Показатели качества информации
Показатели информации формируются из совокупности реквизитов. Каждый показатель состоит из одного реквизита – основания и одного или нескольких реквизитов-признаков.
репрезентативность – связана с правильностью отбора и формирования, обоснованностью отбора существенных признаков и связей, отображающих явления
содержательность – отражает семантическую емкость информации
полнота: информация содержит минимальный, но достаточный набор показателей правильного решения
доступность: предполагает выполняемость процедур ее получения и преобразования
актуальность: сохранение ценности информации для управления в момент ее использования
достоверность: способность отражать реально существующие объекты с необходимой точностью
точность: определяется степенью близости, полученной информации к реальному состоянию объекта
Язык – способ представления информации
Это знаковая форма восприятия, хранения и передачи информации предполагает использование какого-либо языка. Языки делятся на разговорные (естественные) и формальные. Естественные носят национальный характер, а формальные связанны с определённой областью человеческой деятельности (математикой, музыкой). Язык - символьная система представления и обмена информацией
Информация: виды, свойства
Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся.
В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию.
Основные виды информации: графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств; музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;
текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;
видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.
Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.
Свойства:
Содержательность отражает семантическую ёмкость информации.
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
Репрезентативность информации связана с правильностью её отображения и формирования, обоснованностью отбора существенных признаков и связей отображения явления.
Доступность предполагает выполнимость процедур её получения и преобразования.
Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная.
Меры информации
Адекватность информации - это определенный уровень создаваемый с помощью полученной информации образу реального объекта явления, процесса. Может выражатся в 3 формах:
семантическая(предполагаемый учет смыслового содержания информации),
синтаксическая(отображение только формальных структурной характеристики информации),
прагматическая (определяет потребительскую ценность инф-и, соответствие ее цели управления ,которая на ее основе реализуется)
Синтаксическая - эта мера оперирует с обезличенной инф-ей(не отражает ее смысловое отношение к объекту).
Прагматическая - это мера, определяющая полезность инф. для достижения поставленной цели.
семант. с(коэф содержательности инф)=1с(кол-во семант инф)/Vg(объем данных)