Раздел i. межличностная коммуникация

Семечкин Н.И. Социальная психология

Часть 2

ВЛАДИВОСТОК 2003 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.....................................................6

Глава 1 Теория коммуникации.....................................................6

1.1 Немного истории.....................................................6

1.2. Современные представления о значении, принципах и структуре коммуникации...............................7

1.3. Средства коммуникации........................................................9

Глава 2. Вербальные средства коммуникации..................................................9

2.1. Лингвистический канал..................................................9

2.2. Выбор слов и выражений.....................................................10

2.3. Создание новых слов и выражений....................................................11

2.4. Выбор грамматических форм......................................................11

2.5. Выбор последовательности слов.................................................11

2.6. Расстановка ударений, интонация, тон голоса и т. д.......................................................12

2.7. Паралингвистический канал........................................................12

2.8. Теория разговора..................................................13

2.9. Разговор...................................................13

2.10. Кодирование..................................................15

2.11. Речевое табу..................................................16

2.12. Разговор и тендерные различия.................................................17

Глава 3. Невербальные средства коммуникации..................................................18

3.1. Взгляд......................................................18

3.2. Взгляд и информация...................................................19

3.3. Регуляция процесса коммуникации....................................................20

3.4. Показатель социальных отношений...................................................20

3.5. Индикатор социального статуса..................................................20

3.6. Инструментальная функция взгляда...................................................21

3.7. Мимика (выражение лица)...................................................21

3.8. Пластика (позы и жесты).....................................................25

3.9. Прикосновение (тактильный контакт)........................................................28

3.10. Межличностная дистанция........................................................30

3.11. Одежда, раскраска и другие украшения...................................................31

Глава4. Проблема сочетания каналовкоммуникации и ложь..................................................33

4.1. Значимость средств общения в коммуникации.......................................................33

4.2. Комбинирование средств коммуникации...................................................34

4.3. Тендерные различия.....................................................34

4.4. Коммуникация и ложь..................................................35

4.5. Признаки лжи..................................................36

4.6. Технические средства обнаружения лжи...................................................37

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА И ПОВЕДЕНИЕ.......................................................39

Глава 1. История исследования социальной установки......................................................40

1.1. Что же такое установка?......................................................40

1.2. Психическая установка........................................................40

1.3. Социальная установка..................................................41

1.4. Компоненты установки........................................................42

1.5. Другие теоретические подходы...................................................43

1.6. Основные этапы исследования установки.................................................44

1.7. «Загадка» или «ошибка» Лапиера?.....................................................45

Глава 2. Установка и поведение.................................................47

2.1. Современные представления о связи установки и поведения........................................................47

Семечкин Н.И.

Социальная психология

2.2. Ситуационные факторы.......................................................48

2.3. Диспозиционные факторы...................................................49

2.4. Теория планируемого поведения........................................................50

2.5. Теории непланируемого поведения....................................................53

2.6. Психоанализ....................................................53

2.7. Аналитическая психология..................................................54

2.8. Теория самопонимания........................................................55

2.9. МОДЕ – модель, как синтетическая теория поведения ..................................................57

2.10. Влияние установок на поведение......................................................58

Глава 3. Формирование установок: теории и исследования.......................................................60

3.1. Источники и принципы формирования установок..................................................60

3.2. Средства массой информации.....................................................62

3.3. Процесс формирования установок......................................................63

3.4. Модель последовательных стадий......................................................64

3.5. Модель параллельного процесса: убеждение и внушение.....................................................65

3.6. Центральный процесс...................................................66

РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ГРУПП.................................................67

Глава 1. Группа и групповая структура...................................................68

1.1. История исследования групп в социальной психологии........................................................68

1.2. Определение группы....................................................69

1.3. Состав, размер и структура группы....................................................70

1.4. Размер группы.................................................70

1.5. Структура группы.................................................72

1.6. Роль, ролевые ожидания и статус.......................................................73

1.7. Роль лидера.....................................................74

1.8. Модели ситуационного лидерства......................................................75

1.9. Групповые нормы.................................................77

1.10. Коммуникация в группе.....................................................78

Глава 2. Психология групповой деятельности......................................................80

2.1. Влияние других людей.................................................80

2.2. Влияние зрителей.................................................81

2.3. Теория конфликта внимания.......................................................83

2.4. Ситуация со-деятельности...................................................84

2.5. Ситуация групповой деятельности.....................................................84

2.6. Метод действия- «мозговойштурм».................................................86

Глава 3. Групповые процессы....................................................88

3.1. Эффект поляризации в группе.....................................................89

3.2. Нормативное и информационное влияние.................................................90

3.3. Группомыслие.................................................91

3.4. Влияние группового меньшинства.....................................................96

РАЗДЕЛ IV. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ..................................................98

Глава 1. «Мы» и «Они»........................................................98

1.1. Этноцентризм..................................................99

1.2. Группоцентризм..................................................100

1.3. Категориальная асимметрия......................................................100

1.4. Асимметрия могущества и статусов.................................................101

1.5. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация........................................................102

1.6. Теория социальной идентичности...................................................103

1.7. Неудовлетворительное социальное сравнение......................................................104

1.8. Способы коллективной компенсации.......................................................105

Глава 2. Социальные стереотипы, предубеждения и дискриминация...................................................108

2.1. Социальные предубеждения......................................................109

2.2. Теории предубеждений......................................................110

2.3. Социальная дискриминация......................................................113

2.4. Расизм и национализм........................................................114

2.5. Сексизм..................................................115

2.6. Относительная депривация........................................................118

Глава 3. Разрядка межгрупповых конфликтов...................................................119

3.1. Ситуация конфликта...................................................120

3.2. Примирение через сотрудничество...................................................120

3.3. Знакомство и контакты......................................................122

3.4. Переговоры и соглашения.................................................123

3.5. Итог процесса: соглашение.......................................................125

3.6. Нелишний «третий»...................................................125

ГЛОССАРИЙ.................................................126

ЛИТЕРАТУРА.......................................................129

Литература к разделу 1.......................................................129

Литература к разделу II......................................................130

Литература к разделу III....................................................132

Литература к разделу IV....................................................133

Семечкин Н.И.

Социальная психология

РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Как вместо серебра и золота ходят бумажные деньги, так вместо истинного уважения и настоящей дружбы в свете обращаются наружные их доказательства и как можно естественнее подделанные мимические гримасы и телодвижения... Во всяком случае, я больше полагаюсь на виляние хвостом честной собаки, чем на сотню таких проявлений уважения и дружбы.

Артур Шопенгауэр

Наши рекомендации