Прогнозирование материального потока

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

____________________________

Кафедра «Логистика и управление транспортными системами»

Курсовой проект

По дисциплине «Основы логистики»

Выполнил ст. гр. УМЛ – 111

Буклагина И.А.

Принял преподаватель

Кузьмин Д.В.

Москва, 2015

Оглавление

Введение. 3

1. Общие положения. 6

2. Прогнозирование материального потока. 22

3. Определение оптимального запаса поставки. 35

4. Определение стоимости доставки продукции различными видами транспорта 40

5. Определение необходимого количества транспортных единиц. 48

6. Определение основных параметров склада. 55

7. История возникновения логистики. 62

Заключение. 69

Список используемой литературы.. 71

Введение

Появление нового активно развивающегося направления как логистики в науке и бизнесе связано с переходом российской экономики от плановой к рыночной. Прежде всего функции логистики сводились к снижению себестоимости единицы продукции. На сегодняшний день остро встает вопрос поиска новых способов достижения эффективности бизнес-процессов на предприятии за счет снижения издержек на хранение, доставку и обслуживание запаса, так как предложение превышает спрос.

Проходя через производственные, транспортные и другие звенья цепи от начального источника к конечному потребителю, товарно-материальные ценности, подобно снежному кому, увеличиваются, причем увеличиваются в стоимости. Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что более 70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к конечному потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока (МП)».

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
- снизить запасы на всем пути движения материального потока;
- сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
- снизить транспортные расходы;

- сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.

Данные Европейской промышленной ассоциации и промышленной ассоциации США указывают на то, что «сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70%. Сокращение запасов происходит за счет согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов.

Зарубежная литература, имеющая отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу.

Таким образом, логистика, оптимизируя материальные потоки, направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

В связи с этим цель курсового проекта - изучить теоретическую базу; систематизировать, закрепить и расширить знания; ознакомиться с аналитическими методами, применяемыми при решении конкретных практических задач в логистики.

В соответствии с целью, задачами курсового проектирования являются:

· выработка навыка самостоятельной работы с литературой;

· овладение аналитическими методами, позволяющими адекватно оценить обстановку и перспективы развития бизнеса;

· формирование навыка принятия эффективных решений;

· развитие умения наглядно представлять результаты работы при итоговой защите курсового проекта.

Выполнение данного курсового проекта способствует углубленному усвоению лекционного курса и приобретению опыта в области решения элементарных задач логистической деятельности.

Краткое описание разделов курсового проекта:

Общие положения – функции и виды логистики, классификация потоков. Прогнозирование материального потока – прогноз отправок груза из распределительного центра на определенный временной период. Определение оптимального размера партии поставки – позволяет оптимизировать расходы на транспортировку, хранения груза, а также избежать избытка или недостатка груза на складе. Определение стоимости доставки продукции различными видами транспорта – помогает выбрать более подходящий вид транспорта с наиболее быстрым, удобным, экономическим маршрутом.

Определение необходимого количества транспортных единиц – позволяет определить количество контейнеров и паллет в нем для отправки партии груза. Определение основных параметров склада – позволяет определить грузовую и общую площадь склада. Факторы развития логистики – основные предпосылки, обусловившие появление и развитие логистики.

В процессе выполнения курсового проекта мы пользовались 9 источниками литературы, сделали 8 графических изображений и 12 выполнили таблиц. В конечном итоге курсовой проект получился на 71 страницах.

Общие положения

Проблема наиболее рационального движения сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции всегда была предметом пристального внимания специалистов. Однако новизна логистики заключается, во-первых, в смене приоритетов: основное внимание уделяется не только производству продукции, но и управлению потоковыми процессами. Во-вторых, во всестороннем комплексном подходе к вопросам управления движением материальных ценностей, когда отдельные функциональные области этого процесса объединены в одну систему. Если раньше наблюдался очевидный недостаток в координации работы взаимодействующих предприятий, то логистика предполагает согласование между ними управленческих решений. В-третьих, новизна логистики проявляется в применении компромиссов в целях учета интересов всех участников процесса товародвижения.

Логистика - это наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Цели логистики зафиксированы в правилах логистики.

