Особенности паралингвистической коммуникации
С чересчур громким голосом в глотке
невозможно иметь тонкие мысли.
Ф. Ницше
Невербальная паралингвистическая[138] коммуникация обладает целым рядом особенностей, принципиально отличающих ее от вербальной лингвистической коммуникации, что и дает основание выделить ее в особый информационный канал общей системы коммуникации[139]. Особенности эти следующие:
1. Эволюционно-историческая древность
Среди теорий происхождения языка значительная их часть рассматривает невербальную коммуникацию как исторически древнюю основу возникновения современной речи (Джесперсен; Рубинштейн, 1976; Иди, 1977; Уайт, Браун, 1978; Линден, 1981; Фирсов, Плотников, 1981; Якушин, 1989). Биогенетический закон Геккеля-Мюллера (онтогенез повторяет филогенез) является также свидетельством эволюционной древности НК: в онтогенезе НК предшествует вербальной коммуникации. Ребенок рождается с уже готовыми средствами невербальной голосовой вокализации, а речь появляется лишь к 1,5-2-х-годовалому возрасту. Наконец, нарушения речи, вызванные различными воздействиями на мозг (например, наркоз), приводят, прежде всего, к потере вербальной речи и, во вторую очередь, к нарушению невербальной коммуникации, как базирующейся на более древних структурах мозга (подкорка) и потому более устойчивой к деструктивным воздействиям.
2. Иконический (изобразительный) характер
Невербальная коммуникация носит в целом изобразительный характер, в то время как вербальной речи присуща конвенциональность, т.е. условная знаково-символическая форма. Иконическая сущность НК проявляется в том, что ее коды и сигналы как бы отражают особенности предметов и событий, о которых они сигнализируют.
Характерный пример – развитие речи ребенка. На определенной стадии ребенок изобретает свои словоформы для обозначения предметов и событий окружающего мира, изображая голосом предметы и события. Так «машина» изображается звуками «би-би», молоток – «тук-тук», еда – «ням-ням», курица – «ко-ко», собачка – «гав-гав» и т.д. И лишь впоследствии эти временные детские звукоподражательные «слова-изображения» постепенно будут замещены словами из языкового лексикона взрослых параллельно с овладением ребенком грамматическими и фонетическими нормами, характерными для его родного языка. Таким образом, звукоподражательный язык ребенка по своей сути ближе к невербальной коммуникации, нежели к вербальной, характерной для детей более старшего возраста и взрослых. Иконическая природа невербальной коммуникации лежит в основе ее всеобщей понятности, т.е. независимости от языковых барьеров. В такой же мере конвенциональная сущность каждого из языков народов мира является причиной языковых барьеров.
3. Независимость от семантики речи
Невербальные свойства речи, как правило, созвучны с ее вербальным смыслом. Вместе с тем канал невербальной коммуникации обладает свойством функциональной независимости от вербальной. Практически это проявляется в следующем:
а) в возможности адекватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавание личности говорящего, его эмоционального состояния, пола, возраста и т.п.);
б) в дивергенции между семантикой слова и значением невербальной информации (например, радушные слова, произнесенные холодным тоном).
Физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной является функциональная асимметрия головного мозга человека (ФАМ). Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антропологом Брока, а также в 1874 г. Вернике и блестяще продолженные в наше время Роджером Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с тем, целый ряд современных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации.
Существуют разные методы доказательства реальности функциональной асимметрии мозга:
а)фармакологический метод – введение в правую или левую артерию мозга (по медицинским показаниям, например, снятие болей) анестезирующего вещества, что приводит к торможению функций соответствующего полушария (проба Вада) и вследствие этого проявлению функции противоположного полушария;
б) электрофизиологический метод – воздействие на правое или левое полушарие мозга электрическим током (также по медицинским показаниям, например, как способ лечения психических заболеваний[140];
в) клинический метод наблюдений людей с травматическими нарушениями правого или левого мозга[141];
г) психоакустические методы – сравнительные исследования особенностей восприятия человеком вербальной или невербальной информации через правое или левое ухо при моноуральном и дихотическом восприятии[142]. В последнем случае показано, что вербальная информация, например, по критерию запоминания слов лучше воспринимается правым ухом, т.к. в этом случае адресуется к левому полушарию, т.е. речевым центрам Вернике, вследствие перекреста нервных путей. А невербальная информация, например, по критерию узнавания эмоциональной интонации, лучше воспринимается левым ухом, т.к. в этом случае адресуется в правое полушарие мозга.
