Обзор и анализ современных программных средств информатизации образовательного процесса школы

Введение

Потребности человека в доступе к разнообразной информации стремительно растет, и жизнь современной школы не может обойтись без информатизации учебно-воспитательного процесса. Кроме того, информация ежегодно увеличивается в объеме в несколько раз, и успеть ее переработать становится все труднее. Для удобства и экономии времени работы с ней разработана система «Сетевой город. Образование».

Актуальным направлением информатизации системы образования является создание единой образовательной информационной среды на различных уровнях – образовательного учреждения, муниципального образования и региона.

Целью работы является изучение и использование Системы «Сетевой город. Образование».

Основная задача системы «Сетевой Город. Образование» - это создание открытого информационного пространства для родителей и общественности, что способствует повышению качества образования. Каждое Образовательное Учреждение не просто выполняет требования Управления образования по сдаче отчётности, а получает все средства для организации учебного процесса и управленческой деятельности.

Параллельно, в реальном времени к обобщённой информации по школам имеют доступ и специалисты органов управления образования для получения необходимых отчётов и сведений.

Системы интегрированы между собой, с порталами государственных и муниципальных услуг, с Системами межведомственного электронного взаимодействия регионов. Предоставление государственных и муниципальных услуг в наших информационных системах реализовано в соответствии со Стандартами оказания электронных услуг, разработанными Министерством экономического развития РФ.

Также рассмотрена система «Сетевой Город. Образование» – комплексная автоматизированная информационная система, объединяющая в единую сеть образовательные учреждения и органы управления образования в пределах города, сельского или городского района (округа).

Предмет исследования: использование автоматизированных систем, поддерживающих образовательный процесс в средней школе.

Объект исследования: внедрение и использование системы «Сетевой город. Образование» в школе.

Задачи:

1. Анализ современных программных средств информатизации образовательного процесса школы.

2. Изучить систему «Сетевой город. Образование» в образовательных учреждениях и в управлении образования.

3. Проанализировать опыт внедрения и использования системы «Сетевой город. Образование».

4. Разработать методику использования системы «Сетевой город. Образование».

Курсовая работа состоит из введения, двух частей и приложения. В первой части рассматриваются учебные курсы, система контроля, типы образовательных учреждений в системе. Во второй части работы — работа и отзывы в системе «Сетевой город. Образование».

Глава 1. Проблемы информатизации современных школ

Обзор и анализ современных программных средств информатизации образовательного процесса школы

В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой в силу следующих основных причин:

1. Стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;

2. Функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему - проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;

3. Дальнейшее стремительное развитие информационно - коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах. Повсеместное распространение компьютерной техники характеризует современный этап развития информационных технологий, которые оказали большое влияние на образовательную среду. Изменялось и расширялось текущее состояние образовательной среды, происходила смена принципов, концепций, идей, целей.
Анализируя высокотехнологичность таких азиатских стран, как Южная Корея, Япония и другие, можно сделать вывод о том, что успехи этих стран достигнуты посредством нескольких фактов. Один из которых, на наш взгляд, является очень важным - это массовое внедрение в учебный процесс компьютерной техники, информационных компьютерных технологий.
Одной из причин кризиса школьного образования считаются устаревшие
формы, технологии обучения. Традиционные методики, технологии стали
утрачивать свою эффективность.

4. Данная ситуация заставляет нас переходить на использование современные педагогические технологии.

Под современными педагогическими технологиями понимают те, которые построены на новых подходах к обучению, воспитанию и развитию учащихся. Педагогических, психологических, управленческих концепциях. В современной классификации технологий педагогического и управленческого назначения выделяют информационные компьютерные технологии. Их использование можно рассматривать как дополнительную возможность выхода на новый качественный уровень обучения учащихся и управления этим учреждением. Залогом успеха в этом деле служат глубокая концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов учебных, методистов, специалистов системы управления образованием, учителей, а также учащихся и их родителей.[3, с. 45]

Руководители образовательных учреждений должны решить проблему внедрения информационных технологий в управление своими учреждениями на том уровне, какой позволяет им это сделать наличие технических средств, программного обеспечения, кадровых возможностей, желания видеть свое управление на уровне, напоминающем современный менеджмент. С поступлением в школы новой техники наступила и пора изменить подходы к ее применению во всех аспектах учебного процесса и управления им и образовательным учреждением в целом. Отличительной особенностью развития образовательных систем является обязательность наличия, наряду с другими, управленческих целей. При построении модели комплексной информатизации это приобретает особое значение. Построение практически любой модели управления образовательной системой имеет конечной целью вывод ее на качество более высокого уровня.

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого -педагогических целей обучения и воспитания.

Но как бы не расшифровывался данный термин, информатизация образования призвана решать комплекс задач, связанных с необходимостью повышения качества образования, эффективности функционирования системы образования в целом, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки учащихся к жизни в открытом информационном пространстве.