Логистика отражает общую стратегию и тактику деятельности хозяйственных структур в экономике рыночного типа. Выделяют семь правил логистики:

· продукт должен быть необходим потребителю;

· продукт должен быть соответствующего качества;

· продукт должен быть в необходимом количестве;

· продукт должен быть доставлен в нужное время;

· продукт должен быть доставлен в нужное место;

· продукт должен быть доставлен с минимальными затратами;

· продукт должен быть доставлен конкретному потребителю.

Фундаментальными понятиями в логистике являются понятия о логистических функциях (ЛФ), логистических операциях (ЛО), логистических материальных, сервисных, финансовых, информационных потоках.

Поток – это количество вещества, информации, денежных средств перемещаемых в единицу времени. Основополагающим в логистике является материальный поток.

Материальный поток (МП) образуется в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

МП включают в себя: транспортировку сырья и полуфабрикатов от поставщиков и продукции незавершенного производства внутри предприятия, деятельность, связанную с перегрузкой товара с одного транспортного средства на другое, размещение и хранение товара, отбор, упаковку и складирование, дальнейшую транспортировку клиентам (оперативно-сбытовая работа).

Размерность материального потока представляет собой дробь, числителем которой является единица измерения груза, а знаменателем единица измерения времени.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, т.к. ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

Крупныепотоки — несколько вагонов, автомашин.

Мелкиепотоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потокиобеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м. Например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

Насыпные грузы, например зерно, перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок т. п .) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы — грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах.

Таблица 1.1

Классификация материальных потоков

Признак классификации Вид МП Описание
Отношение к ЛС и ее звеньям Внешний Состоит из грузов, имеющих отношение к конкретному предприятию, но движущихся во внешней для предприятия среде
Внутренний Образуется в результате выполнения ЛО с грузом внутри ЛС
Входной Поступает в ЛС из внешней среды
Выходной Поступает из ЛС во внешнюю среду
Ассортимент Одноассортиментный, многоассортиментный
Количество груза Массовый Возникает при транспортировке грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным составом, колонной автомашин, караваном судов и т.д.
Крупный Возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.
Средний Промежуточный между крупным и мелким МП (перевозимый одиночными вагонами, автомобилями)
Мелкий Возникает при транспортировке такого количества грузов, которое не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами
Удельный вес груза Тяжеловесный В процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при меньшем занимаемом объеме, например, металлы
Легковесный Образуется грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия
Степень совместимости Несовместимые Такие МП нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания
Совместимые Могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве
Консистенция груза Насыпной Перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Их главное свойство – сыпучесть (например, зерно)
Навалочный Перевозится без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться (например, уголь, песок, соль), обладают сыпучестью
Тарно-штучный Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно пересчитать
Наливной Перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других ЛО специальных технических средств
Номенклатура Однопродуктовый, многопродуктовый
Определенность Детерминированный Все параметры полностью известны
Стохастический Хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной
Непрерывность Непрерывный Потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.
Дискретный МП, не являющиеся непрерывными

Информационные потоки (ИП) – это поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, соответствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе, и предназначенный в основном для реализации управляющих функций.

Таблица 1.2

Классификация информационных потоков

Признак классификации Вид ИП
Отношение к ЛС и ее звеньям Внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные
Вид носителей информации На бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные
Периодичность использования Регулярные, периодические, оперативные
Назначение информации Директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные
Степень открытости Открытые, закрытые, секретные
Способ передачи данных Курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям
Режим обмена информацией «on-line», «off line»
Направленность относительно МП В прямом направлении с МП, во встречном направлении с МП
Синхронность с МП Опережающие, одновременные, последующие

Финансовые потоки (ФП) – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.

