Коммерческое обозначение как средство индивидуализации предприятия
Задания для подготовки к занятию: прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач
Тема практического занятия 6.
Защита прав на средства индивидуализации (2 часа)
Понятие и принципы гражданско-правовой защиты исключительных прав на средства индивидуализации
Способы гражданско-правовой защиты прав на средства индивидуализации.
Ответственность за нарушение исключительных прав на средства индивидуализации.
Задания для подготовки к занятию: прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач, составление
Для студентов заочной формы обучения (6 часов)
Тема практического занятия 1.
Авторское право. Права, смежные с авторскими. Защита авторских прав.
(2 часа)
Понятие, принципы и источники авторского права.
Международно-правовая охрана авторских прав.
Объекты и субъекты авторских прав.
Имущественные и неимущественные авторские права.
Особенности охраны прав на производные и составные произведения, служебные произведения, программы для ЭВМ, аудиовизуальные произведения и сложные объекты.
Понятие и природа смежных прав.
Объекты и субъекты смежных прав.
8. Коллективное управление авторскими и смежными правами.
9. Понятие и принципы гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав.
10. Способы и средства гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав.
11. Ответственность за нарушение авторских и смежных прав: гражданская, административная, уголовная.
Задания для подготовки к занятию: прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач, составление искового заявления по факту нарушения права на имя и право на неприкосновенность к произведению, подготовка материалов для ролевой игры, подготовка проектов лицензионного договора, договора авторского заказа, подготовка сравнительных таблиц и схем в виде электронных презентаций по способам защиты авторских и смежных с ними прав.
Вопросы для подготовки к занятию.
1. Дайте понятие авторского права в объективном и субъективном смыслах. Какие права принадлежат автору произведения?
2. Кто является субъектом авторских прав? Как возникают авторские права?
3. Дайте понятие объектов авторского права.
4. Дайте характеристику прав автора. Как используются авторские права? Исчисление сроков действия исключительных авторских прав.
5. Договоры в сфере авторских прав.
6. Дайте понятия права доступа и права следования.
7. Правовой режим программ ЭВМ и баз данных.
8. Ответственность за нарушение исключительных авторских прав.
9. Как охраняются права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания? Каковы роль и место смежных прав в системе права интеллектуальной собственности.
10. Срок действия исключительных смежных прав.
11. Коллективное управление авторскими и смежными правами.
Задание 1. Группе студентов было поручено подготовить презентацию юридического факультета. При подготовке к работе было решено написать и исполнить песню, посвященную юрфаку. Сергей написал стихи. Виктор, имеющий музыкальное образование по классу фортепиано, написал музыку. На торжественном мероприятии песня была исполнена Викторией. Данное произведение произвело впечатление на руководство факультета, в результате было принято решение считать данное исполнение официальным гимном юридического факультета.
1.Какой объект интеллектуальных прав возник в результате данной работы?
2. У кого и какие права возникли в отношении такого объекта?
Задание 2. Индивидуальный предприниматель Иванов (Режиссер) заключил с обществом с ограниченной ответственностью Продюсерский центр «Ромашка» (Продюсер) смешанный договор, предмет которого являлись: 1) оказание возмездных услуг режиссера-постановщика на съемке 12-ой серии сериала «Богатые и бедные» (далее по тексту - Фильм), 2) передача Режиссером Продюсеру исключительных прав на Фильм, в том числе прав на распространение, публичный показ и распространение в эфир. В акте приема-передачи оказанных услуг по договору было указано, что услуги режиссера-постановщика оказаны при съемке 12-ой серии сериала.
В дальнейшем Иванов обратился в арбитражный суд с иском к Продюсеру о выплате компенсации за нарушение исключительных прав в связи с поступлением в розничную продажу DVD-дисков с 10-ой и 11-ой сериями Фильма, для которых Режиссер снял отдельные эпизоды и участвовал в монтаже указанных серий.
Исковые требования Режиссер основывал на том, что он передал Продюсеру исключительные права только в отношении 12-ой серии, поэтому для распространения 10-ой и 11-ой серий Фильма Продюсер должен был получить отдельное согласие Режиссера.
1.Каков предмет договора, заключенного между Режиссером и Продюсером?
2.Дайте оценку исковым требованиям Режиссера к Продюсеру.
3. Имеет ли возможность Режиссер заявить другие претензии к Продюсеру?
Задание 3. Общество с ограниченной ответственностью «Проектная фирма «Радиус» (Проектировщик-1) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ВИП-Проект» (Проектировщик-2) о взыскании компенсации (8 млн. рублей) в размере двукратной стоимости проекта строительства жилищного комплекса «Позитивный дом», разработанного Проектировщиком-1. Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, общество с ограниченной ответственностью «Строитель без проблем» (далее по тексту - Заказчик).
Судом установлено, что между Заказчиком и Проектировщиком-1 был заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству жилищного комплекса «Позитивный дом». По условиям договора Заказчик вправе осуществить строительство объекта, при этом исключительные права на результат работ Заказчику не передавались. Проектные работы по указанному договору были полностью выполнены и Заказчик в установленном порядке начал строительство объекта.
