Процессы в информационной системе
Процессы, обеспечивающие работу ИС любого назначения, условно можно представить в виде схемы (Рис.41), состоящей из блоков:
- ввод информации из внешних и внутренних источников;
- обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
- вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
- обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Рис. 41. Основные процессы, реализуемые информационными системами и информационными технологиями
Базовыми информационными процедурами, обеспечивающими работу ИС и ИТ, называются процедуры восприятия, сбора, обработки и накопления данных, обмена данными и представления знаний, т.е. процедуры, которые поддаются формализации, а, следовательно, и автоматизации с помощью ЭВМ и средств связи.
Таблица №1
Состав процедур и операций информационных технологий и систем
Информационная технология (процедуры) | ||||
Сбор и регистрация информации | Передача информации | Обработка информации | Хранение и поиск информации | Анализ, подготовка принятия решений |
О П Е Р А Ц И И | ||||
Сбор | Ввод в каналы связи, в систему передачи данных | Ввод информации в систему | Хранение | Анализ исходной информации |
Передача | Преобразование из цифровой формы в аналоговую | Контроль ввода | Запрос | Моделирование |
Регистрация на машинном носителе, в документе | Передача информации | Обработка информации | Поиск | Прогноз |
Ввод в информационную систему | Вывод сообщений с обратным преобразованием | Вывод и контроль вывода | Контроль поиска | Анализ и корректировка |
Контроль ввода и регистрации | Контроль вывода | Отображение результатов | Выдача и актуализация данных | Подготовка принятия решения |
Контроль |
Восприятие информации
Восприятие информации – процедура преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования.
Благодаря этой процедуре осуществляется связь системы с внешней средой.
Система восприятия в современной информационной системе (на базе ЭВМ) может представлять собой довольно сложный комплекс программных и технических средств.
Для развитых систем восприятия можно выделить несколько этапов переработки поступающей информации:
- предварительная обработка для приведения входных данных к стандартному для данной системы виду;
- выделение в поступающей информации семантически и прагматически значимых информационных единиц;
- распознавание объектов и ситуаций;
- коррекция внутренней модели мира.
В зависимости от анализаторов (входящих в комплекс технических средств системы восприятия) организуется восприятие зрительной, акустической и других видов информации.
Кроме того, различают статическое и динамическое восприятие.
В последнем случае особо выделяют системы восприятия, функционирующие в том же темпе, в каком происходят изменения в окружающей среде.
Важнейшей проблемой восприятия является проблема интеграции информации, поступающей из различных источников и от анализаторов разного типа в пределах одной ситуации.
С точки зрения информационной технологии в целом, система восприятия осуществляет первичную обработку собираемой извне информации. Для системы восприятия же первичную обработку производит система сбора информации. На практике часто встречаются информационные технологии, не имеющие систему восприятия информации. В этом случае система восприятия представляет собой просто систему сбора информации.
Сбор информации
(сбор, регистрация и перенос на машинные носители)
Прежде чем превратиться в данные, информация должна быть сначала собрана, соответствующим образом подготовлена и только после этого введена в ЭВМ, представ в виде данных на машинных носителях информации.
Сбор информации – это процедура получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для данной информационной системы.
Современные системы сбора информации, как правило, не только обеспечивают кодирование (т.е. перевод из одного алфавита в другой) и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют предварительную (первичную) обработку этой информации.
Системы сбора информации могут включать в себя большое количество (тысячи) цифровых измерительных приборов и всевозможных устройств ввода информации. Такое комплексирование средств приводит к необходимости управления процессом сбора информации и к разработке соответствующего программного (и аппаратного) обеспечения.
Современная развитая система сбора информации – это совокупность технических средств ввода информации в ЭВМ, программ, управляющих всем комплексом технических средств (КТС), и программ, обеспечивающих ввод информации с отдельных устройств ввода.
Процедура ввода информации в производственных системах управления может быть полностью автоматизирована. Для сбора информации о состоянии производственной линии применяются разнообразные датчики, которые уже по своей природе позволяют проводить преобразование физических параметров, вплоть до превращения их в данные, записываемые на машинных носителях информации, без выхода на человеческий уровень представления.
В организационно – административных системах управления осведомляющая о состоянии экономического объекта информация семантически сложна, разнообразна и ее сбор не всегда и не везде удается автоматизировать.
Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, выявления брака и т.д. Для сбора фактической информации производят: измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей.
Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией на материальном носителе (бумажном или электронном). Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, поэтому процедура сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими.
Информация, являясь сложным по структуре образованием, размещается на физических носителях (бумажных или магнитных документах, в виде сигналов, передаваемых по каналам связи) иможет находиться в статичном или динамичном состоянии.
Хранение информации
Статичное состояние информации связано с ее более или менее длительным организованным хранением, накоплением в информационных фондах и автоматизированных базах данных (БД).
Хранение и накопление информации вызвано многократным ее использованием, применением постоянной информации, необходимостью комплектации первичных данных до их обработки.
ПодБДпонимается вся необходимая для решения задач конкретной предметной области совокупность данных, организованная по определенным правилам, позволяющая обеспечить независимость данных от прикладных программ, удобство хранения, поиска, манипулирования данными, которые записаны на машинных носителях.
Передача информации
Динамическое состояние – постоянное движение в виде потоков – присуще информации, реализующей функцию обмена сведениями с помощью знаковых символов.
Необходимость передачи информации для различных экономических объектов может быть обусловлена различными причинами, т.к. обработка и хранение информации обычно производится или в местах возникновения информации или в местах наибольшего ее использования, а эти места могут быть территориально удалены друг от друга.
Передача информации осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылкой по почте, доставкой транспортными средствами, дистанционной передачей по каналам связи. Дистанционная передача по каналам связи сокращает время передачи информации.
Информационно – вычислительные сети (ИВС) представляют собой наиболее динамичную и эффективную отрасль автоматизированной технологии процессов ввода, передачи, обработки и выдачи информации.
Обработка информации
Процедуры обработки информации являются главными в информационных системах. Остальные процедуры носят вспомогательный характер. Процедуры обработки включают в себя: операции ввода информации в систему, контроля ввода, обработки, вывода результатов, отображения результатов и их контроля. При обработке экономической информации на ЭВМ выполняются арифметические и логические операции.
Арифметические операции включают все виды математических действий, обусловленных программой.
Логические операции обеспечивают соответствующее упорядочение данных в массивах (первичных, промежуточных, постоянных, переменных), подлежащих дальнейшей арифметической обработке.
Значительное место в логических операциях занимают все виды сортировальных работ, таких как упорядочение, распределение, подбор, выборка, объединение.
Вывод информации
В ходе решения задач на ЭВМ, в соответствии с машинной программой, формируются результатные сводки, которые печатаются машиной. Иногда для обеспечения промежуточного контроля вывод информации осуществляется на экран монитора. Печать сводки сопровождается операцией тиражирования, если документ с результатной информацией необходимо представить нескольким пользователям (процесс вывода информации).