Глава 1. Коммуникация в обществе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ»
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
О.В. ПАПКОВА
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Учебное пособие
Утверждено в качестве учебного пособия
Редакционно-издательским советом МГУДТ
МОСКВА
МГУДТ
УДК
Куратор РИО В.В. Костылева
Работа рассмотрена на кафедре Социологии и социальной антропологии Института социальной инженерии и рекомендована к печати.
Заведующий кафедрой М.Г.Котовская
проф., д.и.н.
Автор О.В.Папкова,
к.с.н.
Рецензент А.А.Булков,
доц., к.п.н.
Папкова О.В. Массовая коммуникация. Учебное пособие.
М.: РИО МГУДТ: 2011- стр. 141
В учебном пособии рассматривается материал по основным темам курса «Массовая коммуникация». Дается определение ключевых понятий, примерные вопросы к экзамену, темы рефератов, список общей и дополнительной литературы. Пособие может быть использовано для очной, очно-заочной и дистанционной формы обучения.
Печатается в авторской редакции.
УДК
Московский государственный университет
дизайна и технологий, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................................................................... 4
Глава 1. Коммуникация в обществе.................................................. 6
1.1.Понятие коммуникации.......................................................... 6
1.2. Виды, инструменты и формы коммуникации.................... 13
1.3. Понятие массовой коммуникации ...................................... 22
Глава 2. Журналистика в системе массовой коммуникации......... 28
2.1. Журналистика как социальный институт........................... 28
2.2. Зарождение периодической печати в XVII-XVIII веках... 31
2.3. Развитие массовой прессы в Европе и США в XIX веке... 35
2.4. Периодическая печать в России до 1917 года................... 38
Глава 3. Советские средства массовой информации и пропаганды 45
3.1. Печатная пресса.................................................................. 45
3.2. Система советского радиовещания.................................... 55
3.3. Система советского телевидения........................................ 60
3.4. Информационные агентства............................................... 66
Глава 4. Система СМИ в современной России............................... 70
4.1. Основные направления изменений СМИ........................... 70
4.2. Типология средств массовой коммуникации..................... 72
4.3. Печатные СМИ.................................................................... 75
4.4. Радио.................................................................................... 84
4.5. Телевизионная индустрия................................................... 87
4.6. Сетевые издания.................................................................. 96
Глава 5. Исследования масс-медиа................................................ 102
5.1.Три концепции масс-медиа................................................ 103
5.2. Четыре теории прессы....................................................... 109
Глава 6. Реклама как основа экономики масс-медиа.................... 114
6.1. Понятие рекламы.............................................................. 114
6. 2. СМИ – основные носители рекламы............................... 118
6.3. Взаимодействие рекламодателей и СМИ на примере ТВ 123
Глава 7. Проблемы и тенденции современных СМИ................... 129
7.1. Влияние экономического кризиса на масс-медиа............ 129
7.2. Основные глобальные тенденции масс-медиа.................. 133
Методические материалы.............................................................. 137
Введение
Начало нового века характеризуется появлением огромных возможностей, которые предоставляют человечеству информационно-коммуникационные технологии. Наиболее быстрыми темпами изменяется деятельность, связанная с производством и передачей сообщений.
Роль и значение массовой коммуникации в жизни современного общества трудно переоценить. Сегодня средства массовой коммуникации (СМК) составляют самостоятельную индустрию, направленную на формирование общественного мнения с использованием организационно-технических комплексов, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование вербальной, визуальной и аудиоинформации.
Коммуникации являются одним из центральных составляющих современного общества. Статус страны в реальном мире определяется также и ее статусом в информационном пространстве. Именно СМИ (СМК), которые формируют информационное пространство, сегодня, оказались самым оптимальным способом формирования ценностных ориентаций общества.
На протяжении ХХ века отечественные и зарубежные исследователи постоянно обращались к теме массовой коммуникации, отмечая ее возрастающую роль в развитии современной цивилизации. Появление и повсеместное распространение виртуальных и телекоммуникационных технологий превращают традиционные средства массовой информации в интерактивные каналы массовой коммуникации, которая не просто влияет, но и определяет жизнедеятельность социальных институтов и сообществ, ход социальных процессов и изменений.
