Стратегии и тактики взаимодействия
В основу различения типичных стратегий взаимодействия может быть положена ценностная ось «отношение к другому как к ценнести — отношение к другому как к средству». При отношении к партнеру как к ценности можно выделить моральную сторону, т. е. признание у человека права быть таким, какой он есть, и психологическую сторону, которая состоит в стремлении к сотрудничеству, равноправным партнерским отношениям, к готовности понять другого, к установке на диалог. При второй позиции — отношение к партнеру как к средству (нужен — привлечь, не нужен — отодвинуть, мешает — убрать) — происходит обесценивание личности человека, ощущение превосходства над другими в чем-либо, доходящем до понимания собственной исключительности. В практике взаимодействия людей между собой большинство случаев не находится ни на одном из описанных полюсов, так как крайнее проявление отношения к человеку вызывает у окружающих моральное осуждение. Кроме того, приходится считаться с сопротивлением партнера, отстаивающего свое право на индивидуальность.
Как-то раз знаменитый поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете, прогуливаясь по веймарскому парку, столкнулся на узкой тропинке с критиком, который отрицательно относился к его творчеству. Критик демонстративно загородил дорогу поэту и гневно произнес:
- Я не уступаю глупцам!
- А я, наоборот, всегда это делаю, — спокойно ответил автор «Фауста» и вежливо сошел с тропинки.
К основным эффективным механизмам, обеспечивающим формирование конструктивного взаимодействия в организации и в конкретной группе, относятся следующие.
Взаимопонимание — это результат познания партнера, формирования общих целей и методов взаимодействия.
Координация — поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.
Согласование — механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения.
Партнерство предполагает отношение к другому человеку как к равному, с кем надо считаться, но в то же время стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Отношения равноправные, но осторожные, основанные на согласовании интересов и намерений. Способы воздействия строятся на договоре, который служит и средством объединения и средством оказания давления.
Все перечисленные механизмы относятся к продуктивному стилю взаимодействия, который понимается как плодотворный контакт в совместной деятельности, способствующий установлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов.
Роли, связанные с межличностным взаимодействием:
ведущие — так называемые «предпочитаемые» лица: «звезды», авторитетные, харизматичные, честолюбивые, лидеры мнений или чем-то иным привлекательные для окружающих;
ведомые — все остальные, включая «непредпочитаемых», с которыми сотрудничают только вынужденно и, как правило, делают их ответственными за все промахи и неудачи.
В одном из исследований, проведенном американским ученым У.Хейторном, было показано, что такие личностные черты, как общительность, работоспособность, умение встать на точку зрения другого человека, понять его психологическое состояние, положительно влияют на успешность совместной деятельности, а такие черты, как подозрительность, самоуверенность и авторитарность, препятствуют ей. На эффективность работы группы оказывает влияние интенсивность общения. Нарушение эмоционально-межличностных контактов в группе может привести к снижению ее продуктивности и удовлетворенности участников.
В практике делового взаимодействия с эффективностью групповой работы часто связывают стиль лидерства и межличностные отношения. Многими исследователями доказано, что группы с кооперативным типом отношений явно превосходят конкурентные как по общей атмосфере, царящей во время работы, так и по качеству результатов деятельности. Установлено также, что в условиях дефицита времени однородные по композиции группы работают лучше, чем неоднородные. Причем эта особенность по мере усложнения групповой задачи усиливается.
Из сказанного очевидно, как важен вопрос о степени взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы. Эта целостность достигается за счет сближения мнений, оценок, интеллектуальных и личностных особенностей, чувств и поступков членов группы, что может привести к сближению их интересов и ценностных ориентации.
При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое действие, вербальный и невербальный информационный контакт, поэтому для эффективного взаимодействия важны также понятия совместимости и срабатываемости членов группы.
Совместимость — это прежде всего оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.
Выделяют четыре уровня совместимости: физиологический (сочетание особенностей уровня темперамента); психофизиологический (динамические характеристики психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, связанные с основными психическими процессами: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание); психологический (предполагает соответствие характеров, интересов, эмоций) и социально-психологический (связанный с согласованием социальных ролей, интересов, ценностей, культурного и общеобразовательного уровней развития человека).
