Часть 2. работа с диаграммами
Часть 1.
Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.
В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.
Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».
Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.
Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.
В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.
В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.
Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.
(По материалам интернет-энциклопедии)
1. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.
2. В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Сформулируйте любые два вопроса, которые могут вызвать споры.
3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
4. Автор отмечает ведущую роль среднего класса в деятельности гражданского общества. Выскажите два предположения о причинах подобной активности среднего класса.
5. Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?
6. Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?
Часть 2. Работа с диаграммами
Задание 1. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
А) Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Независимо от возраста опрошенные в большинстве случаев связывают отклоняющееся поведение с социальными факторами.
2)Молодёжь считает отклоняющееся поведение сознательным выбором человека.
3)Среди опрошенных нет единого мнения о причине отклоняющегося поведения.
4)Опрошенные обеих групп негативно оценивают влияние общества на человека.
5)Люди старшего возраста чаще, чем молодёжь, размышляют о причинах отклоняющегося поведения.
В) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину во влиянии социального окружения.
2)Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.
3)Процент тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.
4)Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.
5)Процент тех, кто считает, что окружение определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.
Задание 2. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.
Ответы | 25-летние | 55-летние |
Муж и жена должны участвовать в равной мере | ||
Обязанность жены | ||
Обязанность мужа | ||
Всё зависит от конкретных обстоятельств | ||
Затрудняюсь ответить |
А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.
2)Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.
3)Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше среди 25-летних, чем 55-летних респондентов.
4)Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.
5)Доля, испытавших затруднение при ответе на вопрос, выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.
В) Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения.
2)Люди старшего возраста в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.
3)Большинство опрошенных не состоят в браке.
4)Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди граждан страны Z.
5)Граждане страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.
Задание 3. В стране Z был проведён опрос 17-летних юношей и девушек о том, какой способ поведения в социальном и межличностном конфликте они считают наиболее эффективным.
Результаты опроса двух групп опрошенных (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.
А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.
2)Для юношей более характерно отстаивать свои интересы.
3)Треть опрошенных обеих групп выбирают уступку.
4)Бóльшая доля девушек выбирают поиск компромисса, чем уход из ситуации.
5)Среди юношей поиск компромисса менее популярен, чем уступка.
В)Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Девушки в большей степени, чем юноши, склонны к агрессии.
2)Бóльшая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность.
3)Современная молодёжь отличается повышенной конфликтностью.
4)При выборе способа разрешения конфликта проявляются различия по половому признаку.
5)Участники опроса считают, что при разрешении конфликтов могут быть использованы разные стратегии.
Задание 4. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Для чего люди создают семью?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Наибольшая доля опрошенных считает, что люди создают семью, чтобы не быть одинокими.
2)Среди опрошенных больше тех, кто считает, что люди создают семью для того, чтобы были дети, продолжился род, чем тех, кто считает, что они делают это, чтобы иметь обустроенный быт.
3)Одинаковые доли отвечавших считают, что люди создают семью для того, чтобы чувствовать себя нужными и иметь уютный дом.
4)Мнение, что люди вступают в брак, так как это принято, более популярно, чем мнение, что люди не хотят быть одинокими.
5)Четверть опрошенных считают, что люди вступают в брак, чтобы не быть одинокими.
В) Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)В стране Z преобладают семьи традиционного (патриархального) типа.
2)Молодёжь скептически относится к вступлению в брак.
3)Наибольшую значимость люди придают репродуктивной функции семьи
4)Всегда есть те, кто стремится с помощью семьи решить свои бытовые проблемы.
5)Люди предпочитают семьи с двумя-тремя детьми.