Описание, повествование, рассуждение

План.

1. Типы речи и структура текста.

2. Описание.

3. Повествование.

4. Рассуждение.

Типы речи и структура текста

Тексты, с точки зрения смысловой организации, представляют собой ие­рархию смысловых частей разной степени сложности и значимости. Способы построения текстов отражают основные функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи и определим структуры текстов определенного типа.

Существуют типовые модели построения текста. По своей ор­ганизации тексты можно разделить на тексты «жесткого» и «гибкого» способа построения. «Жесткий» способ подразумевает построение текста по строго за­данной схеме. К текстам «жесткого» способа построения относятся описание (характеристика), повествование, рассуждение (и доказа­тельство). «Гибкий» способ не предполагает наличия какой-либо строгой схе­мы. Построение текста развивается свободно.

Описание

Описание–функционально-смысловой тип речи, в котором раскрыва-ются при­знаки предмета (в широком понимании). Продуктом такого типа речи являются тексты-характеристики.

Особенностью текстов-характеристикявляется то, что каждая группа однородных объектов имеет свои специфические аспекты рассмотрения, от­личные от других групп однородных объектов.

В текстах-характеристиках обычно первый абзац –это определение (или тема текста), первое слово (первая строка) каждого следующего абзаца называет подтему. Глагол в текстах-характеристиках всегда употребляется в настоящем времени, которое называ­ется prаesеnce-constantum, т. е. настоящее постоянное. В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено оп­ределенным принципам систематизации, опирающимся на традицию и логику.

Одной из разновидностей текста-характеристики является текст-определение: этот вид текстов можно встретить в научных описаниях, в них оп­ределяется научное понятие в какой-либо области знаний. Понятие –логиче­ски оформленная общая мысль об объекте, явлении, идея о чем-либо. В тексте устанавливается содержание, наполнение понятия, если предполагается, что одного только определения недостаточно. Это относится к таким типам абст­рактных понятий, которые нельзя представить зрительно, например, стресс (в медицине), рынок (в экономике), жесткость деталей, усталость металла (в машиностроении) и др.

Другой разновидностью текста-характеристики является текст-классификация.Для лю­бой классификации важно не только выделение групп однородных объектов, но и определение признаков или критериев, по которым данная классификация составлена.

Для описанияхарактерны: перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модаль­ность, соотнесенность видовременных значений. Используются глаголы настоящего времени несовершенного вида; предложения с прямым порядком слов; вводные слова и предложения. Научное описание –перечень призна­ков предмета, его свойства, поэтому в таком тексте преобладают именные конструкции (сочетания прилагательных и существительных вызывают в сознании конкретный образ.) Деловое описание –перечень примет разыскиваемого лица, пропавших вещей и т. п. В художественных текстах используются сравнение, аналогия, противопоставление и другие фигуры, а также весь арсенал образных средств языка (см. Лекцию 2).

Рассмотрим особенности текстов описаний на конкретных примерах.

А. Описание арабской кухни: Что касается вторых блюд, то здесь предпочтение отдается тушеному и жареному мясу, курам, приготовленным в томате и, конечно же, плову. В качестве гарнира, как правило, подают жареный картофель "фри" или припущенный рис, заправленный томатным пюре или пассированным луком. В плове по-арабски, кроме хорошо знакомых мяса (говядины) и риса, вам встретиться обжаренная во фритюре капуста – цветная или белокочанная, а также изюм, инжир или миндаль.

Цель описания – характеристика.

Объект описания – какой-либо предмет или человек.

Формула описания:

Описание = признак + признак + признак.

Черты описания:

1) Статичность(например, в описании арабской кухни перечислены ее характерные черты, и эта картина статична, в ней нет никакого движения).

2) Описание предмета происходит через описание его качеств или черезхарактеристику действий.

3) Смысловая значимость детали.

4) Одновременность признаков.

5) Логичность –на логической основе должно строиться не только рассуждение, но и описание и повествование.

Светит солнце. Темно. Мигают звезды. Знойный полдень. Дует холодный ветер. Вода замерзла. В этом перечислении признаков природы нет никакой логики, названы несовместимые в природе явления.

6) Признак может убывать или возрастать: описание идет от простого к сложному, от самого значимого к менее значимому, от общего к конкретному.

Жанры описания:

1. Описание человека– его внешности, физического и эмоционального состояния. (Булгаков. Мастер и Маргарита. Описание Воланда).

Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького не большого, а просто высокого.

Обычно портрет строится по определенной композиционной схеме, которая имеет особое значение, так как цельность и осмыслен­ность образа – основное свойство портрета.

Характерные черты описания человека:

1) Признаки могут обозначать временные и постоянные свойства (внешние черты: цвет глаз, рост) и внутренние качества (характер человека, его увлечения).

2) Основное внимание уделяется связи внешнего и внутреннего.

3) Используется лексика тематической группы части тела, одежда.

2. Описание предмета.

3. Описание пространства: пейзаж, интерьер.

Интерьер: (Гоголь. Старосветские помещики.)

Стулья в комнате были деревянные, массивные, какими обыкновенно отличается старина; они были все с высокими выточенными спинками, в натуральном виде, без всякого лака и краски; они не были даже обиты материей и были несколько похожи на те стулья, на которые и доныне садятся архиереи. Треугольные столики по углам, четырехугольные перед диваном и зеркалом в тоненьких золотых рамах, выточенных листьями, ковер перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц, – вот все почти убранство невзыскательного домика, где жили мои старики.

Характерные черты описания предмета и интерьера:

Задача – нарисовать словами картину устно так, чтобы она зримопредстала перед слушателями. Поэтому, во-первых, перечисляются все подробности, которые необходимо заметить, а во-вторых, нужно не просто перечислять все признаки подряд, а обратить внимание на главное, т. е. осмысленно отбирать детали и слова, стараясь передать свою мысль, свое отношение к предмету.

1) Описывается взаимное расположение предметов (столики перед диваном и зеркалом).

2) Указываются расстояния (далеко / близко).

3) Основное внимание уделяется внешним признакам предметов.

4) Используется лексика группы (мебель).

Пейзаж:

Характерные черты описания пейзажа:

1) В художественной литературе описание внешнего мира действительности обычно соотносится с внутренним состоянием персонажа (дуб у Л. Толстого, гроза у Н. Островского).

2) Несмотря на то, что картина природы может складываться из признаков, обозначающих видимое, наблюдаемое движение в природе (взбудораженный снег, снежинки забивают глаза, деревья раскачиваются), в сознании человека эти признаки являются статичными.

3) Признаки могут обозначать временные явления и постоянные свойства (вообще свойственные тому или иному времени года, например, осени).

Возможные речевые ситуации для жанров-описаний:

Презентация товара.

«Буржуа» открывает модные цвета 2001 года. В обновленной гамме косметических средств по уходу за кожей можно найти все, что необходимо для создания идеального цвета кожи любого типа. Благодаря современной цветовой гамме оттеночные средства «Буржуа» помогут создать великолепный макияж и сохранить прекрасное настроение.

Презентация – рекламный жанр.

Черты сходства презентации с другими рекламными жанрами.

1) Реклама должна привлекать внимание, следовательно, должна быть наступательной.

2) Должны быть сильные, ударные слова, которые вызывают внимание потребителя (тайна, секрет, загадка, чудо, новый, исключительный, особый, специальный, удача, успех, счастье).

3) Должны быть стимулы, которые помогают вспомнить содержание рекламы в нужный момент.

Слоган – афористичное выражениеглавной идеи.

4) Обязательно указывается названия фирмы-производителя (Буржуа).

5) Используется преувеличение (можно найти все, идеальный цвет кожи, великолепный макияж).

6) Создается положительный образ товара, для этого используются слова, связанные с приятными ощущениями (прекрасное настроение: комфорт, чистота, помогает, избавляет, укрепляет, улучшает. Никто не скажет, что тональный крем может вызвать аллергию.)

7) Направленность на адресата (женщинам адресована).

Презентацию от любого другого рекламного текста отличают следующие признаки:

1) Связана с демонстрацией товара, возможностью опробовать товар. В рекламе только обещают, а на презентации показывают. На презентации происходит моделирование ситуации объективной оценки. У человека создается впечатление, если я это потрогал, это действительно так и есть.

2) Большая роль личности и личного контакта. Создается иллюзия знакомства. Начинаешь доверять человеку, который рекламирует товар, поскольку непосредственно видишь его и общаешься с ним. Такой человек не может обмануть, следовательно, товар хороший. Моделируется ситуация доверия. Часто на презентацию приходят известные люди, которые являются авторитетами и кумирами.

3) Действуетпринцип избранности: меня пригласили, я это увидел первый, должен попробовать, т.к. никто еще не попробовал.

