НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации

Моделирование техники мастеров коммуникации

Что можно узнать из этой главы:

  • Основные параметры модели коммуникации НЛП
  • «Руководящие принципы» НЛП в коммуникации
  • «Три качества мастера коммуникации»
  • Как правильно сформулировать результат
  • Факторы, затрудняющие коммуникацию

Жизнь основана на коммуникации. Когда я рос в сельской местности в горах Северной Каролины, я (Б. Б.) не видел смысла в хорошем знании англий­ского языка. Что может дать мне знание спряжения глаголов и разбор предложений?! Какое отношение имеют инфинитивы к реальной жизни на ферме? В обычной жизни это не нужно! Затем я покинул ферму. Когда я вступил в больший мир, мои представле­ния начали меняться. После того как я стал священ­ником, прежде чем взяться за работу в колледже, я прошел курсы повышения квалификации по англий­скому языку и литературе. Я ходил на эти курсы про­сто для разнообразия, но насколько мудро я посту­пил! Я провел следующие десять лет в колледже и се­минарии, а последние восемь лет параллельно с работой я служил пастором. Этот опыт позволил мне осознать, как сильно язык и коммуникация влияют на исполнение обязанностей христианского священни­ка. Мы оказываем помощь в огромной степени по­средством коммуникации.

Как мне кажется, христианский священник, по сути дела, подобно торговцу, «продает» послания Евангелия. В то время я читал много литературы, посвященной улучшению коммуникативных навы­ков. Я изучал книги Зига Заглера «Увидь себя на вер­шине» (Zagler, 1984) и «Закрытие торгов» (Zagler, 1984а). Я читал все, что могло помочь мне улучшить мои навыки речи и слушания. Это стало моим страст­ным увлечением. Служа людям, я хотел совершен­ствовать свои навыки общения. Эти книги помогли мне повысить эффективность коммуникации, но я смог обнаружить самую лучшую модель того, как работают языковые и неязыковые сообщения толь­ко тогда, когда столкнулся с моделью коммуникации НЛП. Затем я осознал силу и изящество модели НЛП, позволяющей человеку стать настоящим про­фессионалом коммуникации!

Я (М. X.) также убежден в том, что коммуникация лежит в основе всего человеческого опыта. Наши тела функционируют при помощи врожденных «комму­никативных систем» бесконечной сложности, при этом наши центральная и автономная нервные сис­темы взаимодействуют друг с другом и с внешним миром так, чтобы поддерживать в нас жизнь, здоро­вье и энергию. Даже наши клетки «осуществляют коммуникацию» друг с другом! Но и нейрофизиоло­ги вряд ли знают, каким именно образом сигналы посредством биохимических электрических процес­сов передаются по нервным путям и как они перено­сят и трансформируют «информацию».

Я открыл для себя НЛП, занимаясь обучением людей основным коммуникативным навыкам (убеждение, ведение переговоров, слушание, разрешение конфликтов и т. д.) в контексте христианской веры.

Я обнаружил статью, посвященную НЛП, в Leader­ship Journal. После этого я просто «глотал» книги по НЛП и включил многое, почерпнутое из них, в мою книгу «Говори громко, говори ясно, говори по суще­ству» (Hall, 1987), посвященную коммуникативным навыкам.

Почти сразу я обнаружил в НЛП технику «Деся­тиминутное лечение фобий» («Визуально-кинестетическая диссоциация»). Когда я применил ее по от­ношению к нескольким клиентам и увидел немедлен­ный впечатляющий результат (в отличие от трех - шестимесячной деактивации фобических реак­ций с использованием релаксации и когнитивно-по­веденческих приемов), это действительно привело меня в возбуждение и подогрело мое любопытство. В конце концов, все, что я делал с человеком, заклю­чалось в «говорении слов». Все, что делал человек, чтобы достичь такого потрясающего личного измене­ния, заключалось в «слушании слов» и «размышле­нии о них». Я занимался коммуникацией с человеком; он занимался коммуникацией с самим собой. Что же буквально, фактически и исключительно превраща­ло реактивного, страдающего фобией, автоматичес­ки приходящего в состояние сильного страха клиен­та в спокойного и хладнокровного человека? Одна лишь вербальная коммуникация.