Сработанность — это согласованность в работе между участниками совместной деятельности. Как совместимость, так и сработанность служат для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих людей по отношению к целям их взаимодействия. Для сработанности ведущим является поведенческий компонент: высокая результативность взаимодействия, удовлетворенность прежде всего успешностью работы и, как следствие, отношениями с партнером, низкие эмоционально-энергетические затраты.
Таким образом, совместимость в большей степени выявляет ориентацию на хорошие межличностные отношения, а сработанность — нацеленность на результативность взаимодействия.
Для эффективности групповой работы также имеет значение ценностно-ориентационное единство участников совместной деятельности. Этот параметр можно рассматривать, как общность цели и совпадение личностных и социально-значимых намерений. Это означает, что группа выступает не только как внутренне эффективная общность, способная генерировать кооперативные отношения, но и как группа, наилучшим образом выполняющая возложенные на нее социально-значимые задачи.
Таким образом, для овладения интерактивной компетентностью (умением осуществлять эффективное взаимодействие) необходим синтетический подход. Он сочетает разные социально-психологические характеристики участников, влияющие на эффективность группового взаимодействия и продуктивную организацию совместного коммуникативного пространства для деятельности, развитие мотивации.
Немаловажное значение в профессиональном взаимодействии играет доверие и процесс фасцинации.
Под «фильтром доверия» при взаимодействии подразумевается процесс рассмотрения партнера с позиции, доверять ему или нет. Как отмечалось в предыдущей главе, отсутствие доверия хотя бы с одной стороны препятствует самораскрытию, что автоматически не позволяет разрушить естественные барьеры, возникающие при контакте двух людей или групп. Настороженность затрудняет взаимодействие, способствует проявлению хитрости, введения партнера в ложную ситуацию, порождающую взаимное непонимание, неэффективную обратную связь.
Доверие при интерактивном взаимодействии включает в себя, помимо отмеченного в предыдущей главе:
- собственное намерение довериться другому;
- ожидание, что доверие оправдается;
- поведение, соответствующее этим намерениям;
- восприятие другими собственного поведения как достойного доверия;
- учет ситуации и предполагаемых последствий доверия.
Высокий уровень доверия между членами группы всегда имеет позитивное влияние на ее функционирование. В этих условиях возникают:
- открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;
- корректная постановка целей задач;
- большее удовлетворение от участия в работе групп, рост ее сплоченности;
- более высокая мотивация деятельности.
Фасцинация (от англ.— очарование) — это специально организованное вербальное воздействие на поведение участника групповой работы, с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации. С ее помощью снимается напряжение в начале контакта, что важно, так как зажатые, не доверяющие другому, напряженные люди воспринимают только от 14 до 45 % информации. В момент взаимодействия фасцинация осуществляется через приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбку, доброжелательный взгляд и слова, ласкающие слух, предназначенные для уменьшения потерь значимой информации при восприятии сообщения и создания о себе хорошего впечатления.
Необходимо понимать, что доверительность при взаимодействии, будучи связанной с риском, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера. Исследователи отмечают, что наиболее существенной причиной, блокирующей доверие, является высокая авторитарность партнера. Следовательно, первой стадией доверительного взаимодействия является установление равноправного первичного контакта и формирование с помощью фасцинации позитивного образа другого человека.
На второй стадии формируются необходимые для эффективного взаимодействия межличностные отношения:
-достижение согласия;
- получение эмоциональной поддержки, одобрения, например комплимента или строукса (знака внимания);
- стремление принятия себя как личности, например, через самораскрытие и доверительное общение.
На следующей стадии взаимодействия образуются специфические механизмы регулирования динамики индивидуальных познавательных процессов, вырабатываются совместные стратегии и технологии решения задач, единый для группы стиль деятельности. Условия взаимодействия расширяют информационное пространство, дают возможность увидеть все многообразие решаемой проблемы, услышать разные точки зрения и выработать компромиссное или консенсусное (взаимоприемлемое) решение. Кроме того, в процессе коллективной работы происходит обмен личностными качествами, расширяется спектр индивидуальных возможностей каждого, появляется потребность соотносить свои личные цели с целями группы, организации, с действиями других людей.