Раздел i. межличностная коммуникация

Семечкин Н.И. Социальная психология

Часть 2

ВЛАДИВОСТОК 2003 г.

Семечкин Н.И.______________________________________________________Социальная психология

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.............................................................................6

Глава 1 Теория коммуникации...........................................................................................................................6

1.1 Немного истории...........................................................................................................................................6

1.2. Современные представления о значении, принципах и структуре коммуникации...............................7

1.3. Средства коммуникации..............................................................................................................................9

Глава 2. Вербальные средства коммуникации................................................................................................9

2.1. Лингвистический канал................................................................................................................................9

2.2. Выбор слов и выражений...........................................................................................................................10

2.3. Создание новых слов и выражений..........................................................................................................11

2.4. Выбор грамматических форм....................................................................................................................11

2.5. Выбор последовательности слов...............................................................................................................11

2.6. Расстановка ударений, интонация, тон голоса и т. д...............................................................................12

2.7. Паралингвистический канал......................................................................................................................12

2.8. Теория разговора........................................................................................................................................13

2.9. Разговор.......................................................................................................................................................13

2.10. Кодирование..............................................................................................................................................15

2.11. Речевое табу..............................................................................................................................................16

2.12. Разговор и тендерные различия...............................................................................................................17

Глава 3. Невербальные средства коммуникации..........................................................................................18

3.1. Взгляд..........................................................................................................................................................18

3.2. Взгляд и информация.................................................................................................................................19

3.3. Регуляция процесса коммуникации..........................................................................................................20

3.4. Показатель социальных отношений.........................................................................................................20

3.5. Индикатор социального статуса................................................................................................................20

3.6. Инструментальная функция взгляда.........................................................................................................21

3.7. Мимика (выражение лица).........................................................................................................................21

3.8. Пластика (позы и жесты)...........................................................................................................................25

3.9. Прикосновение (тактильный контакт)......................................................................................................28

3.10. Межличностная дистанция......................................................................................................................30

3.11. Одежда, раскраска и другие украшения.................................................................................................31

Глава4. Проблема сочетания каналовкоммуникации и ложь..................................................................33

4.1. Значимость средств общения в коммуникации.......................................................................................33

4.2. Комбинирование средств коммуникации.................................................................................................34

4.3. Тендерные различия...................................................................................................................................34

4.4. Коммуникация и ложь................................................................................................................................35

4.5. Признаки лжи..............................................................................................................................................36

4.6. Технические средства обнаружения лжи.................................................................................................37

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА И ПОВЕДЕНИЕ...............................................................39

Глава 1. История исследования социальной установки..............................................................................40

1.1. Что же такое установка?............................................................................................................................40

1.2. Психическая установка..............................................................................................................................40

1.3. Социальная установка................................................................................................................................41

1.4. Компоненты установки..............................................................................................................................42

1.5. Другие теоретические подходы.................................................................................................................43

1.6. Основные этапы исследования установки...............................................................................................44

1.7. «Загадка» или «ошибка» Лапиера?...........................................................................................................45

Глава 2. Установка и поведение.......................................................................................................................47

2.1. Современные представления о связи установки и поведения................................................................47

Семечкин Н.И.

Социальная психология

2.2. Ситуационные факторы.............................................................................................................................48

2.3. Диспозиционные факторы.........................................................................................................................49

2.4. Теория планируемого поведения..............................................................................................................50

2.5. Теории непланируемого поведения..........................................................................................................53

2.6. Психоанализ................................................................................................................................................53

2.7. Аналитическая психология........................................................................................................................54

2.8. Теория самопонимания..............................................................................................................................55

2.9. МОДЕ - модель, как синтетическая теория поведения..........................................................................57

2.10. Влияние установок на поведение............................................................................................................58

Глава 3. Формирование установок: теории и исследования.......................................................................60

3.1. Источники и принципы формирования установок..................................................................................60

3.2. Средства массой информации...................................................................................................................62

