Факторы применения логистики в современной экономике
В разных моделях экономики (в зависимости от степени монополизации, условий конкуренции, доли государственного сектора) имеются различные объективные факторы целесообразности и эффективности применения логистического подхода как метода организационно-аналитической оптимизации производственно-коммерческой деятельности.
Эффективность «рыночной» экономики тесно связана со степенью концентрации производства. Управление этой экономикой сосредоточено в относительно немногих руках, оно, по сути, монополизировано. Соответственно монополизирована и собственность. Функционирование экономики всегда характеризуется органическим взаимодействием централизованного и децентрализованного начал организации экономической жизни. Известны экономические преимущества концентрации и специализации производства. Чем более массовый выпуск продукции, тем ниже стоимость ее изготовления. С ростом мощности или производительности одного агрегата, одной системы снижается себестоимость продукции, но одновременно возрастает стоимость самого агрегата (системы). В результате становится исключительно высокой «цена» возможной ошибки в организации функционирования логистической (потоковой) системы. Одновременно резко усиливается взаимная зависимость между поставщиками и потребителями. Еще более возрастает значение полноты и своевременности информации о результатах деятельности смежных систем для нормального функционирования каждого предприятия или объединения. Логистическое (оптимизирующее) управление базируется на выборе наилучшего решения из нескольких возможных. Ускорение темпов изменения структуры производства приводит к тому, что выбор решения происходит в условиях все более ограниченного времени. Все это свидетельствует о том, что и предпринимательская (производственно-коммерческая) деятельность не может более полагаться только на опыт и интуицию, она должна базироваться на научных основах.
Объектом логистики являются (рис. 2.1) сложные динамические производственно-коммерческие комплексные системы МТО и сбыта, включающие организационно-экономическую и технологическую (снабженческую) деятельность, организационно-экономические, транспорт-но-технические операции, организационно-заготовительную и производственно-технологическую, организационно-технологическую и коммерческо-сбытовую деятельность.
Характерными особенностями такого объекта являются: рассредоточенность технических средств и коллективов людей на громадной территории; мобильность значительной массы технических средств (транспортных); высокая фондоемкость технических средств; зависимость от результатов работы большого числа смежных подсистем (грузоотправителей, грузополучателей, поставщиков ресурсов). Все эти особенности воздействуют на объем и протекание информационных процессов в логистических системах (подсистемах). Добиться совпадения усилий и интересов коллективов отдельных подсистем и системы в целом часто бывает далеко не просто. Логистика с ее системно-кибернетическим целостным подходом к изучаемым материально-информационным потоковым процессам помогает найти пути решения и этой проблемы.
Рис. 2.1. Объект, свойства и особенности логистики
Очевидно, речь может идти о моделях рынка двух альтернативных крайностей в экономике (полная централизация или полная децентрализация), в соответствии с которыми формируются понятия тоталитарного «социалистического рынка» и «свободного рынка». Понятно, что между этими крайностями в реальной действительности чаще, чем эти крайности, встречаются промежуточные варианты, модели которых также следует иметь в виду при анализе.
Необходимость экономического централизма сегодня обусловлена задачами, во-первых, общего развития экономики и, во-вторых, координации для успешного достижения целей каждым участником, вовлеченным в общий производственно-коммерческий процесс. Реализацию этого центра- -лизма неправомерно полностью идентифицировать с ролью государства в экономике; нельзя оставлять без внимания формирование организационно-экономических структур самими участниками предпринимательской деятельности.
Важнейшей задачей регулирования экономики со стороны государства является координация производственно-коммерческого (предпринимательского) поведения экономических субъектов. Современная индустриальная экономика интенсивного типа, т.е. основанная на НТП, строго говоря, не может быть децентрализованной, ее нельзя полностью свести к рынку свободной конкуренции. Она нуждается в экономической интеграции (т.е. централизации).
Тем самым экономическая централизация слагается из экономических форм: производства, обмена, распределения и потребления. А это как раз потоковые процессы — объекты логистической деятельности.
Объективными факторами обеспечения условий возникновения и эффективного применения логистического подхода в экономике являются:
— организационное единство потокового процесса;
— технологическое единство потокового процесса;
— экономическое единство потоковых процессов товарообмена и воспроизводства;
— информационное единство потоковых процессов.