Как работает явление, которое мы называем «коммуникацией»? Как может быть, что «говоре­ние» и «слушание» слов имеет такую огромную со­зидательную и восстановительную силу? Как вооб­ще работают слова (и простые символы)? Каким образом написанные и высказанные символы изменяют внутренние физиологические и психологичес­кие процессы? Можем ли мы сказать, что некоторые слова оказывают «лечебное» действие, а другие фак­тически приводят к возникновению «страдания», «травмы», «дистресса» и т. д.? Какие механизмы управляют этим?

Итак, в конце концов, я получил докторскую сте­пень по когнитивно-бихевиористской психологии со специализацией по психолингвистике и написал дис­сертацию по теме «Речь: лингвистика психотерапии. Механизмы психотерапевтического воздействия языка». Способность использовать слова в качестве символов определяет уникальность людей. Мы, люди, обладаем этой потрясающей (и в то же время опасной) способностью воплощения через речь нашей «реальности» (субъективной внутренней реальнос­ти) в жизнь.

Теперь, учитывая решающее значение в человечес­ком опыте «коммуникации», символов, символизма, языка, слов, высшего уровня обработки информации и т. д., можно заключить, что чем больше мы знаем о механизмах «коммуникации» (отправлении и получе­нии сообщений) и чем опытнее мы в эффективной «коммуникации», тем легче можем получить в про­цессе коммуникации желаемые результаты.

Три качества мастеров коммуникации

Наблюдая за профессиональными коммуникато­рами во многих сферах деятельности, основатели НЛП обнаружили, что успешные коммуникаторы обладают тремя качествами. Следовательно, развив эти три навыка, каждый человек может стать совер­шенным коммуникатором. Одна из базовых пресуп­позиций НЛП гласит, что «человек с наибольшей гибкостью поведения управляет системой». Успеш­ные коммуникаторы для достижения желаемых ре­зультатов изменяют свою коммуникацию и пове­дение.

В этой главе мы рассматриваем первое из трех ка­честв мастера коммуникации. Мы уже познакоми­лись со вторым качеством (глава 2), когда рассмат­ривали чтение невербальной обратной связи посред­ством навыка сенсорной остроты. В той же главе мы изучили навыки установления раппорта, которые связаны с третьим качеством — гибкостью. Вся эта книга посвящена развитию большей гибкости пове­дения, так как мы стремимся предоставить в ваше распоряжение значительное количество инструмен­тов коммуникации. Эти инструменты повысят ваше мастерство, обеспечивая вам больше вариантов вы­бора, что сделает вас более гибким в своем пове­дении.

Три качества мастера коммуникации

1. Определите ясные достижимые ре­зультаты. Успешные коммуникаторы изначально знают направление и цели коммуникации.

2. Используйте сенсорную осведомлен­ность для наблюдения за реакциями.

Эти навыки позволяют мастерам ком­муникации жить в настоящем, в состо­янии сенсорной осведомленности, и предоставляют им необходимую обрат­ную связь о продвижении к желаемым результатам.

3. Для достижения результатов гибко из­меняйте поведение. Успешные комму­никаторы постоянно изменяют свое поведение и приспосабливают комму­никацию для достижения желаемых результатов.

Модель хорошо сформулированного результата: принципы достижимости результата

Рассмотрим процедуру «определения целей». В последние десятилетия было много написано об эф­фективном определении целей. Много лет назад я (Б. Б.) запомнил акростих, определяющий S.M.A.R.T.* цели:

S – специфичность (Specific)

М – измеримость (Measurable)

А – достижимость/определимость (Attainable/ Assignable)

R – реалистичность/полезность (Realistic/ Rewarding)

Т – определенность во времени/отчетливость (Timeable/Tangible)

Определение целей является необходимым усло­вием успеха в большинстве сфер жизни. Печально, но 95% американцев все еще не определили свои цели. На кого работают эти 95%? На те 5%, которые определяют цели!

