Социальная и межличностная коммуникация
Рассмотрение вопроса о соотношении объемов содержания понятий «общение» и «социальная коммуникация» столкнуло нас еще с одной проблемой, а именно: каким образом соотносятся понятия «межличностная коммуникация» и «социальная коммуникация»?
С позиции Л.В. Володиной и О.К. Карпухиной, рассматриваемой нами в параграфе 1.2., межличностная и социальная коммуникации представляют собой разные виды коммуникаций. Понятие «межличностная коммуникация» распространяется на ситуации, когда информация передается от одного конкретного индивида к другому, а «социальная коммуникация» – на информационный обмен в обществе. В общепринятой же в психологической литературе классификации по типу отношений между участниками межличностные коммуникации являются разновидностью социальных[26].
Подход А.К. Болотовой, Ю.М. Жукова и Л.А. Петровской приводит к слиянию таких понятий как «социальная коммуникация» и «межличностная коммуникация». Сформулированный нами вывод не является неточной интерпретацией позиции авторов или вырыванием фраз из общего контекста, поскольку сами авторы далее подтверждают это, говоря, что «социальные коммуникации можно рассматривать как непосредственное межличностное взаимодействие субъектов, результатом которого в социально-психологическом плане является взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему социальному статусу, национальной и государственной принадлежности, возрасту, уровню образования или занимаемому общественному положению»[27]. Далее они говорят, что социальные коммуникации не предполагают наличия некоего посредника – ни физического лица, ни технического устройства (значит ли это, что беседа, осуществляемая через переводчика или разговор по телефону, а также коммуникация посредством Интернет не являются социальными коммуникациями? – Т.Б.). «Социальная обусловленность и масштабность взаимодействия в социальных коммуникациях в количественном отношении значительно ограничены, отличаются непосредственностью контактов и осуществляются на межличностном субъект-субъектном уровне… Социальные коммуникации можно назвать частью более широкой области человеческой коммуникации – массовых коммуникаций», – пишут А.К. Болотова, Ю.М. Жуков и Л.А. Петровская. Таким образом, социальные коммуникации являются с позиции данных авторов разновидностью массовых коммуникаций, однако в общепринятой классификации по типу отношений между участниками, напротив, массовая коммуникация является разновидностью социальной. Подход А.К. Болотовой, Ю.М. Жукова и Л.А. Петровской, безусловно, является интересным для социальных психологов, но все же, на наш взгляд, вопросов здесь остается больше, чем ответов.
В то же время стоит отметить, что в программе дисциплины «Социальные коммуникации», составителем которой является один из вышеуказанных авторов (А.К. Болотова), социальные коммуникации определяются как общение больших социальных групп[28]. На лицо очевидное противоречие – один и тот же автор вначале отождествляет понятия «социальная коммуникация» и «межличностная коммуникация», а затем говорит о социальных коммуникациях как об общении больших социальных групп.
Нами же придерживается позиция, согласующаяся с традиционной классификацией по типу отношений между участниками (или по субъектам), в которой в социальные коммуникации, наряду с другими видами, включаются и межличностные коммуникации. Иначе говоря, межличностные коммуникации являются частным случаем социальных коммуникаций.
Однако анализ имеющихся в социально-психологической литературе определений понятия «межличностная коммуникация» сталкивает нас с некоторым разночтением этого понятия. Показательным является то, что в одном и том же учебнике даются разные определения понятию «межличностная коммуникация»:
ü межличностная коммуникация – взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь[29];
ü межличностная коммуникация – это преимущественно информационный процесс, состоящий в передаче социальной информации, фиксируемой в знаках и предполагающий понимание людьми друг друга[30].
Как мы можем наблюдать, в первом определении акцент в определении понятия «межличностная коммуникация» главным образом переносится на особенности пространственного расположения субъектов, то есть межличностная коммуникация не может быть опосредованной, тогда как во втором определении об этом не идет и речи.
Встречаются и другие определения:
ü межличностная коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом[31];
ü межличностная коммуникация – процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга[32];
ü межличностная коммуникация – обмен информацией между двумя личностями[33].
Во всех этих определениях имеется своя специфика, отражающая позиции авторов в определении данного феномена, но наш взгляд, акцент в определении понятия «межличностная коммуникация» должен ставиться на то, что данный вид коммуникации имеет место тогда, когда взаимодействуют единичные, а не коллективные субъекты.
Таким образом, подводя итоги первой главы, сформулируем нашу позицию в определении дефиниций «общение», «коммуникация», «социальная коммуникация», «межличностная коммуникация» (как уже указывалось выше, мы не претендуем на окончательное решение данной проблемы).
Итак, коммуникация будет являться самым общим понятием и определяться нами как обмен информацией между системами самого разного типа (техническими, биологическими и социальными).
Социальная коммуникация – один из типов коммуникации (понятие более узкое, нежели понятие «коммуникация»), представляющая собой обмен информацией между субъектами (единичными или коллективными) посредством языка и других знаковых систем.
Межличностная коммуникация – один из видов социальной коммуникации, в которой информация передается от одного конкретного индивида (единичного субъекта) к другому.
Общение – понятие более узкое, чем коммуникация, поскольку оно осуществляется только между социальными системами; но в то же время более широкое, чем понятие «социальная коммуникация», которая входит в его состав и в литературе чаще всего представлена как коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова. Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека[34].
Если попытаться представить соотношение объемов анализируемых нами понятий в виде формулы, то она будет выглядеть следующим образом: коммуникация > общение > социальная коммуникация > межличностная коммуникация.
Список рекомендуемой литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.
Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. М., 2008.
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003.
Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
Основы теории коммуникации / под ред. проф. М.А. Василика. М., 2007.
Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 4. С. 51-60.
Парыгин Б.Д. Анатомия общения. М., 1997.
Соколов А.В. Теория социальной коммуникации. СПб., 2001.
Глава 2. Коммуникативный процесс[35]