Психологическая демонстрационная модель. двухканальная модель речевой коммуникации. модели барьеров коммуникации и «идеального» коммуникатора
Наряду с моделями, объясняющими процессы речевой, публичной и различных видов массовой коммуникаций, существуют модели, используемые в практике повседневных межличностных коммуникаций.
Психологической демонстрационной моделью, облегчающей понимание процесса общения, является модель Шульца фон Туна (рис. 4.4).
В ней учитываются как содержание сообщения, так и его личностный смысл. Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель сообщения адекватно расшифрует все его четыре стороны: существо дела, самораскрытие, отношение, призыв. Эта модель используется не только в повседневных межличностных коммуникациях, но и в практике овладения актерским мастерством. Все артисты мечтают сыграть роли из классики драматургии, но каждый актер делает это по-разному. На примере из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» понятно, что существо дела – сообщение о приезде ревизора: «К нам едет ревизор». Самораскрытие городничего может быть передано как: «Мне страшно, я обескуражен, выбит из колеи». Отношение к чиновникам: «Держитесь! Знаю я вас, подлецы!» Призыв может содержать следующие речевые реплики или невербальные сигналы: «Помогите, не выдайте, братцы! Давайте спасаться вместе!» (Психология и этика делового общения/под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд. М., 1997. С. 113).
Двухканальная модель речевой коммуникации объясняет функциональную взаимозависимость правого полушария головного мозга (оно отвечает за невербальные, экстралингвистические сигналы – открытие нейрофизиолога В.П. Морозова) и левого полушария головного мозга (оно отвечает за функции вербальной (лингвистической) коммуникации – исследования нейрофизиолога Р. Сперри). Морозов доказал ведущую роль правого полушария в оперировании целостными зрительными образами, в ориентации в пространстве, в различении музыкальных звуков и тонов, в продуцировании сновидений. Лауреат Нобелевской премии 1981 г. Р. Сперри доказал ведущую роль левого полушария мозга в абстрактном мышлении, в оперировании знаковой информацией, счетом, в обеспечении речевой коммуникации (Современная психология: справочное руководство. М., 1999. С. 312). Эта модель доказывает, что человеческая коммуникация является двухканальным процессом, состоящим из невербалики и вербалики. Взаимозависимость речевых и невербальных сигналов проявляется в законе конгруэнтности (соответствии) вербалики и невербалики, открытом И. Гофманом.
Развернутую модель барьеров (фильтров) коммуникации предложили Юрий Воронцов и Марьо Лауристин. Барьеры– это помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации. По характеру барьеры коммуникации можно разделить на: 1) барьеры, не зависящие от человека: барьеры среды – очень высокая или низкая температура, шум; 2) технические барьеры – помехи в канале коммуникации, препятствующие прохождению сигналов; 3) барьеры, зависящие от человека: психофизиологические, психологические, семантические, социальные, культурные, экономические.
Психофизиологические барьеры связаны с сенсорными особенностями восприятия сигналов человеком, с ограниченной способностью мозга к запоминанию и переработке информации. Есть люди, страдающие слепотой, глухотой; есть кинесики, визуалы и аудиалы. Семантические связаны с несоответствием кодов, используемых коммуникатором и реципиентом – от языка общения до толкования значений. Сложнее всего преодолеть психологические барьеры: это может быть негативная установка по отношению к коммуникатору, отсутствие навыков позитивного общения, личностные особенности субъектов общения, неадекватная самооценка, внутриличностные и межличностные конфликты, определенные типы трудных личностей. Социальные барьеры объясняются принадлежностью коммуникатора и реципиента к разным социальным группам, невозможностью получения информации в связи с более низким статусом, наличием института цензуры, ограничениями доступа к информации и возможностью ее использования. Культурные барьеры присущи межкультурным и этнокультурным коммуникациям – нетерпимость кинаковости другого (телесной, языковой, культурной), к различиям в традициях, обычаях, проявлениях невербалики, в системе норм и ценностей, в способах реакции на полученную информацию. Экономические барьеры – например, нет средств на покупку ноутбука, мобильного телефона.
По мнению Воронцова, в структуре коммуникационного процесса можно выделить следующие помехи: 1) источники механических помех (плохая связь в канале коммуникации, внешние барьеры среды – отключение света, плохая погода); 2) источники семантических помех (неадекватно понимаемые значения сообщения); 3) классовые и социальные фильтры (имущественный, сословный, тендерный и другие цензы, ограничивающие доступ к политическим коммуникациям); 4) личностно-индивидуальные барьеры (психологические и психофизиологические); 5) потери информации; 6) отсутствие обратной связи между адресантом и адресатом (Шаркав Ф.И.Теория коммуникаций. М., 2004. С. 49; Лауристин М.Й. Коммуникации барьеры//Социология. Т. 3. Междисциплинарные исследования: словарь-справочник/отв. ред. Г.В. Осипов. М.. 1991. С. 68, 69).
Модель «идеального коммуникатора» предложили американские исследователи. В ней излагается ряд правил для этичного и ответственного коммуникатора, который должен говорить искренне, не должен оперировать непроверенной, ложной или полуправдивой информацией, преднамеренно искажать истину, выдумывать или фабриковать статистику для доказательства своей позиции или представлять информацию как оригинальную и свою, если она таковой не является, должен поднимать уровень экспертности (понимания) аудитории. В его сообщениях не должно быть ни духовного, ни физического насилия (Яковлев И.П.Ключи к общению. СПб., 2006. С. 13, 14). Эта модель раскрывает важнейшие показатели успешного публичного выступления.