В настоящем учебном пособии представлены теоретические аспекты коммуникации, дается экскурс в историю массовой коммуникации, выявляются сущностные особенности современных коммуникативных каналов, проводится анализ рекламы как экономической основы деятельности современных средств массовой коммуникации, дается обзор наиболее известных теорий масс-медиа и выявляются актуальные тенденции их развития. В качестве теоретической базы настоящего пособия автором были использованы труды по социологии, психологии, теории коммуникации, маркетингу, журналистике, рекламе и паблик рилейшнз. При анализе процессов, связанных с распространением информации в современном российском обществе, большое внимание уделяется законодательным актам Российской Федерации, регулирующим информационно-коммуникативную деятельность.
Настоящее пособие предназначено для студентов специальности «Социология» и «Реклама». Не претендуя на всесторонний охват такого сложного и противоречивого явления современности, как массовая коммуникация, автор посчитал необходимым и целесообразным дать краткий экскурс в историю масс-медиа. Учебное пособие содержит перечень вопросов к зачету (экзамену), темы рефератов и список рекомендованной литературы.
Глава 1. Коммуникация в обществе.
Понятие коммуникации.
Проблема определения понятия и осмысления феномена коммуникации приобрела в наше время особую актуальность. Существует множество определений этого понятия (лат. Сommunicatо – сообщение, передача, от лат. Communico – делаю общим, связываю, общаюсь). Многие ученые подчеркивают, что современное общество все более и более зависит от коммуникации и информации. Это вызвано рядом следующих факторов:
1) Изменение и возрастание роли коммуникации в обществе, усиление интенсивности коммуникационных процессов, увеличение охвата аудитории;
2) Превращение информации в одну из производительных сил общества;
3) Совершенствование технических средств, обеспечивающих каждому пользователю возможность подключения к глобальной коммуникационной среде Интернет в любое время и в любом месте.
В широком смысле коммуникация есть универсальное социальное качество, процесс возникновения, разворачивания и угасания различных видов взаимодействия между отдельными индивидами, социальными группами, институтами, организациями и т.д.
В узком смысле — это конкретное взаимодействие между двумя сторонами. Каждая их сторон определяет себя и друг друга как реальных участников этого отношения.
В западной социологии и психологии изучение коммуникации началось в начале ХХ века. В американской социологии это понятие разрабатывается в рамках концепции символического интеракционизма. Основатель этой концепции Дж. Мид рассматривал общество как результат совокупности процессов взаимодействия индивидов друг с другом. Он полагал, что любое действие начинается с возникновения интереса и включает в себя восприятие и определение значения.
Ч. Кули видел в коммуникации «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации»[1].
В одном из современных американских учебников социальная коммуникация (human communication) определяется как осознаваемый или неосознаваемый, имеющий или не имеющий определенной цели процесс, в котором эмоции или идеи выражаются в вербальных или невербальных сообщениях на внутриличностном, межличностном, и общественном (социальном) уровнях [2].
Социальную коммуникацию можно понимать как движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Примерами такой коммуникации могут выступать дружеская беседа, школьный урок, театральное представление, переговоры деловых партеров, телепередача и множество других форм и проявлений связей между людьми как членами общества.В рамках социологического подхода самым очевидным и общим является определение коммуникации через связь, отношение, взаимодействие двух субъектов. Этими субъектами могут быть индивиды, социальные группы, общности и социальные институты.
Коммуникация может быть отождествлена с общением либо представлена его составляющей частью. В процессе коммуникации происходит передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных или электронных носителях.
Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:1. Общение – диалог равноправных партнеров. 2. Управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации.3. Подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения. В широком смысле коммуникативные связи бывают синхронными и диахронными. Синхронные (горизонтальные) связи существуют между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечивается единство, сплоченность, консолидация общества. Синхронные коммуникации необходимы для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени. В диахронной (вертикальной) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахронная коммуникация сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.Интерес к феномену коммуникации заметно возрос по мере появления в середине ХХ века работ, посвященных техническим аспектам передачи сигналов.
В информационной концепции коммуникация рассматривается как процесс передачи и приема информации. Под информацией (лат. Informatio — разъяснение, изложение, осведомление) в рамках этого подхода понимаются закодированные сообщения или сигналы в звуковой, зрительной, тактильной или других разновидностях. Они передаются по соответствующим каналам приемнику, который декодирует их и использует в случае необходимости обратную связь. В этом контексте информация есть сведения, сообщения, а количество информации есть мера неопределенности, устраняемая в результате получения информации.