Существует множество современных программных средств информатизации образовательного процесса школы:

NetSchool – это комплексная информационная система для современной школы. Ключевые достоинства NetSchool:

- электронный журнал и электронный дневник;

- проработанная аналитическая отчётность (более 40 автоматически формируемых отчётов для администрации школы, завучей, классных руководителей, учителей, учащихся, родителей);

- интеграция с другими программами (система тестирования, учебные курсы, программы составления расписания, система контроля и доступа и тд.)

- sms-сервис для родителей (не только sms-рассылки от классного руководителя, но и возможность для родителя получать информацию о своем ребенке по smsзапросу).

Система NetSchool поддерживает следующие типы пользователей:

- директор, завуч;

- классный руководитель, преподаватель;

- учащийся;

- родитель;

- секретарь;

- специалист по кадрам;

- медицинский работник;

- психолог/социальный педагог;

- администратор системы;

- технический персонал.

Каждый пользователь имеет индивидуальное имя и пароль для входа в NetSchool.

Права доступа к разным частямбазы данных школы могут гибко настраиваться.

Внедрение NetSchool обеспечивает:

- полный переход от бумажного классного журнала к электронному (при необходимости можно распечатать все страницы классного журнала в установленной типовой форме)

- открытость информационного пространства, что особенно важно для повышения инвестиционной привлекательности образовательного учреждения в условиях нормативного финансирования;

- повышение качества образования: доказано, что доступ родителей к информации об учебно-воспитательном процессе с помощью NetSchool улучшает успеваемость и посещаемость детей.

Система Е-услуги.

Образование – автоматизированная информационная система (АИС), позволяющая реализовать на уровне региона (муниципального образования) следующие государственные и муниципальные услуги в электронном виде в сфере образования:

- приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);

- зачисление в образовательное учреждение;

- предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

- предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования;

- предоставление путевок детям для организации отдыха в дневных и загородных лагерях. [1, с. 67]

Хочу отметить, что в образовательных учреждениях интернет и ПК на рабочем месте не редкость, но все же далеко не все учителя имеют такие возможности. Доступ к электронному журналу из других помещений все-таки ограничен: в учительской рабочие места не организованы, в библиотеке их нет, в компьютерном классе можно работать только в свободное от уроков время.

Для начала работы также было сделано все необходимое со стороны администрации: все списки и расписание внесены, секретарь школы регулярно работает с приказами, и фактический состав класса в электронном журнале всегда соответствует реальной ситуации, пароли и логины выданы учителям и учащимся.

Следующий шаг — внесение тематического и поурочного планирования. В наличии есть электронный вариант соответствующего документа, и поэтому данная работа не вызвала трудностей. При работе с поурочным планированием мы увидели: карточка урока позволяет внести достаточно объемный перечень критериев, который позволяет избавиться от конспекта урока, не вести его вовсе.

Судите сами, если заполнены все позиции в карточке урока, то получается очень полезный документ, серьезно меняющий отношение к такой обязательной реалии жизни учителя, как конспект урока.

О сложностях с одновременным оформлением электронного и бумажного журнала при выставлении оценок уже сказано и написано много. Чаще всего речь идет об увеличении времени, которое необходимо на дублирование оценок. Но это не единственная проблема. При оценивании ребенка на уроке или при выставлении оценок за домашнюю работу учитель часто пользуется каким-то еще вариантом: тетрадка, отдельный журнал рукописный, просто листочки для памяти, дневник учащегося, поскольку не всегда бывает возможность выставить оценку туда, куда необходимо, сразу по факту оценивания. И количество источников, в которых есть оценки, обязательные для выставления, множатся с ужасающей скоростью. Необходимость сравнить эти источники на предмет учета каждой оценки — это большая головная боль.

Как работают с журналом учащиеся и родители. Заходят, анализируют, задают вопросы. Но всерьез не воспринимают, справедливо считая бумажный вариант официальным. Поэтому говорить о трудностях и перспективах в этом направлении считаю преждевременным. Близится конец года. Предстоит очередной этап подведения итогов.

Однозначно с удовольствием воспринимаю ситуацию, при которой средний балл за год высчитывается автоматически, формируются отчеты за период. Не удовлетворяет одно, что не могу видеть сводную ведомость по классу. Эта функция доступна только администратору системы, и поэтому работаем так: заместитель директора, ответственный за работу в системе «Сетевой город. Образование», формирует сводные отчеты, распечатывает, классные руководители разбирают и сверяют с бумажными оценками, заполняя итоговую ведомость в конце бумажного журнала.

Отсутствие нормативной базы для отказа от бумажного журнала и отсутствие ответственности для администрации школы в случае несоздания условий для работы с электронным журналом считаю одним из основных препятствий для его внедрения, а использование административного ресурса, на всех уровнях, одним из условий успеха в этом начинании.

Наши рекомендации