Лекция 3 Место экономической информационной системы в контуре системы управления
Вопрос 7 Экономическая информационная система. Ее место в контуре системы управления
В процессе управления предприятием принимаются стратегические, тактические и оперативные решения, в связи с чем, в управленческом аппарате выделяют высший, средний и оперативный уровни управления.
Высший уровень включает менеджеров-руководителей, определяющих цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывающих долгосрочные планы и стратегию их реализации. В их компетенцию может входить анализ рынка и конкурентов, поиск альтернативных стратегий развития предприятия в случае выявления угрожающих тенденций в сфере его интересов.
Средний уровень, включающий различных менеджеров исполнителей, обеспечивает контроль за выполнением планов, отслеживание ресурсов, разработку управляющих директив для вывода предприятия на уровень, определенный в планах.
Оперативный уровень характеризуется реализацией планов и составлением отчетов о ходе их выполнения. Основной задачей здесь является согласование всех элементов производственного процесса с необходимой степенью его детализации. Руководство на данном уровне заключается в управлении структурным подразделением (цехом, участком, сменой, отделом, службой и т.д.).
В зависимости от уровня управления используются различные виды информации. Так, для высшего руководства, разрабатывающего стратегию деятельности, применяется в основном внешняя и в меньшем объеме внутренняя информация. На оперативном уровне используется только внутренняя, а на среднем -преимущественно внутренняя и частично внешняя. Эти виды ин формации хранятся на своих носителях, образуя информационную базу, состоящую из двух взаимосвязанных частей: внемашинной и внутримашинной.
Внемашинная обслуживает систему управления в том виде, который воспринимается человеком без каких-либо технических средств, например документы (наряды, акты, накладные, счета или регистры, ведомости и т.д.). Внутримашинная информационная база содержится на машинных носителях и состоит из файлов. Она может быть создана либо как множество локальных, т.е. независимых файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (например, накладных), либо как база данных. Ее состав определяется исходя из информационных потребностей каждого уровня управленческого аппарата.
Центральное место в контуре системы управления экономическим объектом занимает информационная система экономического характера, получившая в литературе названиеэкономической информационной системы (ЭИС) и обеспечивающая обработку, поиск, хранение, выдачу информации по запросам пользователя-экономиста. Информационные потоки, циркулирующие на предприятии, характеризуются сложностью структуризации и формализации информации. От объекта управления направляется та ее часть, которую можно систематизировать и обрабатывать с помощью компьютера, а от управленческого аппарата в информационную систему передается только та часть директивной информации, которая может быть соответствующим образом переработана и передана объекту управления. Информационная система перерабатывает определенную часть информационных потоков, участвующих в принятии решений. Для разных уровней управления эта цифра может находиться в интервале от 10 до 30%. Оставшаяся доля информации может быть отнесена к частично формализуемой, обработка которой осуществляется при помощи экспертных систем, и неформализуемой (например, ответы на жалобы, содержащиеся в поступившей служебной записке), автоматизированная обработка которой невозможна или является экономически невыгодной ввиду значительных финансовых затрат на создание системы обработки С развитием информационных систем доля формализуемой информации в общем информационном потоке увеличивается.
Любая система характеризуется наличием технологии преобразования исходных данных в результатную информацию. Такие технологии принято называть информационными. Информационная технология представляет собой систему методов и способов сбора, накопления, регистрации, передачи, обработки, хранения, поиска, модификации, анализа, защиты, выдачи необходимой информации всем заинтересованным подразделениям на основе применения аппаратных и программных средств. Понятие информационной технологии неотделимо от технической и программной среды.
Каждая информационная технология ориентирована на обработку информации определенных видов: данных (системы программирования и алгоритмические языки, системы управления базами данных - СУБД, электронные таблицы); текстовой информации (текстовые процессоры и гипертекстовые системы); статической графики (графические редакторы); знаний (экспертные системы), динамической графики, анимации, видеоизображения, звука (инструментарий создания мультимедийных приложений, включающий средства анимации и управления видеоизображением и звуком). Информационные технологии отличаются по типу обрабатываемой информации, но могут и объединяться, образуя интегрированные системы, включающие различные технологии. Изменения, происходящие на рынке индустрии программных продуктов, позволяют говорить о тенденции слияния технологий.
Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения экономических и управленческих задач, был введен термин "предметная технология". Предметная технология представляет собой последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную в какой-либо предметной области и содержательно не зависит от использования средств вычислительной техники и информационных технологий.
Упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата, принято называть технологическим процессом. Так, любой участок бухгалтерского учета предполагает поступление первичной документации, которая трансформируется в форму бухгалтерской проводки. Последняя, изменяя состояние аналитического учета, приводит к изменению „счетов синтетического учета и далее - баланса.
Понятие "информационные технологии" отражает огромное количество самых разных технологий в различных компьютерных средах и предметных областях, поэтому их подразделяют на обеспечивающие и функциональные.
Технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения разнообразных задач принято называть обеспечивающими. Они могут быть классифицированы относительно классов задач, на которые они ориентированы. Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и программных сред, поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции. Она заключается в необходимости приведения различных информационных технологий к единому стандартному интерфейсу.
Функциональной называется такая модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Так, работа бухгалтера группы расчетов по оплате труда, использующего персональный компьютер, обязательно предполагает применение бухгалтерских и налоговых технологий:
• применение алгоритмов расчетов по различным видам начислений (оплат) например повременная оплата, сдельная оплата, отпуск, за дни болезни и т.д.;
• использование алгоритмов расчетов по различным видам удержаний (расчеты подоходного налога с физических лиц по каждому работающему, по исполнительным листам, ссудам и т.д.);
• выписка справок о доходах, об уплаченном подоходном налоге и отчислениях в пенсионный фонд УКРАИНЫ;
• использование других технологий, реализованных в какой-либо информационной технологии (системе управления базами данных, текстовом процессоре, электронной таблице).
Трансформация обеспечивающей информационной технологии в функциональную (модификация некоторого общеупотребительного инструментария в специальный) может быть сделана как специалистом-проектировщиком, так и самим пользователем, в зависимости от того, насколько она сложна, т.е. насколько доступна самому пользователю (экономисту, бухгалтеру). Появление дружественных обеспечивающих информационных технологий расширило эти возможности. С выделением информационных технологий для каждого уровня управления образуются многоуровневые функциональные информационные технологии.
Предметная технология и информационная технология влияют друг на друга. Так, использование компьютера для операций по бухгалтерскому учету внесло изменения в предметную технологию, исключив из обработки значительное количество журналов и ведомостей, используемых при традиционной системе учета, а также предоставив принципиально новые оперативные возможности. С другой стороны, предметные технологии, наполняя специфическим содержанием информационные технологии, акцентируют их на вполне определенные функции. Такие технологии могут носить типовой или уникальный характер в зависимости от степени унификации при выполнении этих функций.
Как и информационные технологии, информационные системы характеризуются наличием функциональной и обеспечивающей частей в соответствии с декомпозицией (структуризацией и разделением) системы на составные части - подсистемы (элементы системы), находящиеся в определенных отношениях друг с другом. Множество таких отношений совместно с элементами образуют структуру информационной системы.
Вопрос 8 Структура экономических информационных систем. Понятие АРМ.
Разнообразие сфер экономической деятельности порождает появление большого количества информационных систем экономического характера, так как они вбирают в себя все особенности структуры управления, схемы декомпозиции управленческих целей и предметных технологий. Таким образом, с учетом сферы применения выделяют следующие информационные системы:
банковские, страховые, налоговые, фондового рынка, промышленных предприятий. Одно из главенствующих мест в информационных системах промышленных предприятий занимает бухгалтерская информация.
Обеспечивающая часть информационной системы состоит из технического, информационного, технологического, математического, организационного, правового, эргономического и других видов обеспечения.
Функциональная часть фактически является моделью системы управления объектом. Так как сложная система всегда многофункциональна, информационная система может быть классифицирована по разным признакам: уровень управления (высший, средний, оперативный); вид управляемого ресурса (основные фонды, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы); сфера применения (банковские информационные системы, статистические, налоговые, бухгалтерские, фондового рынка, страховые и т.д.): функции и период управления.