Разделение функций полушарий не является абсолютным. Во-первых, потому, что между полушариями имеется сильная взаимосвязь благодаря соединяющим их нервным проводникам. Во-вторых, каждое из полушарий в определенной мере может выполнять функции другого, используя свой собственный механизм обработки информации. Например, логическое левое полушарие может распознать (вычислить) эмоциональную интонацию по характерным для нее акустическим признакам, а правое – опознать знакомое слово по его интегральной спектрально-тембровой картине.
4. Значительная непроизвольность и подсознательность
Значительная непроизвольность и, в определенной мере, подсознательность восприятия и формирования паралингвистической информации является также ее существенной особенностью по сравнению с речью. При речевом общении человек, прежде всего, озабочен восприятием смысла слов. Интонационно-тембровый «аккомпанемент» звуковой речи является как бы вторым планом нашего сознания и в большей степени подсознания. Это вызвано тем, что невербальные средства общения имеют более древнее эволюционное происхождение и, соответственно, более глубоко расположенные области мозгового представительства.
Так, например, помимо центров в правом полушарии, мощнейший центр регулирования эмоционального поведения находится в лимбической системе мозга. Непроизвольность и подсознательность невербального поведения человека (не только голосового, но и двигательного) часто выдают истинные намерения и мнения говорящего, противоречащие его словам.
5. Независимость НК от языковых барьеров
Всеобщая, не зависящая от языковых барьеров понятность, т.е. универсальность невербального паралингвистического кода, позволяет людям объясняться и понимать друг друга при незнании языков. Любопытный пример такого рода приводит чешский писатель К. Чапек в рассказе «Дирижер Калина». Человек оказывается по воле судьбы в чужой стране и, не зная языка этой страны, тем не менее понимает случайно подслушанный разговор двух людей: «Слушая этот ночной разговор, я был совершенно убежден, что контрабас склонял кларнет к чему-то преступному. Я знал, что кларнет вернется домой и безвольно сделает все, что велел бас. Я все это слышал, а слышать – это больше, чем понимать слова. Я знал, что готовится преступление, и даже знал какое. Это было понятно из того, что слышалось в обоих голосах, это было в их тембре, в кадансе, в ритме, в паузах, в цезурах... Музыка – точная вещь, точнее речи!». Здесь автором подчеркивается особая способность музыканта Калины с его тонким слухом воспринять и понять, что хотели сказать друг другу люди. Это, несомненно, так, но предметно-образным эмоциональным слухом, который в данном случае оказал услугу Калине, обладают не только музыканты, но и все люди, правда, в существенно разной степени.
6. Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной паралингвистической информации
Основными акустическими средствами передачи различных видов невербальной информации от говорящего к слушателю являются мелодика речи, тембр, сила голоса и темпо-ритмические характеристики.
Мелодика речи.Высота – тональный уровень голоса, зависящий от частотной вибрации гортани. Для высокого голоса характерна высокая частота вибрации, для низкого – низкая. Высокий голос, как правило, неприятен для слуха, а низкий – приятен. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Вы можете сознательно снизить высоту своего голоса, переместив резонанс из носовой полости в грудную клетку. При достаточной тренировке это получается автоматически[143]. Высота голоса соотносится с естественными типами певческих голосов: сопрано – самый высокий женский голос, альт – самый низкий, меццо-сопрано – средний. Тенор – самый высокий мужской голос, бас – самый низкий.