Таблица 1.3

Классификация финансовых потоков

Признак классификации Вид финансовых потоков логистики
Отношение к ЛС и ее звеньям Внутренние, внешние, входные, выходные потоки логистики
Назначение Обусловленные процессом закупки, инвестиционные, по воспроизводству рабочей силы, по формированию материальных затрат в процессе производства, обусловленные процессом продажи продукции
Способ переноса авансированной стоимости на товары Сопутствующие движению основных фондов, обусловленные движением оборотных средств потоки логистики
Вид хозяйственных связей Горизонтальные, вертикальные потоки логистики
Форма расчета Денежные (наличные), информационно-финансовые (безналичные), учетно-финансовые (при формировании материальных затрат в процессе производства) потоки логистики

Сервисные потоки (СП) – потоки услуг, генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса. Сервисные услуги могут оказываться, например, одними фирмами-участницами логистической системы другим в процессе продвижения материальных потоков производителя к потребителю. Здесь уместно поговорить о так называемых «трех сторонах» в логистике.

Логистической операцией (ЛО) называется любое элементарное действие, приводящее к преобразованию параметров материального и (или), связанных с ними, информационных, финансовых, сервисных потоков.

К ЛО относятся такие действия, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному потоку, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления груза и т.п.

Логистическая функция (ЛФ) – это укрупненная группа логистических операций.

На микроуровне (с позиций конкретного бизнеса) логистической функцией называется обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности и управления логистическим процессом.

Реализуют логистические функции (ЛФ) следующие организации:
· транспортные предприятия;
· торговые предприятия;
· коммерческо-посреднические организации;
· предприятия-изготовители;
· специализированные внешние логистические организации.

Таблица 1.4

Классификация функций логистики

Признак классификации Вид Описание
Характер выполняемых задач Оперативные Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков
Содержание Координационные Выявление и сопоставление потребностей и мощностей ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ
  Базисные Снабжение, производство, сбыт
  Ключевые Поддержание стандартов обслуживание, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказания услуг
  Поддерживающие Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка
  Системообразующие Организация системы управления всеми ресурсами
  Интегрирующие Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ
  Регулирующие Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат
  Результирующие Направление на достижение конечной цели логистического управления – выполнение шести правил логистики

Логистику принято разделять в основном на закупочную, производственную, распределительную, транспортную, складскую и информационную. Данное разделение логистики на функциональные области весьма условно, так как эти области являются частями единого целого и отображают взаимосвязанные звенья единой логистической цепи. Для дальнейшего представления о логистике остановимся на кратком описании ее основных функциональных областей.

Закупочная логистика.

Назначение закупочной логистики состоит:

· в снабжении компании материалами, сырьем, комплектующими, полуфабрикатами и т.п.;

· в управлении складскими запасами в зависимости от объема продаж и планируемого графика производства товара;

· в анализе и контроле товарных запасов;

· в организации заказа товаров;

· в определении оптимального размера заказа:

· в поиске и выборе поставщиков;

· в обеспечении оптимального соотношения цены и качества закупаемых для производства товаров;

· в исследованиях рынка закупок сырья и материалов при организации

· серийного производства как товаров производственного назначения,

· так и массового производства.

Производственная логистика.

В соответствии с динамикой продаж, производственная логистика обеспечивает:

· непрерывную загрузку производства сырьем. материалами, комплектующими и их хранение;

· синхронизацию процессов по транспортировке в пределах производственного, технологического цикла;

· оптимизацию внутрипроизводственных технологических маршрутов;

· содействие в обеспечении непрерывности производства в соответствии с производственным графиком, циклом и т.д.

Распределительная логистика.

Распределительная логистика ответственна:

· за создание и реализацию логистических схем для дистрибьюторских, дилерских сетей;

· за продвижение товара на внутреннем и внешнем рынках в соответствии с маркетинговой стратегией компании, с существующими национальным законодательством и международными правилами торговли, перевозки;

· за хранение товаров, например на консигнационных складах;

· за снижение логистических затрат при продаже, распределении товара;

· за изучение и выполнение требований, предъявляемых покупателями к условиям поставки, распределения товара;

· за рациональную организацию системы товародвижения, отвечающей за то, чтобы товар был там, где он востребован, в нужном количестве, в оговоренное время и надлежащего качества; в надежной упаковке, выдерживающей перевозки, перевалки и хранение при промежуточном складировании и накоплении в местах продажи, и т.д.

Транспортная логистика. Одна из наиболее фундаментальных областей логистики.