Выбор признаков декомпозиции зависит от специфики объекта управления и целей создания системы. Трансформация целей управления в функции, а функций - в подсистемы позволяет проводить дальнейшую декомпозицию. Если подсистемы реализуют некоторые отделенные друг от друга функции управления, то каждую из них можно делить на более детальные подфункции - задачи (или комплексы задач). Состав задач определяется важностью той или иной функции управления, возможностью формализации управленческих процедур, уровнем подготовки персонала к использованию компьютеров, наличием информационной базы и технических средств.
Функциональная технология представляет собой синтез обеспечивающей и предметной технологий, осуществленный по некоторым правилам. Являясь некоей средой преобразования данных и одновременно частью информационной системы, она базируется на платформе, которая состоит из технической, программной. организационной и информационной частей.
Пользователь может использовать как отдельные информационные технологии, так и их совокупность, объединенную в некоторый комплекс. Комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий, поддерживающих выполнение целей управленческого работника - лица, принимающего решение (ЛПР), реализуется на основеавтоматизированных рабочих мест (АРМ). С появлением персональных ЭВМ стало возможным установить их прямо на рабочее место и оснастить новыми инструментальными средствами, ориентированными на пользователя-непрограммиста. Персональный компьютер, оснащенный совокупностью профессионально ориентированных функциональных и обеспечивающих информационных технологий и размещенный на рабочем месте, стали называть автоматизированным рабочим местом, назначение которого - информационная поддержка принимаемых решений. Другими словами, АРМ является некоторой частью информационной системы, обособленной в соответствии со структурой управления объектом и существующей системой целе-распределения. Оно и оформляется в виде самостоятельного программно-аппаратного комплекса.
АРМ содержит в себе функциональную информационную технологию полностью или частично. Какая именно ее часть закрепляется за тем или иным АРМ, определяется прежде всего декомпозицией целей в структуре управления объектом. Такое распределение функциональных информационных технологий на АРМ не должно нарушать требований самой предметной технологии. Наложение функциональных информационных технологий на управленческую структуру позволяет создать распределенную систему решения предметных задач. Распределенность этих технологий между компьютерами может касаться либо хранимых данных, либо процессов их обработки.
Информационная система, осуществляющая процесс поддержки принятия решения управленческими сотрудниками, должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить реализацию целей, стоящих перед ними. Одной из наиболее распространенных форм реализации является система взаимосвязанных и взаимодействующих АРМ, в том числе руководителя и исполнителя. Пользователям этих АРМ необходима совершенно разная информационная поддержка. Руководителю нужна обобщенная, достоверная и полная информация, позволяющая принимать правильные решения, а также средства анализа и планирования различных сфер деятельности хозяйственного субъекта. К этим средствам относятся следующие методы: экономико-математические, моделирования (например, инструментарий SADT1), анализа различных сфер деятельности предприятия, статистические, прогнозирования, а также обеспечивающие технологии - табличные, графические и текстовые процессоры, электронная почта, системы эффективного управления базами данных.
Специалисту-исполнителю необходим удобный инструментарий для обеспечения профессиональной деятельности в конкретной области, что определяется применяемыми в данной сфере предметными технологиями и разделением обязанностей между управленческими работниками. АРМ данного уровня характеризуется жестким включением в программный продукт функциональных и обеспечивающих технологий, что позволяет использовать специалиста невысокой квалификации, поскольку его действия носят декларативный, а не процедурный характер и глубоких знаний предметной технологии от него не требуется, так как они заложены в АРМ разработчиками программного обеспечения.
1) SADT - Structured Analysis and Design Technique (принят в качестве стандарта министерством обороны США; знать его основы и использовать при обсуждении каких-либо вопросов, например нарисовать простейшую диаграмму, поясняющую суть дела, считается правилом хорошего тона среди руководителей и менеджеров).
На номенклатуру АРМ и совокупность включаемых в них информационных технологий влияют структура управления, сложившаяся в учреждении, технологии предметных областей, схема распределения обязанностей и целей между сотрудниками. Таким образом, номенклатура АРМ зависит от управленческой структуры, а содержание - от целей, реализуемых ЛПР.
