Понятие общения. Основные функции и средства общения
Тема 10: Психология общения.
Понятие общения. Основные функции и средства общения.
Виды общения.
Структура общения: коммуникативная сторона общения, перцептивная сторона общения, интерактивная сторона общения.
Понятие общения. Основные функции и средства общения.
Общение и деятельность являются движущими силами развития личности и их рассматривают «как две стороны социального бытия человека, его образа жизни»[Макарова]. Реальность и необходимость общения определены совместной деятельностью людей. Именно в процессе общения и только в общении может проявиться сущность человека. Известный французский писатель и мыслитель А. Сент-Экзюпери, оценивая значимость общения для человека, определил его как «единственную роскошь, которая есть у человека».
Общаясь с другими людьми, индивид усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности: формируется как личность. Сложность самого процесса общения, обусловила появление множества определений понятия «общение». Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей [Столяренко].
В самом общем виде общениевыступает как форма жизнедеятельности человека.
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить следующие функции общения:
1. Прагматическая– реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Коммуникативная (информационная) – обмен сообщениями, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.
3. Формирующая(функция развития) – в процессе общения происходит психическое развитие человека. Развиваются психические процессы: память, мышление, внимание, и т.д., психические свойства личности. Известно, что на определенных стадиях развития, поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе опосредованы его общением со взрослыми.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие и других людей и поддержание с ними различных отношений, для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений.
5. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».
6. Внутриличностная функция – реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Функции общения (по Б. Ф. Ломову):
информационно-коммуникативная (получение новой информации и обмен замыслами, мнениями);
регуляторно-коммуникативная (взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности; стимуляция активности партнера по общению, направленная на побуждение его к тем или иным действиям);
аффективно-коммуникативная (обмен эмоциями).
Общение реализуется через различные средства. К ним относят вербальные и невербальные средства общения.
К вербальным средствам общения относят язык и речь.
Одним из основных отличий человека от животного мира является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Это один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемый в форме языкового общения.Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Рождаясь, человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает.
Речь, а вместе с ней и язык; возникли впервые лишь в человеческом обществе и в своем развитии прошли несколько этапов (подробнее).
У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний.
Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным превращением в жесты. Подобное разделение движений на речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной языки ручная речь.
Таким образом, рука человека оказалась главным средством труда и общения. Ее господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты.
Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.
Можно предположить, что развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения потребности в общении с помощью звуков. Это происходило потому, что в процессе общения жесты рук сопровождались определенными нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались и становились все более членораздельными. Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов.
С определенной уверенностью можно полагать, что первые слова заменяли целые предложения. Вероятнее всего, что на первом этапе возникновения и развития звуковой речи не было ни глаголов, ни существительных, ни других частей речи. Поэтому первые речевые формы были примитивны. В них не содержалось ни скрытого смысла, ни контекста. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего.
Следующим этапом развития речи явилось сознание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.
Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.
Хотя речь и является универсальным средством общения, она необходимо дополняется употреблением невербальных средств общения, которые, по мнению многих исследователей, имеют для коммуникации гораздо большее значение, чем сами речевые высказывания. В психологии принято считать, что невербальные средства общения подчинены в большей степени сфере бессознательного, поэтому в меньшей степени контролируются сознанием человека. Если идет рассогласование межу вербальной и невербальной информацией, то в большей степени правдива невербальная информация.
Невербальные средства общения делятся: визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1.Визуальные аспекты невербального общения
Физиогномика –учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела, в широком смысле – это толкование внешнего облика наблюдаемых явлений.
А) кинесика изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций;
- мимика – движения мышц лица;
- жестика- жестовые движения;
- пантомимика– моторику всего тела: позы осанку, поклоны, походку.
2.Акустические
Б) просодикаи экстралингвистика - ритмико-интонационное оформление речи (интонация, темп речи, сила голоса, его высота, тембр, пауза, вдох, смех, плачь, кашель).
3.Тактильно-кинестезические
В) такесика– прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и т.д.)
Г) проксемика– расположение людей в пространстве при общении (ориентация в пространстве, дистанция).
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
-регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
- обогащать значения передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
- выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Виды общения.
Общение чрезвычайно многогранно и может быть различных видов.
1. Межличностное общение.Связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
а) Императивное общение –это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достичь контроля над его поведением, установками и мыслями, заставить его определенным образом действовать и поступать. Партнер по общению выступает как объект воздействия и конечная цель общения – принуждение партнера, не скрывается. Императивное общение проявляется: отношения «начальник - подчиненный», воинские уставные отношения, общение в экстремальных условиях и чрезвычайных обстоятельствах.
б) Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью осуществления своих намерений осуществляется скрыто. «При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств» [Шевандрин Н.С.].
в) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.
2. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
3. Межперсональное и ролевое общение.В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими, индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. Ролевое общение предполагает взаимодействие и обмен информацией не между отдельными личностями, а между определенными социальными ролями, в которых выступает человек. «В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции»[Крысько В.Г.].
4. Личное и деловое общение.Личное общение – это обмен не официальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, передачи информации, установления контакта при наличии определенной цели, решения какой-либо проблемы.
По содержанию:
материальное – обмен предметами и продуктами деятельности;
когнитивное – обмен знаниями;
кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями;
мотивационное – обмен побуждениями, целями, мотивами;
деятельностное – обмен действиями, операциями, навыками.
По средствам:
непосредственное – при помощи естественных органов(вербальное и невербальное);
опосредствованное – с использованием специальных средств и орудий;
прямое – через личные контакты;
косвенное – через посредников (книга, письмо, радио, телефонный разговор и т. д.).