3.3. Процесс формирования установок............................................................................................................63

3.4. Модель последовательных стадий............................................................................................................64

3.5. Модель параллельного процесса: убеждение и внушение.....................................................................65

3.6. Центральный процесс.................................................................................................................................66

РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ГРУПП.........................................................................67

Глава 1. Группа и групповая структура.........................................................................................................68

1.1. История исследования групп в социальной психологии........................................................................68

1.2. Определение группы..................................................................................................................................69

1.3. Состав, размер и структура группы..........................................................................................................70

1.4. Размер группы.............................................................................................................................................70

1.5. Структура группы.......................................................................................................................................72

1.6. Роль, ролевые ожидания и статус.............................................................................................................73

1.7. Роль лидера.................................................................................................................................................74

1.8. Модели ситуационного лидерства............................................................................................................75

1.9. Групповые нормы.......................................................................................................................................77

1.10. Коммуникация в группе...........................................................................................................................78

Глава 2. Психология групповой деятельности..............................................................................................80

2.1. Влияние других людей...............................................................................................................................80

2.2. Влияние зрителей.......................................................................................................................................81

2.3. Теория конфликта внимания.....................................................................................................................83

2.4. Ситуация со-деятельности.........................................................................................................................84

2.5. Ситуация групповой деятельности...........................................................................................................84

2.6. Метод действия- «мозговойштурм».......................................................................................................86

Глава 3. Групповые процессы..........................................................................................................................88

3.1. Эффект поляризации в группе...................................................................................................................89

3.2. Нормативное и информационное влияние...............................................................................................90

3.3. Группомыслие.............................................................................................................................................91

3.4. Влияние группового меньшинства...........................................................................................................96

РАЗДЕЛ IV. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ..................................................................................98

Глава 1. «Мы» и «Они»......................................................................................................................................98

1.1. Этноцентризм..............................................................................................................................................99

1.2. Группоцентризм........................................................................................................................................100

1.3. Категориальная асимметрия....................................................................................................................100

1.4. Асимметрия могущества и статусов.......................................................................................................101

1.5. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация........................................................102

1.6. Теория социальной идентичности.........................................................................................................103

1.7. Неудовлетворительное социальное сравнение......................................................................................104

1.8. Способы коллективной компенсации.....................................................................................................105

Семечкин Н.И.______________________________________________________Социальная психология

Глава 2. Социальные стереотипы, предубеждения и дискриминация...................................................108

2.1. Социальные предубеждения....................................................................................................................109

2.2. Теории предубеждений............................................................................................................................110

2.3. Социальная дискриминация....................................................................................................................113

2.4. Расизм и национализм..............................................................................................................................114

2.5. Сексизм......................................................................................................................................................115

2.6. Относительная депривация......................................................................................................................118

Глава 3. Разрядка межгрупповых конфликтов...........................................................................................119

3.1. Ситуация конфликта.................................................................................................................................120

3.2. Примирение через сотрудничество.........................................................................................................120

3.3. Знакомство и контакты............................................................................................................................122

3.4. Переговоры и соглашения.......................................................................................................................123

3.5. Итог процесса: соглашение.....................................................................................................................125

3.6. Нелишний «третий».................................................................................................................................125

ГЛОССАРИЙ.......................................................................................................................................126

ЛИТЕРАТУРА.....................................................................................................................................129

Литература к разделу 1.....................................................................................................................................129

Литература к разделу II....................................................................................................................................130

Литература к разделу III..................................................................................................................................132

Литература к разделу IV..................................................................................................................................133

Семечкин Н.И.

Социальная психология

РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Как вместо серебра и золота ходят бумажные деньги, так вместо истинного уважения и настоящей дружбы в свете обращаются наружные их доказательства и как можно естественнее подделанные мимические гримасы и телодвижения... Во всяком случае я больше полагаюсь на виляние хвостом честной собаки, чем на сотню таких проявлений уважения и дружбы.

Артур Шопенгауэр

Наши рекомендации