Модель НЛП позволяет нам перейти от простого «определения целей» к разработке желаемого результата. При этом мы говорим не об определении целей, а об определении результатов. Чем они разли­чаются? Цели описываются в общих терминах, а ре­зультаты - в конкретных. Результат - это репре­зентация цели, разработанная со специфичностью, позволяющей нам очень ясно понять, что следует де­лать.

* В переводе с английского, smart значит «изящный, элегантный».

Предположим, что вы определили цель, как «уве­личить степень участия в рабочей группе» или «улучшить динамику группы». Оба варианта явля­ются репрезентацией полезных целей. Но ни один из них не описывает ничего, достаточно специфичного для поведенческого результата. В этих двух фразах отсутствует специфичность. Какой план вы собираетесь использовать для достижения цели? В каких областях вы предполагаете осуществить эти намерения? Как вы узнаете, что вы достигли жела­емого? Хорошая формулировка результата отвеча­ет на все эти вопросы. Когда вы зададите цель при помощи модели хорошо сформулированного резуль­тата, вы значительно повысите вероятность ее до­стижения.

Специфичность модели хорошо сформулирован­ного результата облегчает концентрацию на том, что вы внутренне видите, слышите и ощущаете. Ваше внимание обратится на внешние и внутренние ресурсы, необходимые для достижения результата. Обра­тите внимание на то, что происходит внутри вас, ко­гда вы думаете о следующем: звук... внутренний звук... приятный внутренний звук... низкий внутренний звук

Когда вы осознаете смысл каждого из этих слов и каждой фразы, ваше внимание становится более сфо­кусированным. Когда вы осознаете, как вы осуществ­ляете их репрезентацию в вашем сознании, вы заме­тите увеличение специфичности языка и то, что специфичность фокусирует осознание. Ваши внут­ренние процессы вносят необходимые коррективы для того, чтобы вы почувствовали значение каждого слова и каждой фразы. Спецификация результата не­медленно изменяет то, что вы видите, слышите и ощущаете.

Никто из нас не обладает способностью быть «со­знательно осведомленным обо всем» В нервную си­стему человека поступает приблизительно два мил­лиона бит информации в секунду, однако наше созна­ние может принять только семь плюс-минус два блока информации за раз (Miller, 1956). Немногие из нас могут сознательно удерживать в фокусе внимания больше, чем два или три различ­ных объекта одновременно. Наш разум вынужден выбирать. Хорошо сформулированный результат по­зволяет нам создавать специфические картины, зву­ки, тактильные ощущения и слова. Затем этот образ активирует наши способности и ресурсы для дости­жения данного результата. Это дает нам возможность при достижении желаемого результата извлечь выго­ду из того, что доступно в данный момент в нашем окружении.

Модель хорошо сформулированного резуль­тата позволяет нам уделять внимание жела­емым результатам.

Модель хорошо сформулированного результата помогает нам определить, кем мы станем. Она позво­ляет нам создать образ, который мы найдем подхо­дящим и достижимым. Люди часто спрашивают: «Разве это не обычное позитивное мышление?» Мы объясняем: «Не совсем. Позитивное мышление, не­сомненно, помогает, но НЛП идет дальше простого позитивного мышления и предоставляет способ про­дуктивного мышления, позволяющий нам предпри­нять эффективные действия, которые приведут нас к достижению наших целей».

Теперь, учитывая значение процесса построения хорошо сформулированного результата, можно за­ключить, что такой результат должен:

1) быть позитивно сформулированным в терминах того, что мы хотим;

2) описываться сенсорным языком;

3) инициироваться и контролироваться человеком, который хочет его достичь;

4) соответствовать контексту;

5) включать необходимые ресурсы;

6) учитывать соответствующую вторич­ную выгоду;

7) быть экологичным для целой системы.

Наши рекомендации