Практические занятия № 1,2 Выезд группы в аэропорт «ПУЛКОВО»
Тема № 1.2 Правовое регулирование воздушных перевозок
Международные конвенции и протоколы в области ГА
В области гражданской авиации на основе соглашений, конвенций и протоколов, как правило, многостороннего плана создаются постоянно действующие организации, которые контролируют выполнение соглашений и т.п., а также совершенствуют их содержание и подготавливают предложения для их дальнейшего совершенствования в виде рекомендаций. Необходимо отметить, что на этих конференциях и встречах помимо выше перечисленного в области гражданской авиации были образованы много различных организаций и ассоциаций, деятельность которых направлено на развитие международных воздушных перевозок. Наиболее крупными из них является: ИКАО, ИАТА, ААСИ.
Основные конвенции и протоколы:
·Варшавская конвенция (1929г.) – «об унификации некоторых правил касающихся международных воздушных перевозок». Была подписана в Варшаве в 1929 году, вступила в силу 17.09.33 года. Далее два раза в Гааге 1955 году, а также в Гватемале в данной конвенции была установлена:
·ответственность перевозчика;
·таможенные и полицейские формальности.
Кроме этого варшавская конвенция установила стандарты для пассажирских билетов и других перевозочных документов.
·Чикагская конвенция (1944г.) – «О международной гражданской авиации». Была подписана в Чикаго 07.12.44 года.
Данная конвенция приняла ряд важных документов и действий по организации международных воздушных перевозок:
·правила двусторонних и многосторонних соглашений;
·соглашения по международному воздушному транзиту («Свободы воздуха»).
На данной конференции была образована межправительственная организация гражданской авиации (ИКАО).
·Женевская конвенция (1948г.) – «О международном признании прав на воздушное судно». Была подписана в Женеве 19.06.48 года, вступила в силу 17.09.53 года.
·Римская конвенция (1952г.) – «Об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами на поверхности». Была подписан в Риме 07.02.52 года, вступила в силу 04.02.58 года, изменена в Монреале 23.09.78 года.
·Гаагский протокол (1955г.). Вступил в силу 01.08.63 года. Внёс два основных изменения в Варшавскую конвенцию:
·удвоил сумму компенсации за вред, нанесенный пассажиру;
·распространил ответственность на агента перевозчика.
·Гаагская конвенция (1970г.) – «О борьбе с незаконным захватом воздушного судна», которая признала насильственный угон воздушного судна преступлением, наказуемым в уголовном порядке.
·Монреальская конвенция (1971г.) – «О борьбе с незаконными актами, направленные против безопасности гражданской авиации».
Международно-правовое регулирование воздушных перевозок (система двусторонних и многосторонних соглашений)
Особенностью международной перевозки, является то, что при ней затрагиваются территории как минимум двух государств. А поскольку законодательство каждого государства, а также международные документы определяют полный и исключительный суверенитет государства на воздушное пространство, расположенное над его территорией, то главной особенностью международных воздушных перевозок является их международно-правовое регулирование.
Международно-правовое регулирование международных воздушных перевозок включает в себя необходимость и обязательность выполнения требований:
· национального законодательства государства перевозчика, осуществляющего международные полеты;
· национального законодательства государства, на территорию которого, с территории которого или через территорию которого выполняется международная перевозка;
· двусторонних и многосторонних договоров, регламентирующих международные полеты и международные перевозки.
Так, в соответствии с национальным законодательством России, закрепленным в Воздушном кодексе РФ, полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве РФ могут осуществляться на основании и в соответствии с положениями:
международных договоров Российской Федерации;
специальных разрешений на совершение разовых полетов, выдаваемых в установленном порядке.
Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве РФ осуществляются только по установленным воздушным трассам и в аэропорты, открытые для международных воздушных перевозок. Полеты в воздушном пространстве иностранных государств регулируются соответствующими внутренними и международными документами.
Основными международными договорами, регулирующими воздушные перевозки, являются межправительственные соглашения о воздушном сообщении.В этих соглашениях определяются условия осуществления международных полетов и выполнения международных перевозок между договаривающимися государствами. В частности, определяются «договорные авиалинии», которые каждая из сторон соглашения разрешает эксплуатировать назначенному для этой цели авиапредприятию другой договаривающейся стороны, и коммерческие права, предоставляемые каждой из назначенных авиакомпаний.