Чем характеризуется трансформация АСУ(автоматизированные системы управления) в корпоративные информационные системы

Трансформация автоматизированных систем управления

Теоретически любую информационную систему можно как построить, так и совершенствовать или развивать многими спо­собами, периодически даже весьма разными, при выборе которых нужно учитывать многие факторы. В этих условиях от специалистов кроме квалификации обязательно требуется еще и ясное и непред­взятое отношение к возможным вариантам системы.
Основой информатизации на современном этапе служат АСУ, созданные в свое время на многих предприятиях страны. Однако они перестали удовлетворять современным целям предприятий и претерпевают в настоящее время значительные трансформации, суть которых следует правильно понять, чтобы планомерно на­правлять процесс преобразования АСУ в нужное русло.
Определение АСУ, данное в эпоху общегосударственного планирования и управления, имеет следующий вид: «Автомати­зированная система управления - это система, состоящая из пер­сонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, ре­ализующая информационную технологию выполнения установ­ленных задач». Таким образом, АСУ разворачивались для того, чтобы предприятие могло быстрее и лучше выполнить спущен­ный сверху план. Этому в АСУ подчинено все. Причем и сами АСУ строились в значительной мере сверху, т.е. по отраслевым стандартам. Сейчас предприятие автономно в вопросах создания ИС.
Развитие АСУ может происходить и происходит по пути преобразования их в так называемые корпоративные информаци­онные системы (КИС). Хотя на первый взгляд это чуть ли не одно и то же на самом деле разница в них существенна настолько, что КИС можно трактовать как цель развития АСУ. Это следует из определения: «КИС объединяет бизнес-стратегию предприятия (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые ин­формационные технологии для реализации управленческой иде­ологии». Сравнивая определения АСУ и КИС, можно постичь разницу.
К вопросам построения КИС самостоятельно развивающий­ся в рыночных условиях бизнес обращается тогда, когда он ины­ми средствами уже не может справиться с управлением матери­альными, финансовыми и иными потоками в своей организации и начинает проигрывать в конкурентной борьбе. Фирмы никто не принуждает это делать, и плана сверху им никто не спускает. Это значит, что создание КИС на фирме зависит не от плана вы­шестоящих инстанций, а только от желания директоров создать эффективно работающую организацию и от их способности ре­шить эту задачу.

При этом уровень КИС определяется не только функциями, связанными с оперативным учетом и вероятностями анализа состояния бизнеса, но и оригинальными наукоемкими алгорит­мами, на основе которых система может решать действительно сложные, не подвластные человеку задачи. Технологии, основан­ные на открытых платформах, дают в КИС неоспоримые преиму­щества. Кроме того, технологии должны быть подобраны так, чтобы смена программно-аппаратных платформ не разрушала самого главного в информационной системе - накопленных за несколько лет данных.

КИС призвана поддержать так называемый регулярный менед­жмент. В случае если на предприятии такового не существует (и нет попыток его наладить), КИС будет на фирме «инородным телом». В благоприятных случаях, когда высшее руководство фирмы реши­тельно настроено на создание управленческой ИС, на предприятии должны быть создана головная группа по созданию КИС, выделе­ны все необходимые ресурсы, предоставлены полномочия и обеспе­чена всерьез поддержка ее деятельности ресурсами, технологически и психологически на протяжении длительного времени.

Значительная роль в развитии ИС от АСУ в сторону КИС на любой фирме принадлежит также и службам автоматизации.Автоматизация управления в нашей стране традиционно свя­зывалась с технологическими процессами обработки информа­ции, поэтому до сих пор руководители информационных подраз­делений все еще добиваются замены оборудования и программ, чаще всего при этом не понимая, как это скажется на бизнесе пред­приятия в целом. Для реализации большинства КИС нужны не столько новшества ИТ, сколько интеграция программно-аппа­ратных средств, их качество и надежность.
КИС на фирме затрагивает интересы многих служб и долж­ностных лиц, отношения между которыми зачастую весьма непрос­тые. Многие коллективы и без того раздираемы противоречия­ми, к тому же в преддверии информатизации возникают слухи о сокращении штатов, повышении норм выработки. Любой спе­циалист охраняет свою зону компетенции и привычный режим работы от чужеродного вмешательства, поэтому может начаться прямой или скрытый саботаж нововведений. Порой в таких слу­чаях необходима помощь профессиональных консультантов или психологов.
Создание КИС - организационно сложная работа. С одной стороны, службе АСУ выгодно привлечь стороннюю организа­цию, с другой - ответственность за систему все равно будет воз­ложена на нее. В случае если же все делать только своими силами, то вы­сока вероятность срыва сроков, обусловленного дефицитом ре­сурсов и обилием текущих задач.

