Домашнее задание № 5 (срок сдачи – 18 ноября 2015 г.)

Аудиторная работа (вместо семинара 4 ноября 2015 г.)

1. В данных ниже предложениях найдите слова и словосочетания, относящиеся к административно-деловому жаргону. Объясните их значение и замените литературными эквивалентами. Вся необходимая информация об административно-деловом жаргоне имеется в учебнике Т.В. Кортава «Русский язык и культура речи» (Тема 9. Коммуникативные неудачи в деловом общении).

1. Без сопроводиловки товар не примем. 2. В общем, вопрос мы проговорили, всё утрясли, теперь нужно решение отследить. 3. В работе над проектом наметились подвижки. 4. Государство отфинансирует строительство этого дома. 5. Директор сказал, что ему нужна конкретика, а не общие слова. 6. Если бы я не вышел на генерального директора, ничего бы не получилось. 7. Когда вернешься, сразу же отзвонись. 8. Мне обещали раскрутить песню за неделю. 9. Мы уже проплатили всю сумму. 10. Никто на правительство с этим вопросом не выходил. 11. Пожалуй, надо запросить информацию в отделе кадров. 12. Пришлось задействовать все меры. 13. Прозвони все фирмы и выясни условия аренды. 14. Удобнее провести деньги по безналу.

2. Прочитайте диалог. Выделите коммуникативные и речевые ошибки, которые допускают участники разговора. Исправьте эти ошибки и запишите новый телефонный разговор, добавив необходимую информацию.

– Здрасьте! Это фирма?

– Ну, фирма. А чё?

– Да вот типа хотел узнать, у вас типа можно банкетный зал заказать?

– Почему нельзя? Всё можно. Конечно. А чё надо-то?

– Да, типа, день рождения у директора, у нашего, главного, гостей, типа, всяких приглашаем, вот хотели все, типа, в лучших традициях, чтоб всё как у людей.

– Здорово! Ну, сколько гостей-то назовёте?

– Как бы штук 100, а может, и 200. Кто ж знает?!

– Вау! Понял. Круто! Нет проблем. Всё сделаем. Звоните на неделе.

– Спасибо, выручили. Прям камень с души свалился.

– Да без проблем, звони, братан!

3. Проанализируйте названия отечественных и зарубежных фильмов. Разделите их на две группы: те, где использован оксюморон, и те, которые содержат антитезу.

«Бедная богатая девочка». «Война и мир». «Воспоминания о будущем». «Горячий снег». «Дни и ночи». «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». «Женатый холостяк». «Живые и мёртвые». «Мирный воин». «Назад в будущее». «Обыкновенное чудо». «Огонь и лёд». «Простые сложности». «С широко закрытыми глазами».

4. В данных ниже примерах найдите окказионализмы и прокомментируйте их, указав, как они образованы, с какой целью используются, какие ассоциации должны вызывать у читателя.

1. Ветер масок не догнал, И с высот сереброзвездных Тучу белую сорвал... (Блок). 2. Все звёзды мира, все планеты Жемчужу гордо в свои сонеты. (И. Северянин). 4. Одиночила в комнате девушка, Взволновали её звуки флейты… (И. Северянин) 5. Скалозубый, нагловзорый Пушкин – в роли Командора? (Цветаева) 6. Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор. (Блок) 7. Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки. (В. Маяковский) 8. Профессореет вузовцев рать. (В. Маяковский)

5. Объясните значение окказионализмов в стихотворении А. Вознесенского «Осенебри». С какой целью автор вводит эти слова? Как изменится смысл стихотворения, если заменить окказионализмы нейтральными словами? Дайте развернутый письменный ответ. *Скачанные из Интернета работы не принимаются!

Стоял Январь, не то Февраль,

Какой-то чертовый Зимарь.

Я помню только голосок

под красным ротиком – парок

и песенку:

«Летят вдали

красивые осенебри,

но если наземь упадут,

их человолки загрызут».

Домашнее задание № 5 (срок сдачи – 18 ноября 2015 г.)