Основными задачами транспортной логистики являются:

· обеспечение транспортировки товаров;

· минимизация транспортных расходов;

· нахождение оптимальных маршрутов по доставке;

· создание логистических схем;

· поиск и выбор перевозчиков, экспедиторов;

· планирование доставки;

· участие в предконтрактной работе в части логистики и при заключении контрактов купли-продажи;

· прохождение таможенных формальностей в стране отправления,

· назначения и при транзите через третьи страны;

· обеспечение единой контролируемой схемы доставки при различных перевозчиках и видах транспорта при смешанных (мультимодальных) перевозках;

· консолидация (объединение) грузов в процессе доставки;

· гранение на транзитных складах и складах временного хранения;

· расчет стоимости доставки;

· согласование отгрузочных инструкций с отправителем и получателем.

Производственная логистика

В соответствии с динамикой продаж, производственная логистика обеспечивает:

· непрерывную загрузку производства сырьем, материалами, комплектующими и их хранение;

· синхронизацию процессов по транспортировке в пределах производственного, технологического цикла;

· оптимизацию внутрипроизводственных технологических маршрутов;

· содействие в обеспечении непрерывности производства в соответствии с производственным графиком, циклом.

Распределительная логистика.

Распределительная логистика ответственна:

· за создание и реализацию логистических схем для дистрибьюторских сетей;

· за продвижение товара на внутреннем и внешнем рынках в соответствии с маркетинговой стратегией компании, с существующими национальным законодательством и международными правилами торговли, перевозки;

· за хранение товаров, например на консигнационных складах;

· за снижение логистических затрат при продаже, распределении товара;

· за изучение и выполнение требований, предъявляемых покупателями к условиям поставки, распределения товара.

Складская логистика.

Складская логистика обеспечивает:

· хранение, перемещение, консолидацию грузов на складе;

· организацию системы складирования;

· маркировку, упаковку, переупаковку;

· контроль перемещения грузов на складе;

· складской документооборот;

· управление складскими запасами;

· координацию с логистическими операциями закупочной, производственной, распределительной, транспортной и информационной логистики.

Информационная логистика.

Логистическая система может функционировать только в том случае, если в ней циркулирует информация. Любой процесс управления — это, прежде всего, информационный процесс, который предполагает выполнение функций по сбору, передаче, обработке, анализу информации и принятию соответствующих решений. Задачами информационной логистики являются:

· правление информационными потоками, взаимосвязанными с товарными и финансовыми потоками;

· внедрение новейших информационных технологий, интегрированных

· информационных систем автоматизации в логистические процессы;

· использование их в закупочной, производственной, распределительной, транспортной и складской логистике и формализация этих функциональных областей;

· создание систем планирования, учета и управления, систем мониторинга (отслеживания), позволяющих информировать клиентов о текущем статусе доставки, местонахождении товара в режиме реального времени и т.д.

Информационная логистика является областью логистики, благодаря которой возможно поддержание взаимосвязи между отдельными звеньями логистической цепи, создание единых баз данных, информационных систем и совершенствование системы товародвижения, позволяющих снижать издержки производства и обращения.

В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как банковская логистика, информационная логистика и ряд других.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению МП от традиционного заключается:

- в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП;

- в выделении единой функции управления сквозным МП:

- технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев ЛЦ в единую систему (на макроуровне – различных предприятий, на микроуровне – различных служб предприятия).

Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Классификация и примеры задач, решаемых в логистике

Глобальные Общие Частные
1. 1. Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами 1. Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП 1. Снижение уровня страховых запасов  
2. Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования 2. Разработка способов управления движением товаров 2. Сокращение времени хранения продукции в запасах
  3. Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров 3. Сокращение времени перевозки
  4. Разработка системы учета и анализа логистических издержек 4. Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории
  5. Внедрение системы качества на предприятии 5. Поиски, выбор поставщиков
  6. Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д.   6.Организация приемки, разгрузки, складирования MP
  7. Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями 7. Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей
  8. Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей 8. Выбор места расположения торговой точки
  9. Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов 9. Кратковременное увеличение мощности ЛС
  10. Внедрение систем управления движением МП 10. Устранение непроизводительных участков
  11. Планирование мощности ЛЦ 11. Оформление заказов
  12. Контроль МП 12. Выбор типа торгового посредника
  13. Координация деятельности различных подразделений предприятий 13. Выбор типа транспорта для перевозки грузов
  14. Внешняя и внутренняя интеграции 14. Выбор маршрута перевозки
  15. Разработка логистической стратегии 15. Оформление внешнеторговой сделки