Профессиональным сторонним консультантам, имеющим более широкий кругозор, легче оценить пригодность той или иной технологии, чем собственным сотрудникам предприятий. Они же могут определить, что предприятие может взять на себя, а что следует передать сторонним специалистам. Вместе с тем на пред­приятии в любом случае должны быть сотрудники, вполне пони­мающие все решения сторонних исполнителей и консультантов, так что без собственных специалистов по корпоративным реше­ниям и ИТ предприятию и в этом случае не обойтись. Службы АСУ, привлекая для анализа и выбора технологий внешних кон­сультантов, должны контролировать их работу.

Для начала построения КИС необходимо выполнить проце­дуру стратегического планирования, определить основные биз­нес-процессы и информационные структуры для обеспечения этих процессов. Тогда созданная ИС станет основой функционирова­ния и развития предприятия, одним из ключевых его ресурсов.
В случае если не согласовывать проект с изменяющимися условиями бизнеса, то КИС может устареть раньше, чем будет закончена. Конечно, разработка и внедрение КИС - это обычный большой проект, которому нужны бюджет и сметы и управлять которым следует с точки зрения финансового менеджмента. Вместе с тем стремительность происходящих изменений как в экономике вцелом, так и (в особенности) в ИТ делает традиционное плани­рование неадекватным. Это не значит, что следует отказаться от планирования. Более того, информационные модели, базы опе­ративных данных позволяют рассмотреть различные варианты и выбрать подходящий. КИС, конечно, можно создавать и по час­тям, но только при наличии единого комплексного системного проекта, с тем, чтобы потери были сведены к минимуму.

Внедрение ИТ требует значительных ресурсов, причем не только финансовых; много времени и должны уделять наибо­лее компетентные специалисты и лично руководитель организа­ции. Успешное внедрение КИС может быть достигнуто только командой, состоящей из представителей разработчика и заказ­чика и ориентированной на конечный результат. Команде необ­ходимы лидер, генератор идей и критике в ней должны быть люди как аналитического, так и синтетического склада ума.
Документация на систему должна быть не хуже самой систе­мы. Формирование документации позволяет обеспечить диаг­раммная техника представления управленческих процессов, к примеру IDEF-диаграммы (Intergrated DEFinition). Процессы описываются в виде функций, преобразующих входную инфор­мацию в выходную. С использованием количественных характе­ристик функций («стоимость», «длительность» и т. п.) вероятно не только описывать, но и моделировать управленческие процес­сы и находить пути их оптимизации.
Проектная документация должна описывать информацион­ную, программную архитектуру и их программно-техническую реализацию. Документация по сопровождению и развитию КИС содержит технологический, методологический и организацион­ный базис. Фактически это правила изменения системы, которые могут охватывать все стадии начального проекта.
В эксплуатационной документации должны быть логическая полнота, а также удобство представлена и использования. Пред­приятия и их подразделения АСУ «болеют» одними и теми же болезнями, среди которых отсутствие регламентов или их невы­полнение, слабая эксплуатационная дисциплина и несвоевремен­ное отражение изменений, производимая в системе.
Каждая реализация любой подсистемы КИС должна предваряться созда­нием высокоуровневых, согласованных с заказчиком структур­ных схем и спецификаций. Важны логическая полнота специфи­каций и их прозрачность для понимания. Здесь нет мелочей: воз­никновение «диалектов» на информационном пространстве или отсутствие спецификаций по срокам хранения, размещению и архивированию информации быстро приводит к серьезным про­блемам.

Наши рекомендации