Все задания выполняются в тетрадях (тонких) и только ручкой с пастой синего цвета. На обложке тетради должны быть указаны факультет, группа, предмет, фамилия, имя. Формулировки заданий ОБЯЗАТЕЛЬНО переписываются и ВЫДЕЛЯЮТСЯ маркером. Нумерация заданий сохраняется. Между заданиями пропускается строчка. Минимальный объем для заданий № 5, 6 – 200 слов.

1. Прочитайте предложения. Найдите, выделите, квалифицируйте стилистические ошибки и напишите исправленный вариант.

1. Она наругалась на моего фотографа. 2. Они продемонстрировали неумение вникать и решать проблемы. 3. Они совершенно не понимают о том, что все проблемы надо обсуждать коллегиально. 4. Прочитав книгу, возникло несколько вопросов. 5. У источников космонавтики стоял русский учёный Циолковский. 6. Это созвучно с моим настроением. 7. Цыплят, как известно, считают осенью. 8. Я не против прогулки по свежему воздуху. 9. Я отправил детей немного поиграться на улице.

2. М.В. Ломоносова считают родоначальником отечественной научной терминологии. Разделите термины, которые он ввел в русский язык, на общенаучные и узкоспециальные и классифицируйте их по областям науки. Какие из данных терминов можно отнести к ориентирующим? Ответ оформите в виде таблицы.

общенаучные узкоспециальные ориентирующие
     

Атмосфера, барометр, вязкость, газ, гашеная известь, горизонт, горный хребет, градусник, давление, движение, диаметр, зажигательное стекло, земная ось, квадрат, кварц, кислород, кислота, колчедан, корпускула, крепкая водка, кристаллизация, манометр, материя, маятник, метеорология, механика, микрометр, микроскоп, минус, наблюдение, насос, негашеная известь, оптика, опыт, периферия, полюс магнита, плоскость, поршень, предмет, преломление лучей, притяжение, равновесие, рудник, селитра, созвездие, сферический, теплота, термометр, тленность, удельный вес, упругость, физика, формула, частица, чернозём, чертеж, эфир, явление.

3. Объясните значение данных ниже существительных с греческими и латинскими приставками. Со словами, отмеченными *, составьте предложения.

Алогизм, атеизм*, биплан, гипоцентр, дегенерация*, демонтаж, дисгармония, дислокация*, импорт, контратака, метагалактика, постимпрессионизм, реанимация, репатриация*, субтитры*, суперобложка, трансформация, ультрамикроскоп, эпиграф*.

4. Прочитайте фразеологизмы и определите принцип их деления на группы. Что Вы знаете о происхождении данных фразеологизмов? В каких ситуациях можно их употребить? Расширьте каждую группу своими примерами.

1. Бить баклуши. Звонить во все колокола. Играть в бирюльки.

2. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Как швед под Полтавой. Мамаево побоище.

3. Добрый молодец. Живая вода. За тридевять земель.

4. Вернуться к разбитому корыту. Демьянова уха. Есть еще порох в пороховницах.

5. Авгиевы конюшни. Ахиллесова пята. Дамоклов меч.

6. Вавилонское столпотворение. Валаамова ослица. Запретный плод.

5. Прочитайте стихотворение Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»(из «Поэмы о разных точках зрения»). Какой тип речевой культуры представляет каждый из участников диалога? Что мешает общению собеседников? Дайте развернутый ответ (примеры из текста обязательны!)

https://stihi.d3.ru/robert-rozhdestvenskii-razgovor-so-sluchainym-znakomym-699078

6. Проанализируйте стихотворения Б. Окуджавы «Песенка об открытой двери», Ю. Левитанского «Вот так и живем», Н. Рубцова «Разлад». О каких особенностях русского коммуникативного поведения говорится в каждом из эти стихотворений? Какие пожелания имплицитно звучат в данных произведениях?

http://www.ruthenia.ru/60s/okudzhava/dver.htm

http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post119332863/

http://www.stihi-rus.ru/1/rubcov/33.htm

Наши рекомендации