Бухгалтерская модель безубыточности: построение и анализ
Бухгалтерская модель безубыточности является упрощенным описанием зависимости затрат, выручки и прибыли от объемов производства продукции. Обычно ее представляют в виде графика (рис. 8.4, 8.5).
Рис. 8.4. График безубыточности по бухгалтерской модели (вариант 1)
Рис. 8.5. График безубыточности по бухгалтерской модели (вариант 2)
Приведем допущения,принятые при анализе безубыточности производства.
1. Изменяется только количество продукции, все другие переменные остаются постоянными (производительность труда, стоимость единицы сырья, ставки заработной платы, цена товара).
2. Предприятие реализует одно изделие или ограниченную номенклатуру с фиксированной долей каждого изделия. В принципе точку безубыточности можно рассчитать и для многономенклатурного производства, но как только изменится доля изделий в общем выпуске, так изменятся и выводы о безубыточности.
3. Совокупные издержки и выручка линейно зависят от объемов производства.
4. Анализируется только приемлемый диапазон объемов производства, в рамках которого не изменяются полупостоянные затраты.
5. Издержки можно точно разделить на постоянные и переменные.
Обозначим:
b - удельные переменные издержки;
p - цена товара;
g - объем производства;
N - прибыль;
a - совокупные постоянные издержки за период.
Тогда прибыль равна разнице между выручкой и затратами:
Точка безубыточности(g(0) - это минимальное количество продукции, при продаже которого выручка полностью покрывает затраты.
Возможны следующие соотношения фактического (прогнозного) объема продаж и точки безубыточности.
1. Фактический или прогнозный объем продаж равен безубыточному - предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков, но полностью покрывает затраты:
2. Фактический или прогнозный объем продукции меньше точки безубыточности - предприятие будет получать убытки:
gф <g0, N < 0.
Причины могут быть внутренние (недостаток производственных мощностей) или внешние (недостаточный спрос).
3. Фактический объем продаж больше точки безубыточности - предприятие будет получать прибыль:
gф > g0, N > 0
Количество продукции (g), которое необходимо реализовать для получения целевой прибыли, можно определить по формуле
Пример8.3. Вы продаете линолеум по цене 150 руб. за 1 м2.Удельные переменные затраты составили 100 руб./мес, постоянные - 300 000 руб./мес. Вас интересует, сколько линолеума нужно продать по сложившейся рыночной цене, чтобы покрыть все затраты. Для ответа на него необходимо произвести расчет: 300 000 : (150 100) = 6000 (м2 линолеума). Если вам удастся продать больше 6000 м2 линолеума, вы получите прибыль, если меньше - убыток.
Вас может интересовать вопрос о том, сколько линолеума нужно продать по сложившейся рыночной цене, чтобы покрыть все затраты и получить прибыль в размере 150 000 руб./мес. Для ответа на него необходимо произвести расчет: (150 000 + 300 000): (150 - 100) = 9000 (м2 линолеума).
При производстве нескольких изделий одной товарной группы расчет точки безубыточности и объема продаж, необходимого для получения целевой прибыли, несколько усложняется:
где bi - удельные переменные издержки по i-му товару;
pi - цена i-го товара;
- доля i-го товара в товарообороте.
Пример 8.4.Вы продаете яблоки двух сортов. Цена 1 кг яблок одного сорта 50 руб., переменные затраты - 36 руб., доля яблок одного сорта в товарообороте - 40%. Цена 1 кг яблок другого сорта - 35 руб., переменные затраты - 18 руб., доля яблок данного сорта в товарообороте - 60%. Постоянные затраты 500 000 руб., целевая прибыль 300 000 руб. Точка безубыточности составит 500 000: [0,4 х (50 - 36) + + 0,6 х (35 - 18)] = 500 000:15,8 = 31 646 (кг яблок); объем продаж для получения целевой прибыли составит (500 000 + 300 000) : [0,4 х (50 - 36) + 0,6 х (35 - 18)] = 800 000 : 15,8 = 50 633 (кг яблок).
Обычно бухгалтерская модель безубыточности строится для анализа результатов производства одного изделия или ограниченной номенклатуры изделий. Если предприятие производит достаточно широкий ассортимент продукции, мы не можем воспользоваться предыдущей формулой, так как будет бессмысленно считать в натуральном выражении объем продаж разнородных товаров. Точку безубыточности можно определить, разделив постоянные затраты на удельную величину покрытия, которую можно определить, отняв от единицы долю переменных затрат в объеме реализации.
Пример 8.5.Предприятие торгует хлебобулочными изделиями. Товарооборот составил 125 000 руб. в месяц, переменные затраты составили 82 000 руб./мес, постоянные затраты - 27 000 руб./мес. Тогда доля переменных затрат составит 0,656 (руб.) = 82 000 : 125 000, т.е. на 1 руб. реализации продукции приходится 65,6 коп. переменных затрат и 34,4 коп. валовой прибыли. Точка безубыточности равна 78 488 руб. - (27 000 : 0,344).
При построении графика модели безубыточности не учитывается фактор времени, но если фактор времени оказывает существенное влияние на динамику затрат или выручки, можно модифицировать график безубыточности, обозначив на нем временные координаты.
Пример 8.6.Предприятие выходит на рынок с новым товаром. Удельные переменные затраты составляют 300 руб., постоянные затраты - 600 000 руб., цена товара - 900 руб. Объемы продаж в январе составят 500 изделий, каждый последующий месяц ожидается увеличение объемов продаж в 2 раза. Требуется определить, когда предприятие достигнет точки безубыточности; когда оно может ожидать получения целевой прибыли в размере 600 000 руб. в месяц.
На графике (рис. 8.6) видно, что точка безубыточности составит 1000 ед. товара, она будет достигнута в феврале, а запланированный уровень прибыли 600 000 руб. - в марте при объеме продаж 2000 изделий.
Рис. 8.6. График бухгалтерской модели безубыточности при выходе товара на новый рынок
Аналогично можно учесть влияние временного фактора при уходе с рынка или целенаправленном сокращении объемов производства товара.
Контрольные вопросы
1. Какие из приведенных ниже затрат можно отнести к постоянным, а какие к переменным; при делении каких затрат на постоянные и переменные могут возникнуть затруднения на практике:
а) расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями;
в) расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров;
г) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;
д) расходы на отопление зданий;
е) заработная плата, начисленная по сдельным расценкам или в процентах от выручки;
ж)представительские расходы;
з) на приобретение материалов для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
и) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;
к) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;
л) расходы на канцелярские товары;
м) расходы на командировки;
н) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков;
о) расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);
п) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках?
2. Какие факторы учитываются при построении экономической модели безубыточности?
3. Какие упрощающие предположения принимаются при анализе бухгалтерской модели безубыточности?
4. Можно ли использовать бухгалтерскую модель безубыточности при производстве двух и более изделий?
5. Можно ли использовать бухгалтерскую модель безубыточности для определения цены товара?