4) Презентация – это расширенное описание товара. Дается более подробная информация о товаре. Обязательно описывается, как конкретно функционирует данный товар, какой его состав, способ применения (тональный крем выравнивает оттенок кожи век и помогает сохранить макияж глаз неизменный в любой ситуации).

5) Используются специальные клише (сегодня мы представляем).

6) Презентируется всегда новый товар.

Текст путеводителя.

Экскурсия.

Сравним путеводитель по Италии и экскурсию по Ватикану.

Сходство:

1) Большая информативностьтекстов.

2) Используются наречия места (главный вход в Ватикан – с правой стороны площади Святого Петра, скульптура находится недалеко от главного входа).

Черты различия можно представить в виде следующей таблицы.

Путеводитель по Италии   Экскурсия по Ватикану  
1) Текст путеводителя более абстрактный.   1) Текст экскурсии более конкретный, комментарий привязан к определенному месту.
2) Текст более функциональный, его назначение – дать информацию для практического использования, отсюда вытекают все его свойства: обязательно дается информация о денежной единице (денежная единица Ватикана ватиканская лира), об официальном языке (латинский, итальянский).   2) Основная функция текста экскурсии – информативная, текст дает общекультурологическую информацию (Собор Святого Петра – самый большой христианский храм в мире. Здесь находится среди прочих шедевров скульптура Микеланджело "Пьета" (положение во гроб).
  3) Используются специальные клише (посмотрите направо, рядом с этим зданием вы можете увидеть).

Повествование

Повествование –функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях.

Повествование как способ изложения используется для передачи инфор­мации о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последова­тельности. Схематически текст-повествование можно представить в виде цепочки, каждое звено которой обозначает этап действия или события во временной по­следовательности

действие 1 или событие   действие 2   действие 3

и т. д.

Для повествованияха­рактерны: семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; смена временного плана в формах глагола; видовые формы глагола со значением воз­никновения и мгновенности действия; глагольные формы с обозначением возникнове­ния действия или признака; обстоятельственные слова со значением временной по­следовательности, а также даты, цифровые и другие обозначения времени; союзы со значением чередования, сопоставления или возникнове­ния действия.

Композиционная структура художественного текста-повествования обычно представлена такими частями, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

В научной литературе повествование представлено в текстах био­графических справок, об истории научных открытий или изучения какой-либо научной проблемы и в характерных для науки текстах о процессах, т. е. о по­следовательной смене этапов, стадий какого-либо явления; изменениях или развитии какого-либо объекта; последовательности работы механизма, прове­дении эксперимента.

Рассмотрим особенности текстов повествования на конкретных примерах.

И. Иртеньев "Лесная школа".

Шел по лесу паренек,

Паренек кудрявый,

И споткнулся о пенек,

О пенек корявый.

И про этот про пенек,

Про пенек корявый,

Все сказал, что только мог,

Паренек кудрявый.

Раньше этот паренек

Говорил коряво.

Научил его пенек

Говорить кудряво.

Цель – последовательно рассказать о событии, показать ход его развития (что было сначала, что потом, чем закончилось).

Объект повествования – развивающиеся действия.

Признаки повествования:

1) Динамичность – постоянная смена временных планов.

2) Действия и состояния имеют характер уточнения или хронологического развития (шел, споткнулся).

3) Логическая временная последовательность.

В.М.Шукшин «Срезал».

В прошлом году Глеб срезал полковника – с блеском, красиво. Заговорили о войне 1812 года... Выяснилось, что полковник не знает, кто велел поджечь Москву. То есть он знал, что какой-то граф, но фамилию перепутал, сказал Распутин. Глеб Капустин коршуном взмыл над полковником... И срезал. Переволновались все тогда, полковник ругался... Бегали к учительнице домой –узнавать фамилию графа-поджигателя.

1) Глаголы сов.в. прош.вр. (срезал, заговорили, знал, перепутал, переволновались, ругался, бегали; шел, споткнулся, сказал, научил). Благодаря таким глаголам, сообщающим о том, что делает предмет и что происходит с ним, мы как бы присутствуем при событии (такие глаголы употребляются в сказках: Посадил дед репку).

2) Причинно-следственные и временные связи (в прошлом году, раньше). Предложения связаны отношениями во времени и могут подразумеваться слова: сначала, потом, тогда, затем, наконец.

3) Сопоставительные союзы (не только, но и; как, так и).

Наши рекомендации