Практикум по деловой риторике

Задание № 5. Выполните тест "Умеете ли вы вести деловое обсуждение".

Тест поможет вам проанализировать ваше возможное поведение во время делового общения (совещание, беседа), определить стиль поведения. Следует иметь в виду, что каждый из этих стилей зависит от конкретной ситуации. В одних случаях успех приносит авторитарное поведение, не допускающее возражений, в других - тактическое, гибкое поведение.

Ответьте на вопросы и запишите оценки в баллах (от 1 до 5): – "Нет, так не бывает"; 2 – "Нет, как правило, так не бывает"; 3 - неопределенная оценка; 4 – "Да, как правило, так бывает"; 5 – "Да, так бывает всегда".

Я даю подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.

У меня всегда много идей и планов.

Я прислушиваюсь к замечаниям других людей.

В основном мне удается приводить логически правильные аргументы при обсуждении.

Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.

Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.

Для того, чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.

Свои ошибки я, как правило, признаю.

Я предлагаю альтернативы предложениям других людей.

Я защищаю тех, у кого есть трудности.

Я высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.

Мой энтузиазм заразителен.

Я принимаю во внимание точки зрения других и стараюсь их включить в проект решения.

Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.

Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.

Я ясно выражаю свои взгляды.

Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.

Я энергично защищаю свои взгляды.

Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.

Я всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.

Я помогаю другим советом, как организовать свой труд.

Я увлекаюсь своими проектами и обычно не беспокоюсь о чужих работах.

Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличную от моей.

Если кто-то не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого человека.

Я использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.

Я открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.

Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.

Я понимаю чувства других людей.

Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.

Прежде чем защищаться, я всегда выслушаю критику.

Я излагаю свои мысли системно.

Я помогаю другим получить слово.

Я внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.

Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мысли.

Я, как правило, никого не перебиваю.

Я не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.

Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать.

Я выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.

Я стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, кто редко просит слова.

Суммируйте баллы, полученные при ответах на утверждения 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40, и обозначьте сумму через А (сумма должна составлять от 20 до 100) баллов). Затем сложите баллы, полученные при ответах на утверждения 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39, и обозначьте через В (сумма должна составлять от 20 до 100 баллов). Если сумма А по крайней мере на 10 баллов превышает сумму В, то Вы хороший дипломат, стремитесь учесть мнения других и убедиться в том, что собственные ваши идеи согласуются с мыслями сотрудников. При этом неизбежны компромиссы, зато у участников делового общения появляется убеждение, что их мнение вам небезразлично. Если же сумма В как миниум на 10 баллов выше суммы А, то в деловом общении вы ведете себя авторитарно, властно, не обращая внимания на окружающих. Вы не добиваетесь общего согласия и не стремитесь сделать решение общим делом. Если суммы различаются менее, чем на 10 баллов, ваше поведение может быть как дипломатичным, так и авторитарным в зависимости от обстоятельств.

Задание № 6. Разработайте план деловой беседы по предложенной ситуации: Вы руководитель коммерческой структуры. У вас в фирме есть вакантное место, вам необходимо побеседовать с одним из претендентов на место. Он пришел по объявлению. При выполнении задания учитывайте приведенные ниже рекомендации специалистов по подбору персонала («Как найти единомышленников для бизнеса»)

«При найме персонала неизменно возникает вопрос: как проводить интервью? Этот разговор вполне может оказаться началом долгого сотрудничества, поэтому здесь имеет значение все – как работодатель выглядит, насколько убедительно звучит его голос. Важно, чтобы в него поверили и захотели работать вместе с ним.

Нужно быть готовым к трудным и неожиданным вопросам. Для кандидата могут оказаться важными причины, по которым создается новое дело, достижения и опасения предпринимателя. Кандидат ведь тоже принимает важное решение.

Хорошо, если работодатель сформулировал свои вопросы кандидату до встречи, тогда будет затронуто все, что может повлиять на решение, – опыт, профессиональные амбиции, деловые качества и причины, по которым предложение оказалось для кандидата интересным. Оценить его квалификацию можно косвенным образом – в процессе обсуждения реальных задач, которые предстоит решать. Имеет смысл попросить собеседника обозначить последовательность шагов, которые стоит предпринять, назвать наиболее вероятные трудности и ресурсы, которые понадобятся для достижения поставленной цели.

Не стоит приглашать человека на работу сразу после собеседования, даже если он очень нравится. Тем более не стоит этого делать, если у работодателя небольшой опыт приема на работу. Первое впечатление может существенно измениться после встреч с другими кандидатами».

Задание № 7.Разработайте в соответствии с кодексом схему деловой беседы по предложенным ниже ситуациям (по выбору):

· Вам нужно получить направление на экзамен, который вы уже дважды не сдали. Разработайте схему деловой беседы по этому поводу с деканом.

· Вы хотите получить материальную помощь. Разработайте схему деловой беседы с профоргом (секретарем деканата, куратором, деканом) по этому поводу.

· Вы хотите получить длительный отпуск без уважительной причины в середине марта. Разработайте схему деловой беседы с деканом (куратором) по этому поводу.

· Вы хотите получить отсрочку оплаты за общежитие (за учебу) по уважительной причине. Разработайте схему деловой беседы с деканом (куратором, секретарем деканата) по этому поводу.

· Вы совершили правонарушение, которое грозит вам отчислением из вуза. Разработайте схему делового разговора с деканом по этому поводу.

· Ваш друг совершил неблаговидный поступок и должен быть строго наказан, Разработайте схему деловой беседы с деканом (куратором), цель которой – максимально смягчить наказание.

Наши рекомендации