Основные единицы общения
Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.
Рассмотрим эти понятия.
Слово событие, по данным «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, означает: «То, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни».
3.1. Под речевым событиемпонимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.
Дискурсом(от франц. discours – речь) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социо-культурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте.
Дискурс – это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь».
Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты) [Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136].
Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:
1) словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс);
2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация).
Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».
Главными элементами речевой ситуации и определяющими её являются участники и отношения между ними. Партнёры по речевому общению (коммуниканты) – это люди, выполняющие в данной речевой ситуации определённую роль (социальную и соответствующую ей речевую), находящиеся в определённых отношениях к речевым партнёрам и выполняющие (реализующие) свои речевые цели (намерения).
3.2.Речевая ситуация – 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.
Речевая ситуация имеет следующие признаки: 1) участники (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, используется или устная или письменная речь, условные знаки и пр., 5) код (язык, диалект, стиль), 6) речевой жанр (например, проповедь), 7) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди), 8) оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердца), 9) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации (Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998).
Классификация ситуации общения З. А. Смелковой:
СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ | |||||
КТО Я: говорящий, адресант | КОМУ Тебе: слушающему адресату | ГДЕ Здесь: место действия | КОГДА Сейчас: время | ПОЧЕМУ Мотив речевого действия | ЗАЧЕМ Цель (коммуникативное намерение) |
Коммуниканты Партнёры Собеседники | Внешние обстоятельства | Внутренние обстоятельства |
Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Вспомните, к примеру, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.
Необходимо учитывать, что высказывание наряду с собственно семантическим значением (прямым смыслом) обладает прагматическим значением, обусловленным речевой ситуацией. Например, фраза «Скоро увидимся», сказанная при расставании с близким человеком, может означать в зависимости от ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь» и др.
Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Приведем примеры косвенных высказываний и их возможных толкований:
1. Здесь жарко.
– Просьба открыть окно или дверь в комнате.
– Предложение снять верхнюю одежду, пиджак, кофту, свитер.
– Констатация того, что обстановка в зале накалилась.
2. Мне нездоровится
– Я не хочу с вами разговаривать.
– Вызовите поскорее врача.
– Я не буду выполнять эту работу.
– Оставьте меня в покое.
3. Мне этот адрес хорошо знаком.
– Я много раз бывал в этом доме.
– У меня сохранились добрые/недобрые воспоминания о его хозяевах.
– Я хорошо знаю, что там произошло.
– Я никогда не забуду те счастливые дни.
4. Как, это вы ?
– Какими судьбами вы появились здесь?
– Когда вы успели приехать?
– Что вас привело сюда?
5. Я приду завтра.
– Объявление/утверждение.
– Обещание.
– Угроза.
Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.
Различают также канонические и неканонические речевые ситуации.
Каноническимисчитаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т. д.
Неканоническиеситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Дейктические слова в таких ситуациях употребляют иначе. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, a не время адресата.
3.3. Понятие речевого взаимодействия связано с понятием речевой деятельности.
Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют.
Чтобы понять значение обратной связи, напомним, что в речевой деятельности принимают участие субъект и адресат, первый порождает речь, а второй ее воспринимает, поэтому следует рассматривать речевое действие не только в генеративном плане, с точки зрения его порождения, воспроизведения, но и в перцептивном, с точки зрения его восприятия.
Для адресата, как и для субъекта, важно, в какую речевую ситуацию он попадает. Например, служащего вызывает начальник, приглашают на лекцию по маркетингу, состоится производственное совещание, присутствие на котором обязательно. В первом случае стараются определить причину вызова, если она неизвестна; обдумывают, как себя вести, о чем будет говорить начальник, какие вопросы задаст, что может предложить. Во втором случае адресат намечает круг вопросов, на которые желал бы получить ответ. В третьей ситуации поведение приглашенного на совещание определяется его ролью на этом мероприятии. Если он на нем только присутствует, то дает себе установку, слушая выступающих, уяснить, что из сказанного непосредственно относится к его работе, что ему необходимо знать и использовать в своей деятельности.
