являются средствами, отдельными элементами для проектирования печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки. Цель дизайна – представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Газетный дизайн предполагает сочетание трех принципов
1. удобства (чтения для читателей, создания и оформления для журналистов, полиграфического исполнения - для полиграфистов);
2. экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов);
3. красоты (исторически сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение).
Модель издания - это выработанное в редакционном коллективе представление о содержании и организации материалов в издании. Речь идет о тематических направлениях и их соотношении в газете, еженедельнике, журнале, распределении публикаций по полосам, сочетании материалов разного типа (по характеру отражения действительности, жанру, авторства и т.д.), использовании различных способов организации текста в газете (отдельные материалы, подборки, тематические полосы и пр.).
Наконец, модель издания предполагает разработку композиции издания: типичных объемов материалов, их взаимодействия на полосе, способов макетирования и оформления издания в целом и его частей.
Основные характеристики модели могут быть зафиксированы в редакционных документах. Модель реализуется в ходе выпуска издания, она может корректироваться в связи с возникновением новых обстоятельств, но основные ее характеристики обычно устойчивы.
Можно говорить о существовании в редакции издания модели номера, то есть системы представлений о том, как конкретно должен выглядеть любой номер. Модель номера предполагает, прежде всего, обязательное присутствие в номере издания структурно организованного комплекса материалов. Эту структуру характеризуют такие признаки, как: 1) тема материала, 2) знак материала (положительный, критический, проблемный), 3) характер отражения действительности (информационный, аналитический), 4) тип авторства и ряд других.
При этом в модели номера комплекс материалов рассматривается как в целом, так и в рамках каждой полосы издания. Содержательная сторона модели взаимодействует с его композиционно-графической стороной, где важны соотношения объемов материалов и способы их размещения на полосе, устойчивые элементы макета каждой из полос и пр.
В редакции существует обычно несколько моделей номера (обычного выпуска, субботней или воскресной газеты, праздничного номера, номера с расширенным объемом или иного формата). Модель номера призвана закрепить при выпуске издания преемственность и последовательность деятельности редакционных коллективов, устойчивость социально-коммуникативных связей с аудиторией.
Моделирование номера идет по 3 направлениям: 1) содержательно-тематическая модель, 2) композиционная модель (строится на основе содержательно-тематической, определяет размещение материалов по дням, по номерам, по полосам), 3) графическая модель (особенности дизайна, шрифт и др.). На основе разработанной модели осуществляется планирование.
Компьютерные технологии позволяют не только более активно применять иллюстрации (даже небольшие по размеру фотографии качественно воспроизводятся в печати) самых разных видов и жанров (штриховые и полутоновые рисунки, фотографии, коллажи, фотоколлажи, фотомонтажи, различные виды информационной графики), но самое главное – использовать сложнейшие приёмы их обработки и представления. Иллюстрации могут иметь любую конфигурацию – прямоугольника, треугольника, круга, овала и т. д. При их постановке можно применить любой угол наклона (вправо и влево), задать любое обтекание текстом, выбрать фон или заказать полутоновое изображение в виде графики (фотографика) и т. д., и т. п. Практически нет ни одной оформительской задачи, которую сегодня не смог бы выполнить дизайнер, владеющий различными программами вёрстки и обработки иллюстраций.
В композиционно-графических моделях газет всё более явно прослеживается влияние журнального оформления. Это проявляется не только в том, что первые страницы приобретают обложечный вид, но и в схемах развёрстки материалов на полосах (например, 5 широких колонок и две узкие в газете формата А2), и в графике заголовочного комплекса, самого материала. Модульный принцип вёрстки позволяет оставлять «воздух», объём которого кратен минимальному модулю. Современный газетный дизайн учитывает и достижения телевизионного и интернет-дизайна, что особенно заметно в визуальных – инфографических – решениях целых полос и разворотов, посвящённых конкретным проблемам.
Если прежде газетчики использовали лишь дополнительный цвет при оформлении спецвыпусков и праздничных номеров, то сегодня всё больше подобных периодических изданий выходят многоцветными. Богатые традиции, накопленные дизайнерами журналов, необходимо изучать и применять на практике с учётом специфики газетного производства (особые качества газетной бумаги, отсутствие лакировки и др.). Важно знать символические и психологические значения различных цветов различной интенсивности.
В связи с тем, что объемы газет в последнее время заметно увеличились, немало стало и еженедельников многие «журнальные» приемы дизайна стали активно перениматься газетчиками. Первые полосы многих газет, особенно тех, что используют формат А3, сегодня напоминают обложки (крупные фотографии, развернутая анонсная часть, «шапки» и др.).