Прогнозирование материального потока

Основная задача логиста состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное функционирование логистической инфраструктуры. Реализация этой задачи требует, в первую очередь, умения планировать материальные потоки, а прогнозирование потребности в материальных ресурсах является наиболее сложным этапом ее решения.

Прогноз – предсказание стоимостного объема или количества единиц продукта, которые с известной вероятностью будут произведены, отражены или проданы. Прогнозировать можно в натуральных или денежных единицах измерения, а объектом прогноза может быть конкретный продукт или потребитель. Типичным примером логистического прогноза является прогноз отправок какого-либо груза из распределительного центра на неделю или месяц.

Для эффективного планирования и координации производственных процессов нужны точные прогнозы. Задача прогнозирования – предсказать пространственные (где), ассортиментные (сколько и чего) и временные (когда) параметры спроса для планирования на их основе логистической деятельности.

Планирование и координация логистических операций требуют точной оценки будущего спроса на определенные продукты на конкретных рынках сбыта. Хотя прогнозирование не является точной наукой, все большее число предприятий внедряет у себя интегрированный процесс прогнозирования, который строится на использовании многообразных источников информации, математических и статических методов, систем поддержки управленческих решений, а также на работе квалифицированных специалистов.

Эффективный процесс прогнозирования складывается из нескольких ключевых компонентов. Во-первых, фундамент процесса прогнозирования составляет база данных, содержащая информацию о текущих заказах, о заказах за прошлые периоды и о приемах привлечения этих заказов (реклама, скидки и другие меры по стимулированию продаж). Необходимы и данные общего характера - о состоянии экономики и рынка. Для того чтобы такая база данных способствовала эффективному прогнозированию, она должна своевременно пополняться информацией, среди особых требований к которой: гибкость, точность, непрерывность обновления и своевременность.

Во-вторых, эффективный процесс прогнозирования должен порождать интегрированные, внутренне согласованные прогнозы, отвечающие запросам финансовых, маркетинговых, сбытовых, производственных и логистических служб.

Если говорить конкретно, пользователям нужна точная, полная, подробная и своевременная информация.

Наконец, для получения эффективных прогнозов нужно выбрать верную процедуру прогнозирования, которая в свою очередь состоит из трех компонентов: техники прогнозирования, информационного обеспечения и систем управления.

Техника прогнозирования - тот математический или статистический аппарат, посредством которого исходные и количественные параметры преобразуются в прогнозные оценки. Но никакая техника не способна сама по себе справиться со всем многообразием задач, которые ставит перед прогнозированием современный бизнес. Сегодня все более очевидно, что точный и достоверный прогноз - продукт интеграции техники

прогнозирования, современного информационного обеспечения и адекватного управления всем процессом.

Система информационного обеспечения прогнозирования

представляет собой механизм сбора, анализа данных, составления прогноза и передачи пользователям результатов прогнозирования. Система информационного обеспечения облегчает накопление и обработку данных и дает возможность учитывать такие внешние факторы, как стимулирование продаж, изменение цен, обновление ассортимента производимой продукции, характер конкуренции и общие экономические условия. Она должна быть в значительной степени автоматизирована, иметь отлаженный механизм работы.

В управлении процессом прогнозирования можно выделить организационные, процедурные, мотивационные и личностные аспекты, которые объединяют функцию прогнозирования с ocтальными функциональными областями в фирме. Организационные аспекты связаны с ролью и ответственностью отдельных служащих. Специфические запросы здесь таковы;

1) кто отвечает за выработку прогноза?

2) как оценивают точность и эффективность прогноза?

3) как влияет эффективность прогноза на оценку работы и вознаграждение его составителей?

Процедурные аспекты связаны с личным

Наши рекомендации