Программные средства учебного назначения
И.В. Роберт [54] применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН):
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
визуализировать учебную информацию;
моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
формировать культуру познавательной деятельности и др.
Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.
Обучающие программы
Обучающая программа (ОП) -- это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;
использование автоматического устройства;
индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).
При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:
избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым ученикам;
учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).
При работе с ОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы не ставить учащихся в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.
Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.
Обучающие программы распространяются, как правило, на дискетах или СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные курсы иностранных языков, гораздо реже попадаются обучающие программы по естественнонаучной тематике: например «Физика на компьютере». Особая разновидность учебных пособий -- разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» Не являясь чисто учебными материалами, они тем не менее могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.
Список и аннотация наиболее популярных образовательных компьютерных программ постоянно публикуется в периодической печати (журналы «Информатика и образование», «Компьютер пресс», «Потребитель: компьютеры и программы»). Список оцениваемых образовательных ресурсов представлен также в Интернете здесь. Приведем примеры наиболее популярных программ и их разработчиков:
Ресурсы | Издатели/разработчики |
1С: Репетитор. Физика | 1С |
1С: Репетитор. Химия | 1С |
1С:Репетитор. Русский язык | 1С |
1С;Репетитор. Тесты по пунктуации | 1С |
English Gold 2000 | Мультимедиа Технологии и ДО |
English Reading Club | Новый диск |
Oxford Platinum | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Internet | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Office 2000 | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro PowerPoint 2000 | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Windows 2000 | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Word 2000 | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Математика | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Решебник по математике | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Решебник по физике | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Решебник по химии | Мультимедиа Технологии и ДО |
А. С. Пушкин. В зеркале двух столетии Алгебра. Электронный учебник | РМЦ КУДИЦ/Кордис-Медиа |
Английский для общения Английский язык. Быстрый старт | Диск-Т NMG МедиаХауз |
Библиотека школьника | Протеке |
Биология человека Весь мир на ладони | Квадрат+ РМЦ |
География. 8 класс Грамотей. Школьный комплект Живая геометрия | ЭРИКОС ИНТ |
Интеллект-тренажер История Древнего мира. Загадки Сфинкса | АДП.Ком МедиаХауз Кордис-Медиа МЦФ |
История России. 1917 -- 1935 гг. История России: XX век. Как решить проблему | КлиоСофт Новый Диск F-BIT |
Конструктивная геометрия | МедиаХауз |
Курс математики 2000 для школьников и абитуриентов. | МедиаХауз Кирилл и Мефодий Formoza |
Москвоведение Начальный курс географии. 6 класс Наш дом -- Земля. География. | Кордис-Медиа РМЦ РМЦ |
От Кремля до рейхстага От плуга до лазера | Новый Диск |
Практический курс. Internet Explorer 5.0 | Кирилл и Мефодий |
Профессор Хиггинс. Версия 3.0 | ИстраСофт |
Психологический практикум | КУДИЦ |
Пушкин. Сочинения | F-BIT |
Репетитор диктант | Репетитор Мультимедиа |
Россия на рубеже третьего тысячелетия | РМЦ |
Русская литература XIX века | F-BIT |
Самоучитель Microsoft Windows 98 | Новый Диск |
Самоучитель Microsoft Word 2000 | Новый Диск |
Система скорочтения | Зеленый остров |
Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений | МЦФ |
Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений | МЦФ |
В настоящее время прослеживаются четыре пути создания обучающих программ на основе:
прямого программирования на языках высокого уровня (в том числе на JAVA для сетевых вариантов ПСУН);
инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием. Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить АДОНИС, УРОК и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты, это: ДЕЛЬФИН-3 (разработка МЭИ), Statpro Multimedia (разработка МЭСИ) и др.
использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, Рос НИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;
заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН.
Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.