Под АРМ специалиста следует понимать его рабочее место, оснащенное персональным компьютером и представляющее собой самостоятельный программно-технический комплекс индивидуального или коллективного пользования, который позволяет в диалоге или пакетном режиме вести обработку информации и получать все необходимые выходные данные в виде экранных или печатных форм. АРМ включает три основных компонента: обучающую систему, комплекс программных продуктов по обработке информации и сервисные средства.
Под таким сервисным средством, как мониторинг следует понимать оперативный компьютерный доступ к результатам работы конкретного пользователя системы, который обеспечит возможность получения следующей информации:
• время выполнения каждой операции по обработке информации на компьютере:
• время работы компьютерного оборудования в течение дня (месяца), задачи, решаемые в этот период, интенсивность загрузки оборудования и компьютерной сети;
• анализ данных по выполнению однотипных операций различными работниками;
• доступ к результатам работы конкретного пользователя и процент выполнения задания от общего объема работ;
• статистика ошибок, производимых пользователем. В настоящий момент деятельность значительной части управленческого персонала немыслима без персонального компьютера, поэтому не лишено смысла производить анализ труда сотрудников, работающих на ПЭВМ на основе данных мониторинга.
Следом за появлением и быстрым распространением в 80-х гг. персональных компьютеров стали развиваться внедряться в повседневную жизнь программные решения для ПЭВМ. Первоначально компьютерные системы были ориентированы на решение комплексов логически связанных между собой задач, имеющих общую информационную базу и общую нормативно-справочную информацию. Они представляли собой АРМ с набором пакетов прикладных программ и сервисных средств. Информационные системы стали организовываться на основе нескольких функционально законченных и взаимосвязанных по конкретной предметной области АРМ. ориентированных на функционирование в условиях локальной вычислительной сети, средств удаленного доступа к данным а также на коллективное использование специалистами различной квалификации. В построении таких систем стал преобладать научный метод - системный подход. Для крупных и средних предприятий реализация данного метода означала возможность существования отдельных блоков - АРМ, которые, являясь самостоятельными программными модулями, вместе образовывали единое целое, т.е. открытую модульную систему, которая характеризовалась возможностью добавления новых блоков АРМ различной конфигурации или удаления какого-либо блока АРМ, э также наличием узлов связи между самостоятельно функционирующими частями системы. Наибольшее распространение они получили в экономических информационных системах в виде комплексов АРМ - интегрированных и инструментальных систем.
Постепенно автоматизированные решения на базе АРМ стали осуществляться для крупных хозяйственных субъектов. Такие АРМ представляли собой информационные системы, не предназначенные для массового тиражирования. Особенности таких систем заключались в разработке программного продукта специально под требования конкретного заказчика, значительной трудоемкости пусконаладочных работ, обязательном последующем сопровождении, высокой стоимости программного продукта.
Но какими бы универсальными не были разработанные АРМ, они обеспечивают автоматизированные решения дискретных задач и не позволяют полностью автоматизировать бизнес-процессы, протекающие в фирме. Следующим этапом стало создание систем, обеспечивающих полную автоматизацию крупных хозяйственных субъектов. Основное достоинство заключалось в обеспечении поддержки принятия решений во всех звеньях управления на основе своевременного предоставления информации всем заинтересованным службам и лицам, причем с требуемой степенью детализации. Они были отнесены к классу информационных систем большой сложности и получили название - корпоративные информационные системы.
В связи с этим остро встала проблема реинжиниринга бизнес-процессов, протекающих на предприятии, характеризующих информационную систему хозяйственного субъекта. Реинжиниринг подразумевает изменение существующей логики связей различных компонентов информационной системы и объединение разрозненных бизнес-процессов. Он обеспечивает правильное выделение этих процессов и исключение лишних связей и функций, выполняемых в соответствии с существующей организационной структурой предприятия, а также внедрение новых процессов, связанных с появлением передовых информационных технологий. Правильно проведенный реинжиниринг обеспечивает улучшение взаимодействия компонентов как внутри одной информационной системы, так и между разными, позволяет значительно снизить затраты на анализ предметной области и многократно использовать полученные результаты.
Деятельность хозяйственного субъекта базируется на "трех китах":
· системе управления предприятием;
· его экономической системе;
· информационных технологиях, используемых в качестве инструментария двух предыдущих компонент.