Объективные условия деятельности крупных фирм в настоящее время, характер решаемых ими задач, необходимость адаптации к имеющимся экономическим, технологическим, социально-политическим, демографическим и другим факторам обусловливают сдвиг «управленческой философии» в направлении «предпринимательского» стиля. Административные составляющие функциональных систем постепенно замещаются подходами, характерными для предпринимательского управления. Первостепенное значение для этого процесса имеет становление «нового управленческого мышления» и создание в организации благоприятного климата для развития предпринимательского стиля управления.
Важное значение приобретает «видение» — целостное понимание целей и путей развития фирмы, т.е. « логистическое мышление». «Видение» формулируется верхушкой управления, т.е. общей концептуальной постановкой задачи. Как правило, это некие ценностные установки, которые могут быть поняты и приняты большинством членов организации в виде логистической системы:
Рис. 2.2. Логистическая система
Одна из главных причин особого внимания к формированию атмосферы сотрудничества заключается в следующем: отношения партнерства превращают управляющего из строгого контролера в человека, ищущего возможности согласования интересов различных групп. И все же из-за иерархической природы крупных организаций роль верхушки управления в изменении внутри-организационных отношений продолжает оставаться решающей.
Логистическая форма организации межфирменного взаимодействия — логистические цепи. Можно утверждать, что в 1980-х гг. наиболее важной функцией предпринимателей стала быстрая, гибкая, инновационная адаптация к возрастающей неопределенности окружающей среды как внутренней структуры, так и внешних взаимосвязей и поведения фирм. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать наряду с преимуществами специализации особую атмосферу творчества и заинтересованности, характерную для мелких фирм, возможности, предоставляемые производственной кооперацией и экономией на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.
Выделяют совокупность факторов, которые дают возможность говорить о логистических цепях как об особой форме организации и координации производства и межпроизводственного взаимодействия.
Представляется целесообразным определить причины и экономические предпосылки их образования, условия существования и поддержания жизнеспособности в различных отраслях экономики (табл. 2.1). Из таблицы очевидны качественные отличительные особенности трех различных моделей рынка — организационно-экономических механизмов: «свободного рынка», административной модели, логистической цепи.
Таблица 2.7 - Основные особенности «свободного рынка», административной модели, логистической цепи
«Свободный рынок» | Административная модель рынка | Логистическая цепь (модель рынка) |
1. Нормативная база | ||
Право собственности, юридически скрепленные контракты | Отношения найма | Отношения взаимных обязательств |
2. Средства коммуникавд | и | |
Цены | Административные процедуры | Установившаяся практика |
3. Методы разрешения конфликтов | ||
Обращение в суд | Административное | Переговоры (преимущественно неформальные) |
4. Степень гибкости | ||
Высокая | Низкая | Средняя |
5. Уровень взаимных обязательст | гв сторон- | |
Незначительный | Средний либо высокий | Средний |
При «рыночных» операциях предметы обмена четко определены, соблюдение соглашений гарантируется силой закона. Логистические формы обмена, напротив, включают зачастую операции по обмену недостаточно четко обозначенных ценностей, сами операции являются частью более общей системы взаимоотношений.
Одной из важнейших характеристик логистической организации следует считать взаимное согласие участников отказаться от ориентации на преследование собственных целей в ущерб интересам всех других членов логистической цепи.
Одним из основных принципов, на которых могут базироваться логистические системы и цепи, является взаимовыгодный обмен ресурсами между всеми участниками.
Обращают на себя внимание два взаимосвязанных вопроса: условия стабильности логистических цепей в целом и положение в них каждого из участников в частности, а также экономические предпосылки эффективного функционирования фирм в рамках логистических цепей. При анализе причин и условий возникновения идеи образования логистических цепей за отправной пункт целесообразно принять теорию издержек, связанных с заключением сделок. Согласно этой теории для фирмы, производящей, например, сборку конечного продукта, стратегия закупки деталей у другой фирмы будет более выгодной, чем ориентация на самостоятельное изготовление их, если внутрифирменные издержки на их производство больше, чем издержки внешнего поставщика. Если бы не существовало дополнительных издержек, связанных со сделками по поводу внешних поставок комплектующих деталей, фирмам не приходилось бы сосредоточивать все этапы производства под одной крышей, они могли бы воспользоваться преимуществами интеграции и проявлять гораздо большую гибкость в случае необходимости смены поставщиков. Когда же издержки, связанные со сделками, высоки, фирмы предпочитают интегрировать все виды деятельности, которые можно было бы в других условиях передать субподрядчикам.
Таким образом, можно исходить из того, что одной из главных задач фирмы является снижение конечных издержек по производству продукта (независимо от того, производятся ли все операции внутри фирмы или выносятся вовне ее).