Основоположником теории информации был американский инженер и математик Клод Шеннон. На сегодняшний день все системы цифровой связи проектируются на основе фундаментальных принципов и законов передачи информации, разработанных им в 40-50 годы ХХ века. В соответствии с теорией информации, вначале из сообщения устраняется избыточность, затем информация кодируется при помощи кодов, устойчивых к помехам, и лишь потом сообщение передается по каналу потребителю.
Модель, предложенная К. Шенноном и У. Уивером, включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и адресат, расположенные в линейной последовательности (линейная модель). В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах. Средство связи в этой модели является источником барьеров и помех.
Модель Шеннона-Уивера представляет коммуникацию как линейный процесс, который происходит в технической системе между двумя объектами.
Американский исследователь пропаганды Г.Лассуэлл в 1948 году предложил модель коммуникационного акта применительно к социальной коммуникации:
КТО? - Источник
ЧТО сообщает ? - Сообщение
По какому КАНАЛУ? – Средство связи
КОМУ? – Адресат
С каким РЕЗУЛЬТАТОМ? - Эффективность
Отсутствие хотя бы одного элемента указывает на то, что коммуникация не состоялась.
Окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как одностороннего процесса стала циркулярная модель Ч.Осгуда и У.Шрамма. Ее главная отличительная черта - постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации. Исследователи обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации - отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения. В этой модели процесс коммуникации бесконечен, т.к. его участники постоянно меняются.
Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах: 1. монологической, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации; 2. диалогической – в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений; 3. полилогическая – организация многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией.Еще античные философы задумывались над секретами успешного ораторского выступления. Аристотеля одним из первых затронул тему так называемого «убедительного сообщения» в своем труде «Риторика». Оно основывается на трёх китах: этос, патос и логос.
1. Оратор (докладчик, говорящий), который передаёт сообщение (этос).
2. Чувства и эмоции, которые сообщение вызывает у слушателей (патос).
3. Доказательство того, что вызванные эмоции правильные, т.е. рациональное обоснование, содержащееся в самом сообщении в явном или неявном виде (логос).
Поскольку «Риторика» Аристотеля входила в программу обязательного изучения практически во всех академических школах, то вполне естественно, что на протяжении веков с моделью Этос – Патос – Логос были знакомы все без исключения учёные Европы и Нового Света. Её изучали, пытались применить, строили на её основе свои собственные теории.
В ХХ веке коммуникация входит в число постоянных объектов исследования гуманитарной науки. Зарубежные отечественные исследователи предложили около двадцати теорий коммуникации.
В зависимости от исследовательских и практических потребностей избирается то или иное определение коммуникации, тот или иной набор ее существенных признаков и функций.
В рамках психоаналитического подхода, основанного на теоретических учениях З.Фрейда и К.Юнга, коммуникация понимается как вытеснение индивидом своих бессознательных влечений. Экзистенциалистский подход рассматривает коммуникацию как «заброшенность в мир». Такое понимание коммуникации объясняется развитием в ХХ веке такой системы нравов, как индивидуализм. Отношения, складывающиеся в условиях индивидуализма, организуют жизнь человека на принципах изоляции и самоизоляции, что порождает такое явление культуры как некоммуникабельность. Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуждения. В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковременного и никому не нужного существования человека в мире. Такую ситуацию философы назвали «кризисом коммуникации».В контексте бихевиоризма (науки о поведении) основой коммуникации является не язык, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитывать человека любого склада. Такое же понимание коммуникации можно встретить и в семантической модели Ю.Лотмана и У.Эко. В игровой теории коммуникации, основными представителями которой можно назвать Э.Берна и Й.Хейзинга, коммуникация есть игра. Персонализм рассматривает коммуникацию как внутреннюю метафизическую способность личности открывать в себе чувства Другого (отношения Я – Другой). С точки зрения понимающей модели коммуникации, основными представителями которой являются М.Вебер, Г.-Г.Гадамер, Г.Шпет, основным результатом коммуникации является понимание человеком другого человека, т.н. взаимное понимание.Футурологический подход к коммуникации наиболее ярко представлен в теории информационного (постиндустриального) общества (Д.Белл, А.Тоффлер). В данной теории средства коммуникации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития. Информация здесь выступает основой культуры и всех культурных ценностей. Критическая концепция массовой коммуникации нашла наибольшее выражение в работах Т.Адорно, который показал разрушительное воздействие СМИ на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры и указал на изменение типов личности под влиянием массовой информации.Виды коммуникации.