Высота голоса и ее изменения во времени выступает носителем эмоциональной, возрастной, половой, индивидуально-личностной видов невербальной информации. Биофизической основой этого является обратно пропорциональная зависимость частоты основного тона речи человека от длины и массивности его голосовых связок. У женщин и детей, связки которых короче и тоньше, чем у мужчин, высота голоса, соответственно, выше примерно на октаву. Этой же закономерностью определяются индивидуальные различия в высоте голоса разных людей: высокие и массивные люди имеют более крупную гортань и, соответственно, более низкие голоса по сравнению с низкорослыми и худыми людьми. Указанные закономерности находят отражение в высоких коэффициентах корреляции между высотой голоса людей, с одной стороны, и их полом, возрастом и весом, с другой стороны.
Тембр – окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса. Тембр позволяет на слух идентифицировать различные голоса (индивидуально-личностная невербальная информация). Вы без труда определите голос своего ребенка среди многих других голосов. Не следует путать тембр с высотой голоса. Как бы вы ни меняли высоту вашего голоса, близкие люди все равно узнает его.
Интегральный спектр голоса и речи с различным эмоциональным содержанием существенно различается, особенно в высокочастотных областях спектра:
– для гнева характерно усиление высоких обертонов, что приводит к увеличению звонкости, «металличности» тембра;
– для страха – сильное падение высоких обертонов, что делает голос глухим, «тусклым», «сдавленным»;
– радость приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную область в результате того, что человек говорит как бы «на улыбке»[144].
Сила голоса.Громкостьголоса измеряется в децибелах. Она непосредственно связана с объемом воздуха в легких. Сила голоса и в особенности динамика ее изменений во времени – также важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Так, для печали характерна слабая, а для гнева – увеличенная сила голоса и т.п. Изменение силы голоса во времени – весьма информативный показатель:
– медленные ее нарастания и спады (так же, как и высота тона) характерны для печали («плачущие интонации»),
– резкие взлеты и обрывы – для гнева.
Подчеркнем, что именно динамика акустических параметров – важнейшее средство кодирования всех видов речевой информации.
Темпо-ритмические характеристики голоса.Существенная роль в кодировании невербальной информации принадлежит темпо-ритмическим характеристикам речи (скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи). Так, одна и та же фраза («Прости, я сам все расскажу...»), произнесенная по просьбе исследователей известным артистом О. Басилашвили с разными эмоциональными оттенками, имела средний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении радости – 5,00, страха – 4,45, гнева – 2,96, печали – 1,74.
При исследовании людей разных возрастных групп оказалось, что их средние статистические характеристики темпа речи существенно различаются: в группе молодых людей (17-25 лет) – 3,52 слога в секунду; в группе среднего возраста (38-45 лет) – 3,44; в группе старшего возраста (50-64 года) – 2,85; в группе старческого возраста (75-82 года) – 2,25 слога в секунду. Это вызвано тем, что с возрастом замедляется активность артикуляционного процесса[145].
Скорость речи зависит от индивидуальных качеств (темперамента), содержания его речи и ситуации общения. Если темп речи собеседников слишком сильно различается, то они вызывают раздражение друг у друга. Флегматик раздражает быстрого, активного, решительного собеседника, поскольку флегматик не успевает следить за ходом мысли своего коллеги, а стремительный человек очень страдает от вынужденных пауз и повторов флегматика[146].
Чтобы ответить на вопрос, какие голосовые характеристики с какими эмоциями ассоциируются, Шерер рассмотрел широкий спектр эмоций. В своем исследовании он по большей части использовал искусственно синтезированные звуки, а не естественную спонтанную речь. Для оценок эмоциональной экспрессии, как показали эксперименты, самыми важными факторами оказались темп и высота. В таблице 5.1. приведены результаты нескольких исследований Шерера.