Как видите, у адресата на первом этапе речевой деятельности, этапе прогнозирования, рождается внутренний план высказывания (возможные реплики, ответы, вопросы, уточнения, возражения).
На втором этапе адресат воспринимает речь. Восприятие речи состоит из декодирования сказанного субъектом, понимания содержания и оценки полученной информации.
Третий этап – реагирование. Оно может быть выражено вербально. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое понимание. В таком случае адресат становится субъектом (субъект и адресат меняются ролями).
Реагирование может быть передано мимикой, жестом (выражение на лице удивления, заинтересованности, предельного внимания; кивок головы в знак согласия, при несогласии качание головой влево, вправо; пожимание плечами как выражение сомнения и др.). Оно может быть выражено поведением адресата/адресатов (аплодисменты как одобрение, благодарность, топанье ногами, свист как неодобрение, демонстративный уход из зала и др.). Реакция на речь служит ее оценкой. Обратная связь – очень важный компонент любого вида общения.
Коммуникантыхарактеризуются по количеству участников:
1:1 и 1: много.
Характеристика возможных ролей в общении:
1. Симметричные – асимметричные – равные или неравные по социальному положению и возрасту (ученик – ученик; сослуживцы; ученик – учитель; подчинённый – начальник).
2. Социальные роли партнёров: а) постоянные – пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст; б) переменные – социальная роль в момент общения – по отношению к партнёру (пациент – врач, пассажир – кондуктор и т.п.)
3. Официальный – неофициальный характер общения (общение в кругу семьи, в кругу коллег-сослуживцев, на отдыхе и т.п.).
Внешние обстоятельства (условия) общения:
Пространственно-временные условия – контактное (устное визуальное) общение и дистантное (письмо, разговор по телефону) общение.
Внутренние обстоятельства – мотивы и цели общения:
В коммуникативное намерение входят коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика.
Типология коммуникативного намерения (стратегия):
– проинформировать (описать, рассказать, отчитаться) – дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;
– убедить – склонить к своему мнению, используя нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;
– внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или
аудитории), используя и логические и эмоциональные средства воздействия на личность;
– побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.
Современная риторика считает целью говорящего тот результат, который говорящий хочет получить от своей речи. Говоря, человек совершает поступок (речевое действие). Типы речевых поступков классифицируются исходя из целей говорящего. Назовем основные.
Цель говорящего (речевое намерение) | Тип речевого акта (речевого действия) | Тип речи (дискурса) |
1.Сообщить, информировать | Сообщение информации | Информирующий |
2. Высказать и доказать свое мнение | Убеждение | Аргументирующий |
3. Побудить к действию | Побуждение | Агитирующий |
4. Обсудить проблему с помощью партнера, найти вместе с ним истину | Поиски смысла | Эвристический (от греч. eurisko – нахожу) |
5. Выразить свое видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного | Оценка (похвала и порицание) | Эпидейктический |
6. Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом речевого общения как таковым | Игровые речевые акты | Гедонистический (от греч. hedomai – радуюсь) или диатрибический (от греч. diatribo – провожу время |
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмонациональную картину» мира | Эмотив | Поэтический Художественный |
[Приведена таблица из книги: А. К. Михальская. Основы риторики. М.: Просвещение, 1996, с. 57].
Безусловно, в реальной жизни, в живом общении могут быть выделены многочисленные другие цели речи и речевые поступки (завоевание расположения слушателя, завоевание сострадания, просьба и т. д.).
Для того, чтобы речь (слово) действовала эффективно, необходимо, чтобы речевая ситуация характеризовалась некоторыми признаками.
Эффективность речевого общения– это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.
Условия успешного общения:
Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность.
Настроенность на мир собеседника.
Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение) говорящего.
Способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события, (то есть, говорящий языковыми средствами всегда передает свое отношение к предмету речи, а также к адресату).
Учет внешних обстоятельств: присутствие посторонних, канал общения (телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние.
Знание говорящим и норм этикетного речевого общения.
Соответствие планов и схем речевого поведения собеседников, в основе которых лежит определенный уровень человеческих отношений и социального взаимодействия (Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Л. Ширяева. М., 1993)