Диспетчера ДПП с руководителем полётов аэродрома Хабаровск (Центральный) при полётах ВС по маршрутам и воздушным трассам РФ

1. При прилёте - занятие снижающимся ВС эшелона 060 (1850м.) м на установленных рубежах передачи ОВД:

а) При прилёте с западного направления:

- пролёт ДПРМ аэродрома Хабаровск (Центральный).

б)При прилёте с северо-восточного направления:

- МКпос.228° - пролёт ДПРМ аэродрома Хабаровск (Центральный) или н.п. Петропавловка (по согласованию).

- МК048° - пролёт ДПРМ аэродрома Хабаровск (Центральный).

в) При прилете по маршрутам с г.т. НЕБЕС и ТИГМА:

- рубеж 30 км. или иная точка схемы полетов по согласованию с РП аэродрома Хабаровск (Центральный).

г) При прилёте с южного направления:

- после пролёта г.т. КОРУМ - в точке схемы полётов аэродрома Хабаровск (Центральный), согласованной с РП этого аэродрома.

2. При вылете - занятие взлетевшим ВС эшелона 050 (1500м.) на схеме полетов аэродрома Хабаровск (Центральный) под управлением РП этого аэродрома.

3. При необходимости выполнения перелёта ВС с аэродрома Хабаровск (Новый) на аэродром Ха­баровск (Центральный), после взлёта и набора высоты (600)м, ВС по команде диспетчера ДПК переходит на связь и ОВД к РП аэродрома Хабаровск (Центральный), который даёт ему ко­манду на вход в схему своего аэродрома.

Перелёт ВС с а/д Хабаровск (Центральный) на а/д Хабаровск (Новый) выполняется в аналогичном порядке. Согласование условий перелёта и порядка ОВД должно производиться до вылета ВС.

Если ВС не имеет возможности войти в круг полётов аэродрома посадки, полёт ВС должен выполняться по схеме аэродрома вылета. Передача ОВД в этом случае производится в рай­оне первого разворота на высоте (600) м.

В отдельных случаях рубеж приема-передачи ОВД может быть смещен в каждом конкретном случае по времени или по удалению, которые должны быть согласованы между этими диспетчерскими пунктами.

6.4. Порядок перехода на запасные пункты управления и осуществления ОВД с них.

6.4.1. При получении команды об эвакуации персонала АДЦ из здания КДП руководитель полетов обязан:

а) Дать указание сменному инженеру службы ЭРТОС о подготовке резервного рабочего места на объекте ОРЛ-А с указанием причины.

б) Дать указание старшему диспетчеру (ДПП, ДПК, ПДП,СДП) и диспетчеру, имеющему допуск к ОВД с резервного рабочего места немедленно следовать на перрон для доставки на резервное место на объекте ОРЛ-А.

в) Дать указание старшему диспетчеру (ДПП, ДПК, ПДП,СДП) организовать ОВД диспетчеров СДП, ПДП с объекта СДП-2, вызвать машину ППРП к зданию КДП (со стороны перрона) для немедленной эвакуации персонала вышки КДП и следования на перрон для последующей доставки на СДП-2.

г) Сообщить РПР и специалисту внетрассового сектора Хабаровского РЦ ЕС ОрВД о получении команды на эвакуацию из здания КДП и подготовке к переходу на ОВД с резервных рабочих мест.

д)Дать указание операторам АТИС и ГВАПВП немедленно покинуть здание КДП, указав место сбора.

ж) Организовать работу диспетчеров в зале ААС УВД «Синтез-А2» минимальным составом, необходимым для обеспечения ОВД (c возможными совмещениями), до прибытия диспетчеров на резервное место на объекте «ОРЛ-А».

з) Лично (или через диспетчера) проинформировать РП а/д Хабаровск (Центральный) о возникшей ситуации и переходе на ОВД с резервных рабочих мест, и уточнить возможные каналы взаимодействия.

