Основные положения теории
прототипов:
1. Категория обладает внутренней прототипической структурой.
2. Степень представительности экземпляра соответствует степени принадлежности его к категории.
3. Границы между категориями, или концептами, размыты.
4. Члены одной категории не обязательно обладают общими свойствами – скорее их объединяет семейное сходство.
5. Отнести какой-либо объект к некоторой категории можно на основе степени сходства с прототипом.
Принципы и модели категоризации. Базовый уровень категоризации
Дж.Лакофф (24.05.1941). Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении, М.: 2004.
Принципы категоризации:
1. Центральность: основные члены категории являются центральными – это лучшие представители категории.
2. Цепочечная связь: центральные элементы связываются с менее центральными, которые в свою очередь связываются с периферийными элементами категории.
3. Сфера опыта: в каждой культуре существуют специфические сферы опыта, которые определяют связи в категории.
4. Идеальная модель: существуют идеальные модели мира, в том числе мифы и поверья, которые могут определять связи в категориях.
5. Специфическое знание: важные особенности получают при категоризации преимущество перед общим знанием.
• Категоризация имеет иерархический характер: животное – млекопитающее – собака – охотничья собака - такса.
• Триважнейших уровня категоризации:
1. Уровень высокой степени абстракции: животное, посуда.
2. Базовый уровень: собака, чашка.
(уровень средней степени абстракции).
3. Уровень низкой степени абстракции: овчарка, чайная чашка.
• Для ученого все уровни значимы, но для обыденного сознания выделяется психологически значимый уровень – базовый уровень категоризации.
• Характеристики элементов базового уровня:
1. Это средний уровень.
2. Используются в когнитивно нейтральных контекстах.
3. В первую очередь усваиваются детьми.
4. Используются при обучении иностранным языкам
5. Обозначаются однословными непроизводными единицами.
6. Это частотные и нейтральные слова.
(Статья Дж.Лакоффа «Мышление в зеркале классификаторов»)
• Четыре типа моделей категоризации:
1. Пропозициональные модели: выделяют элементы, дают их характеристики и указывают связи между ними.
2. Схематические модели образов: специфические представления образов.
3. Метафорические модели: переход от пропозициональных моделей или схематических моделей образов одной области к соответствующей структуре другой области.
4. Метонимические модели: модели одного или нескольких указанных выше типов, дополненные указанием функций, которые выполняет один элемент по отношению к другому.
Классификация прототипов (по Дж.Лакоффу):
1.Типичные примеры 2.Социальные стереотипы 3.Идеалы 4.Образцы 5.Порождения 6.Частные модели 7.Генерализации (наиболее характерные примеры)
• Свойства прототипов:
1. Быстрее распознаются
2. Раньше и лучше запоминаются
3. Чаще используются
4. Являются основой для умозаключений и обобщений
5. Являются представителями категории
Тема: Язык и когнитивные структуры
1. Структуры представления знаний в ментальном лексиконе и словаре
2. Когнитивная теория метафоры
3. База знаний для коммуникации (самостоятельно)
4. Стратегии понимания текста (самостоятельно)
1. Структуры представления знаний в ментальном лексиконе и словаре
Статья Ч.Филлмора «Об организации семантической информации в словаре», семинар № 5.
Семантическое полеобъединяет слова, связанные с одним и тем же фрагментом действительности. Семантические поля отражают различные способы представления знания в языке и имеют различные типы структур:
1. Контрастивное множество– объединение слов по семантическим оппозициям (высокий/низкий, мужчина/женщина). «Члены «оппозиции» не даны говорящему вне самой оппозиции» (с.46).
2. Таксономия – родовидовые отношения (гиперонимы и гипонимы, например, дерево – дуб).
3. Партономия – отношения части-целого (например, наименования частей тела).
4. Парадигма – группа слов, имеющих один общий семантический признак и отличающихся друг от друга другими признаками, каждый из которых участвует в различении более чем одной пары слов (мужчина/женщина: артист/артистка, поэт/поэтесса).
5. Цикл – дни недели, времена года.
6. Цепь – множество слов, соединенных ранговым отношением, при этом на каждом уровне допустимо только одно слово (например, воинские звания).
7. Сеть – строится на основании нескольких простых отношений. Термины родства: «пол», «поколение», «степень родства».
8. Фрейм – набор слов, каждое из которых обозначает часть или аспект целого. Содержание единицы фрейма нельзя понять, не зная внутренней структуры фрейма в целом.
Внутри фрейма – парадигмы, таксономии и другие типы структур.
Фрейм – центральная семантическая структура, которая обеспечивает способность к пониманию связанных между собой слов.
Фрейм в теории знаний
«Фрейм – это структура знаний, предназначенная для представления стереотипной ситуации» (М.Минский. Структура для представления знаний // Психология машинного зрения. М., 1978, с. 254).
«Фрейм является концептуальной структурой для декларативного представления знаний о типизированной тематически единой ситуации , содержащей слоты, связанные между собой определенными семантическими отношениями» (А.Н.Баранов. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001, с. 16.)
Понятие «фрейм» близко понятию толкования слова.
Различия: толкование слова включает лингвистически значимую информацию; фрейм не обязательно привязан к слову, включает как лингвистическую, так и экстралингвистическую значимую информацию.
Понятие «фрейм» изначально употреблялось для процедурного представления знаний о стереотипной ситуации или стереотипном поведении. Сейчас в этом значении употребляется термин «сценарий» (сценарий посещения ресторана, сдачи сессии, оплаты проезда в общественном транспорте). Сценарии в большей степени связаны с культурной традицией.