Таблица 5.1
Акустические составляющие голоса и эмоциональные параметры[147]
Акустич. средства | Диапозон | Эмоциональные параметры |
Колебания амплитуды | Умеренные Сильные | Приятность, активность, счастье Страх |
Колебания высоты | Умеренные Сильные | Гнев, скука, отвращение, страх Приятность, активность, счастье, удивление |
Контур высоты | Вниз Вверх | Приятность, скука, печаль Могущество, гнев, страх, удивление |
Высота | Низкая Высокая | Приятность, скука, печаль Активность, могущество, гнев, страх, удивление |
Темп | Низкий Высокий | Скука, отвращение, печаль Приятность, активность, могущество, гнев, страх, удивление, счастье |
Ритм | Аритмичность Ритмичность | Скука Активность, страх, удивление |
Важнейшая особенность кодирования невербальной информации речи состоит во взаимодействии различных акустических средств (любой вид невербальной информации передается не каким-либо одним акустическим средством, а одновременно несколькими).
Например: информация о разном эмоциональном состоянии говорящего найдет выражение не только в изменении тембра голоса, но и в характерных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, темпо-ритмических характеристик речевой фразы.
Эмоция гнева, наряду с общим увеличением силы голоса, приводит также к увеличению высоты голоса, укорочению фронтов нарастания и спада звука, т.е. к увеличению резкости речевых звуков. Эмоция печали, наоборот, характеризуется медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса.
Указанные характерные комплексные изменения акустических свойств голоса и речи вызваны соответствующими изменениями общего физиологического состояния человека при разных эмоциях, например, усилением общей нервно-мышечной активности в состоянии гнева или общей нервно-психологической подавленностью и мышечной расслабленностью организма при печали. Это отражается на работе органов образования голоса и речи.
7. Особенности психофизиологических механизмов восприятия невербальной информации
Одна из важнейших задач современной психологической науки – исследование механизмов выделения и обработки мозгом человека речевой информации. Сложность проблемы состоит в том, что такая существенная акустическая характеристика речи, как спектр, содержит одновременно как вербальную (фонетическую), так и невербальную (тембр голоса) информацию. Каким образом мозг разделяет то и другое? Выдвинута гипотеза, что данное разделение возможно благодаря реализуемым мозгом человека двум принципам (механизмам) обработки речевой информации, каждый из которых соответствует правому или левому полушарию мозга[148].
Первый механизм характеризуется тем, что мозг производит детальный посегментный (пофонемный) анализ временной последовательности речевых звуков подобно тому, как обучающийся речи ребенок составляет слово из кубиков с изображением букв. Это характерно для левого полушария мозга.
Второй механизм заключается в интегральной целостной оценке речевых единиц (паттернов), например, целых слов, и в сравнении их с хранящимися в памяти эталонами звучания тембральных, интонационных, ритмических и других характеристик речи (правополушарный принцип обработки речевой информации).
Гипотезу подтверждают проведенные разными авторами исследования, в частности – опыты по восприятию человеком эмоциональной, индивидуально-личностной и других видов невербальной паралингвистической информации речи в условиях ее инвертированного во времени звучания.
Последнее достигалось путем проигрывания магнитофонной ленты с записью речи в обратном направлении. Полученные за последние годы экспериментальные результаты показали, что такие виды невербальной информации, как информация о поле, возрасте, росте, весе говорящего достаточно адекватно (хотя и с несколько большей ошибкой при инверсии), воспринимаются аудиторами при прослушивании как нормальной, так и инвертированной речи. Столь же эффективным является узнавание знакомых по их инвертированной речи (Пашина, Морозов, 1989). Наконец, эмоциональное содержание инвертированной речи становится также вполне доступным слушателям (Морозов, 1989, 1991; Пашина, 1991).
Таким образом, при инверсии речи человек оказывается неспособным осознать ее лингвистический смысл при практически полной сохранности адекватного восприятия ее паралингвистических составляющих – эмоциональной окрашенности, с возможностью идентификации характера разных эмоций (радость, горе, гнев, страх, нейтральное состояние), личности говорящего, а также пола, возраста, роста, веса.
Эти результаты в общем виде являются дополнительным свидетельством в пользу принципиальных различий между собственно речевым и невербальными каналами в системе речевого общения. В частности, эти данные являются отражением разных принципов кодирования (и декодирования) фонетической и экстралингвистической информации мозгом человека.