Коммуникации можно условно разделить на следующие виды:
- устные и письменные;
- вербальные и невербальные;
- формализованные и неформальные;
- непосредственные и опосредованные;
- реальные и виртуальные;
- межличностные, публичные и массовые.
Речь и слушание – одни из самых важных процессов приема и передачи информации. Через речь оказывается личностное воздействие на людей. Его сила в простоте, точной адресности и гибкости благодаря обратной связи. Важнейшим условием успешной устной коммуникации является эмоциональная и логическая убедительность. Умение пользоваться языком свидетельствует об образовании, жизненном опыте, социальном статусе и других социальных качествах индивида. Не менее важным в устной коммуникации является умение слушать и понимать истинный смысл и намерения говорящего.
Главным инструментом социальной коммуникации выступает язык. Долгое время ученые считали язык универсальным кодом, позволяющим передавать смысл другому участнику коммуникации. Однако в последнее время многие лингвисты отказались от такой трактовки в связи с тем, что в русском и других языках большинство слов многозначно, что вызывает трудности при переводе. Когда мы имеем в голове некую мысль и находим для нее адекватное языковое выражение, то тот, кто нас слушает, совершает обратную операцию – обращает языковую форму в смысл. Таким образом язык выступает в качестве посредника во взаимном понимании.
Язык состоит из лексически выверенных единиц, соответствующих реалиям мира, поэтому вербальная коммуникация подразумевает, что все ее участники в полной мере владеют набором языковых единиц и точно соотносят их с адекватными реалиями. В противном случае неизбежен языковой барьер, когда участники коммуникации не владеют языком друг друга, или семантический барьер, когда вследствие многозначности слов смысл высказывания понимается неверно.
Намеренное изменение языковых структур становится способом изменения человеческого сознания, в том числе и манипулирования им. Манипуляцию часто определяют как скрытое воздействие на сознание и поведение другого. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция — это не насилие, а соблазн.
Человек, взаимодействуя с окружающими, взаимодействует с сознанием других людей, так или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор ставит для себя цель манипуляции. Особенно активно приемы языкового манипулирования применяются в рекламе и политической коммуникации. Одной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.
Языковое манипулирование возможно в самых различных видах коммуникации – в диалоге, в публичном выступлении, в выпуске телевизионных новостей, в Интернет-форуме и т.д. Наиболее часто языковое манипулирование встречается в выступлениях политических деятелей и в рекламе.
Вербальная форма коммуникации – основная, но не единственная форма передачи информации. В межличностных коммуникациях она дополняется невербальной, с помощью которой передается до 70% информации.
В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации:
1. оптико-кинетическая;
2. пара- и экстралингвистическая;
3. организация пространства и времени коммуникативного процесса;
4. визуальный контакт.
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности либо неуверенности). Тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека.
Экстралингвистика – включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, а также сам темп речи. Например, паузы, подчеркивают особую значительность предлагаемого текста, иногда они значат больше, чем сам текст.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой в коммуникативной ситуации. Так, для того, чтобы подчеркнуть свое влияние, руководитель может занять высокое кресло, а партнеру по общению предложить сесть на низкий диван. Размещение в пространстве офиса элементов фирменного стиля будет способствовать большему доверию клиента к организации. Размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему.
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. В настоящее время проблемы проксемики включены в особую область психологии, получившую название «экологическая психология» или «психология среды». Среди прочих проблем здесь изучаются нормы оптимального расположения партнеров по коммуникации, приближения к собеседнику, особенности «персонального пространства». В межличностной коммуникации следует правильно устанавливать расстояние между партнерами по общению:
· Интимная зона (15-45 см) - допускаются только самые близкие люди. В каждой культуре свой размер интимной зоны. Отмечено, что в городах он меньше, чем в сельской местности.
· Личная зона (45-120 см) - общение деловых партнеров.
