Общие характеристики организаций

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными

в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.

Эти общие черты помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией надо управлять.

· Ресурсы. Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

· Зависимость от внешней среды. Ни одна организация не может быть «островом в себе». Организации полностью зависимы от окружающего мира – от внешней среды – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Большое значение имеет и тот факт, что, хотя организация и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров].

· Горизонтальное разделение труда. Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если то же самое количество людей работало самостоятельно.

· Подразделения. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих конкретные специфические задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами.

· Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной.

· Необходимость управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда].

Итак, в организации существуют две органичные внутренние формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления].

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации].

Содержание процесса управления фирмой (предприятием). Управление предприятием – та деятельность, которая осуществляется управляющей подсистемой. Эта деятельность может рассматриваться как серия взаимосвязанных действий и как последовательность определенных этапов. В первом случае деятельность по управлению можно представить себе как ряд взаимосвязанных функций, связанных между собой информационными потоками. Каждая из этих функций делится на отдельные более мелкие процедуры, которые в свою очередь делятся на более мелкие операции. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой и образуют замкнутый процесс, образующий функции. Управление можно рассматривать как последовательность определенных этапов. При этом само управление представляется как деятельность по выработке и осуществлению цепи последовательных решений. В этом случае в процессе управления выделяют следующие этапы: формулирование целей и задач, сбор и анализ информации, выработка решений, организация выполнения решений, учет и контроль за выполнением решения, корректировка решений и регулирование. Как в случае рассматривания управления как серии функций, управление представляется с точки зрения технологии как технологический аспект управления и отвечает на вопрос, как осуществляется эта деятельность и в каком порядке. В основе технологии управления лежит информация, которая выступает и предметом и продуктом управленческой технологии. В ходе технологического процесса управления информация изыскивается, собирается, систематизируется, передается, храниться и используется. Информация может иметь различную форму: письменную, звуковую, графическую, форму символов, цифровых знаков, условных обозначений, устной речи. Для того чтобы процесс управления протекал бесперебойно, информация должна быть достоверной, своевременной. По мере усложнения внешних условий потоки информации становятся более мощными и сложными. Поэтому возникает необходимость применения специальных технических средств (ЭВМ и т.д.).

Внутренняя и внешняя среда фирмы. Задача менеджмента по учету влияния и изменений среды на хозяйственную деятельность. Как всякая система, предприятие состоит из элементов, совокупность которых образует его внутреннюю среду. Эта совокупность включает цели, на базе которых объединяются люди, технику и технологии, а также процессы производства, маркетинг, управление персоналом, финансы и т.д. эти элементы определенным образом взаимодействуют между собой, и это определяет возможности фирмы в области пр-ва продукции, занять положение на рынке, обеспечить определенный уровень благосостояния работников и собственников, взаимодействие с общественностью. При анализе внутренней среды фирмы определяются ее сильные и слабые стороны с точки зрения достижения целей. Как элемент общества предприятие имеет внешнюю среду. Она образуется элементами прямо контактирующими с предприятием (рабочая, или микросреда) и факторами, косвенно влияющими на предприятие (общая, или макросреда). В процессе управления стремятся выделить те элементы, которые оказывают на деятельность фирмы наиболее сильное влияние, т.е. критические точки внешней среды). Они выявляются на базе анализа информации о прошлом с помощью обследования текущего обследования и прогнозирования. Кол-во критических точек зависит от величины, местоположения, истории, целей и сферы деятельности фирмы, рынков реализации. Общая характеристика среды фирмы включает в себя: × оценку кол-ва влияющих на фирму факторов; × разнообразие факторов; × изменчивость факторов; × взаимосвязанность факторов; × возможность предвидеть изменение факторов. Анализ среды фирмы проводится, чтобы выбрать варианты и направления деятельности, при которых фирма могла бы максимально использовать свои сильные стороны и минимизировать слабые. Широкое применение в стратегическом анализе среды фирмы имеют матрицы шахматного типа (силы, слабости, возможности, опасности). С ее помощью можно определить области, где фирма имеет хорошие внешние возможности и максимально использует сильные стороны, где не может их использовать и зависит от слабых сторон; где повышена внешняя опасность, но максимальны внутренние возможности; где все плохо. В любом случае сильные стороны увеличивают ее шансы в использовании благоприятных внешних возможностей и ослабляют угрозы извне, слабые - наоборот.

Наши рекомендации