Через некоторое время Заказчик обратился к Проектировщику-1 с просьбой изменить проект в целях увеличения этажности жилищного комплекса. Проектировщик-1 ответил отказом, полагая, что такое изменение сделает объект аварийно-опасным.
Однако Заказчик заключил с Проектировщиком-2 другой договор на изменение проекта, разработанного Проектировщиком-1, и после оформления документов продолжил строительство объекта в соответствии с уже измененным проектом. При этом Проектировщик-1 не давал согласия на изменение проекта ни Заказчику, ни Проектировщику-2.
В отзыве на иск Проектировщик-2 просил суд требования Проектировщика-1 отклонить полностью в связи с тем, что надлежащим ответчиком по иску, по мнению Проектировщика-2, является Заказчик, так как именно последний должен был получить разрешение от первоначального проектировщика на изменение проекта, что подтверждается тем, что между Проектировщиком-2 и Проектировщиком-1 отсутствуют какие-либо договорные отношения.
Кроме того, Проектировщик-2 считал, что после замены ответчика Заказчик может нести ответственность лишь в части стоимости проекта, так как проект строительства – это сложный многосоставный документ, в котором есть разделы, на которые законодательство об исключительных правах не распространяется. Например, таковыми, по мнению Проектировщика-2, являются сметы, технические описания, указания на инженерное оборудование и сети, различные расчеты и другие аналогичные документы.
1. О каком объекте интеллектуальной собственности идет спор?
2. Кому принадлежат исключительные права на спорный объект?
3. Каково содержание исключительных прав?
4. Оцените правомерность и обоснованность доводов Проектировщика-2.
Задание 4. Юрист Петров (Работник) в течение 2010 года работал в обществе с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Независимые юристы» (Работодатель). В функциональные обязанности Работника входили защита прав и законных интересов клиентов Работодателя в судах, разработка юридических заключений для клиентов, составление судебных (процессуальных) и иных документов. Работник успешно защитил в арбитражном суде по важному спору интересы клиента Работодателя – общества с ограниченной ответственностью «Инвестиции в будущее».
Правовая позиция и судебные документы по указанному спору были разработаны и составлены при непосредственном и активном участии Работника. В этом же году Работник по материалам судебного спора издал в известном юридическом журнале статью, текст которой не повторял судебные документы, разработанные Работником по указанному судебному делу.
Обстоятельства арбитражного спора приобрели широкую известность. Другая юридическая фирма в 2011 году предложила Работнику заключить выгодный контракт. Условия контракта Работник принял и перешел на работу в другую фирму.
В этом же 2011 году Работодатель издал рекламный буклет, содержащий большой текст, посвященный вышеуказанному успешному арбитражному спору, который более чем на 2/3 повторял без ссылок на автора статью Работника, изданную в 2010 году, то есть в период, когда Работник работал в прежней юридической фирме.
На письменную претензию Работника о несакционированном использовании его статьи, Работодатель ответил, что статья является служебным произведением, поскольку была написана Работником в период исполнения им трудовых обязанностей у Работодателя, а также по материалам судебного дела, которое касалось защиты прав и законных интересов клиента Работодателя.
Насколько правомерен и обоснован ответ Работодателя на претензию Работника-2? Обоснуйте позицию Работника.
Задание 5. Программист Петров создал компьютерную голосовую («говорящую») программу. Петров записал новогоднее стихотворение, часть которого прочитала (исполнила) компьютерная программа, а другую часть стихотворения исполнил шестилетний сын программиста. Петров разослал запись стихотворения в качестве новогоднего поздравления своим друзьям и знакомым.
Предприниматель Сидоров, друг Петрова, создал и выпустил в продажу звуковую («говорящую») новогоднюю открытку с записью указанного новогоднего стихотворения в исполнении компьютерной программы и сына Петрова, которая стала пользоваться большой популярностью на предновогодних распродажах.
Петров обратился в суд с исковыми требованиями от своего имени как автора компьютерной программы и от имени своего шестилетнего сына о прекращении распространения открыток и уплате компенсации, поскольку он не передавал Сидорову каких-либо исключительных прав на исполнение стихотворения компьютерной программой (автором которой он является) и своим сыном.
1. Может ли Петров как автор компьютерной программы быть обладателем исключительного права на исполнение стихотворения этой программой?
2. Может ли обладать исключительным правом на исполнение стихотворения шестилетний сын Петрова?
Задание 6. Общество «Елочка» (лицензиат) на основании лицензионного договора приобрело у общества «Фонограф» исключительное право использования фонограммы музыкального произведения с текстом.
В соответствии с п. 1 ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (в данном случае – фонограмма музыкального произведения с текстом, которую создало общество «Фонограф»), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
1. Какие права могут быть переданы по лицензионному договору?
2. Как определяется объем прав, переданных по лицензионному договору?
3. Правомерно ли использование фонограммы музыкального произведения с текстом на основании лицензионного договора, заключенного с изготовителем фонограммы, без заключения соответствующих договоров с авторами музыки и текста?