· Социальная зона (120-350 см) общение в малой группе (до 15 чел) на пресс-конференции, семинаре и т.д.
· Публичная зона (от 350 см) - общение с большой аудиторией.
Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», или визуальное общение. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия – движением глаз. В социально- психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.
Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и пр. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. И так же, как другие средства невербальной коммуникации, его проявления варьируются в различных культурах. Так, мера допустимости пристального взора – «глаза в глаза» - различается, например, в Великобритании и Японии, различное значение придается такому явлению, как мигание.
К невербальной коммуникации можно отнести визуальную коммуникацию, то есть передачу информации посредством изображений, знаков, образов. Здесь тоже существуют свои закономерности.
В психологии установлены некоторые закономерности влиянии различных цветов на восприятие. Колорит ощутимо влияет на психо-интеллектуальное состояние человека. Цвета, воспринимаемые человеком, обращаются к чувствам, а не к логике. Они подчеркивают качество, настроение, ощущения, создают теплую или холодную среду, отражают времена года и т.д. Использование определённых цветов в рекламе имеет также физиологические последствия, которые заключаются в создании положительного или отрицательного оптического раздражителя. Цвет “взывает” к чувствам, он придаёт объемность среде и предметам.
Большое значение в культуре различных сообществ имеют символы – знаки, которые несут глубинный смысл. Они издревле используются в религии, политике, художественной культуре. В наше время различные условные обозначения повсеместно используются в коммерческой деятельности для того, чтобы облегчить потребителям выбор товаров и услуг конкретных производителей-собственников товарных знаков.
Современные технологии массовой коммуникации воздействуют на массы в первую очередь посредством визуальных образов телевидения. Знаки-телеобразы, в отличие от знаков языка или письма, имеют определенный смысл, часто неидентичный смыслу, заложенному в вещах, отображаемых на телевизионном экране. Таким образом, кодирование остается незаметным для массовой аудитории, а внушение с помощью телевизионной рекламы – наиболее действенным.
Формализованные и неформальные коммуникации принято разделять при изучении процессов распространения информации в сложных структурах, например организациях. Формализованные коммуникации осуществляются на основе установленных правил и их легче контролировать. Они соответствуют целям той структуры, где осуществляются. К неформальным коммуникациям относят слухи и сплетни, которые возникают в условиях недостатка официальной информации, предмет которой представляет интерес для некоей группы людей. Их значительно труднее контролировать, особенно в критических ситуациях. Слухи оказывают весьма существенное влияние на общественное мнение, поэтому их предотвращение – важная задача для специалистов по корпоративным коммуникациям.
К наиболее распространенным формам деловой коммуникации относятся: публичные выступления, дискуссии, беседы, совещания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, телефонные разговоры, деловая переписка и т.д.
Непосредственные коммуникации возникают в малых группах, где индивиды могут общаться между собой. Это может быть диалог менеджера и подчиненного, продавца и покупателя, выступление руководителя перед группой сотрудников, переговоры и т.д. Опосредованные коммуникации возникают тогда, когда между источником информации и ее получателем существует посредник –человек, документ, книга, техническое средство, рекламный телеролик, газета, интернет-сайт и т.д.
Успех непосредственной коммуникации в первую очередь зависит от личностных и ораторских качеств коммуникатора и его заинтересованности в итогах общения. Исследователи коммуникации подчеркивают, что часто люди не отделяют личности оратора от того, что он говорит. Известные политические и военные деятели прошлого вдохновляли массы своими пламенными речами на защиту Родины. По личному опыту многим известно, что талантливый учитель может своим примером вдохновить на упорные занятия даже нерадивого ученика. Способный руководитель при непосредственном общении с подчиненными мотивирует их на добросовестную работу. Во многих организациях, особенно в малом и среднем бизнесе, непосредственные коммуникации являются основной формой управления персоналом.
В связи с развитием телекоммуникационных технологий и технических средств связи доля опосредованных коммуникаций постоянно растет. При налаживании опосредованной коммуникации важно помнить, что технические системы могут создавать помехи на пути сообщения. Самый распространенный вид таких помех - это само отсутствие у аудитории телевизора (радиоприемника), газеты, журнала и т.д. В таком случает сообщение не достигает получателя, а значит, коммуникация не состоялась.
Реакция получателя определяет результативность коммуникации, т.е. степень достижения цели с учетом затраченных усилий. Результативность коммуникации оценивается по обратной связи. Под последней понимают получение информации о том, что сообщение принято, расшифровано, а при необходимости, предприняты определенные действия, предписанные в сообщении. Так, эффективность рекламной коммуникации определяется по росту объема продаж рекламируемого товара, эффективность письма с коммерческим предложением – по намерению партнера заключить контракт, эффективность проведенной PR-кампании – по снижению количества претензий, росту запросов, появлению благоприятных откликов в СМИ и т.д.
Человеческое общение является, по выражению А. де Сент-Экзюпери, величайшей роскошью. При диалоге мы не только обмениваемся информацией с собеседником, но и разделяем общие чувства. Использование современных средств связи и технологий, качественно меняет сам характер общения, делая его виртуальным.
С одной стороны, коммуникаторы получают возможность передавать друг другу большие объемы визуальной (фото- и видеофайлы) и текстовой информации, а с другой – теряют возможность личного психологического контакта. Более того, общаясь с человеком через Интернет, нельзя быть абсолютно уверенным, что твой адресат является именно тем, за кого он себя выдает. Виртуальные коммуникации – это взаимодействие не столько людей, сколько образов, имиджей, складываемых из вербальной и визуальной информации. По мере развития таких новых средств связи, как социальные сети, интенсивность виртуальных коммуникаций неуклонно возрастает. Объединяясь в сетевые сообщества на основе общих интересов, люди зачастую общаются друг с другом не как личности с четкими социальными характеристиками, а как виртуальные персонажи-аватары, которые могут быть абсолютно не тождественны участникам общения.
Достижения информационных технологий делают общепринятой коммуникацию человека и информационной системы, например, поиск информации по запросу, заказ товаров через электронный магазин, бронирование билетов и т.д. Этот новый вид виртуальных коммуникаций еще не получил должного осмысления на научном уровне.
По типу отношения между участниками выделяются:
· межличностная,
· публичная,
· массовая коммуникация.
Ряд исследователей выделяют также организационные коммуникации.
Межличностная коммуникация может быть как непосредственной, так и опосредованной, формализованной и неформальной, реальной и виртуальной, вербальной и невербальной.
Речи являются необходимым элементом публичной коммуникации и социального управления. Замечено, что человек, успешно выступающий с речами, имеет гораздо больше шансов стать руководителем, чем «молчун». Устные выступления помогают продвигать новые продукты, услуги, проекты, решения. С помощью речей хороший оратор вызывает запрограммированное поведение аудитории.
Выступления на конференциях, собраниях в настоящее время часто сопровождаются мультимедийными презентациями, которые не только дают наглядное представление о предмете речи, но и позволяют сделать нужные оратору акценты, используя визуальные средства - инфографику. Особенно полезны презентации в том случае, когда надо визуально представить сложную аналитическую информацию с помощью графиков, диаграмм и гистограмм. Современные презентации могут включать в себя видео, анимацию, музыкальное сопровождение и закадровый текст. На деловых совещаниях участникам также могут выдаваться справочные материалы для облегчения процесса принятия решений.
При использовании аудиовизуальных средств задействуется не только слуховое, но и зрительное восприятие. Красочные слайды или видео помогают лучше привлекать внимание аудитории, создавать у нее нужный оратору эмоциональный настрой в течение всего времени выступления.
Очевидным проявлением феномена коммуникации в современном мире является создание и использование средств массовой информации (СМИ). Более того, современные СМИ представляются не только обычными каналами распространения информации, но мощным средством воздействия на общественное сознание, формой социального регулирования, средством модификации экономического и потребительского поведения людей. По мере появления и усовершенствования новых технических средств массовой коммуникации ее роль в жизни общества постоянно увеличивается. Развитие телекоммуникационных технологий (Интернет, мобильная связь и др.) способствовало тому, что многие традиционные СМИ превратились в интерактивные каналы обмена информацией. Аудитория все больше участвует в создании контента масс-медиа. Одновременно растет и конкуренция между самими СМИ за внимание людей.
Если представить все типы коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидуумов - членов различных социальных структур.
В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным процессом, в котором эта функция актуализируется при помощи различных коммуникативных средств и каналов.