и)Организовать и проконтролировать сбор информации о воздушной и метеорологической обстановке для передачи диспетчеру резервного рабочего места.

6.4.2. По прибытию персонала ОВД на резервное рабочее место на объекте

«ОРЛ-А» руководитель полетов обязан:

1.Организовать и проконтролировать передачу информации о воздушной и метеорологической обстановке диспетчеру резервного места.

2. По докладу диспетчера (старшего диспетчера) проконтролировать готовность к ОВД с резервного рабочего места.

3. Согласовать с руководителем полётов РЦ свои действия и проинформировать его о готовности персонала к работе с резервного рабочего места.

4. Проконтролировать передачу ОВД от диспетчеров ДПП и ДПК (ДПП+ДПК) диспетчеру резервного рабочего места.

5.Выдать информацию сменному инженеру службы ЭРТОС и инженеру ААС УВД «Синтез-А2» о переходе на ОВД с резервных рабочих мест и возможности отключения оборудования в зале АДЦ и на вышке АКДП.

6. Проинформировать старшего специалиста группы взаимодействия и вместе с диспетчерами, передавшими ОВД, покинуть здание КДП для следования на перрон и последующей доставки на резервное рабочее место.

7. По прибытию на резервное рабочее место продолжить исполнение обязанностей в соответствии с Должностной инструкцией.

6.4.3. Действия диспетчера при получении команды об эвакуации персонала

АДЦ из здания КДП.

При событиях, связанных с эвакуацией персонала ОВД из помещений диспетчерских пунктов АДЦ или здания КДП, диспетчер АДЦ обязан:

1.получить от РП (старшего диспетчера) указание по подготовке к ОВД с резервного рабочего места на обьекте ОРЛ-А.

2.сообщить диспетчерам смежных диспетчерских пунктов о необходимости покидания рабочего места и планируемой организации ОВД с резервного рабочего места на обьекте ОРЛ -А.

3) подготовить сбор информации о воздушной, метеорологической обстановке в своей зоне ответственности и другие оперативные данные для передачи диспетчеру резервного рабочего места после его прибытия на рабочее место.

4) осуществлять ОВД в своей зоне ответственности в соответствии с действую -щей Технологией работы до прибытия диспетчера на резервное рабочее место.

5) по прибытию диспетчера на резервное рабочее место передать ему подготов- ленную информацию о воздушной, метеорологической обстановке и другую необходимую оперативную информацию для целей ОВД.

6) по получению доклада диспетчера резервного рабочего места о готовности к ОВД (и по указанию РП) передать экипажам ВС, находящихся на управлении, информацию о переходе на ОВД с резервного диспетчерского пункта ОВД.

7) передать ОВД диспетчеру резервного рабочего места.

8) доложить РП о передаче ОВД диспетчеру резервного рабочего места и действовать по его указанию.

6.5. Порядок временного совмещения функций по ОВД диспетчерских

пунктов и секторов.

1. Разрешается совмещение функций по обслуживанию воздушного движения:

а) Диспетчера ПДП с обязанностями диспетчера СДП независимо от метеоусловий и времени суток. ОВД осуществляется на единой частоте 119,3;

б) Диспетчера ДПП с обязанностями диспетчера ДПК, независимо от времени суток. ОВД в этом случае осуществ­ляется на частоте работы ДПП (125,2) диспетчером, имеющим допуск к работе на ДПК и ДПП

2.Совмещение всех обязанностей производится только по разрешению РП.

6.6. Управление наземным движением на перроне при наличии специализированного подразделения аэропортового комплекса на крупных аэродромах с большой площадью перрона , где диспетчерский пункт руления органа ОВД не может наблюдать за всем перроном из-за сложности его конфигурации. Зоны ответственности между диспетчерским пунктом руления органа ОВД и специализированным подразделением аэропортового комплекса по управлению движением ВС на перроне , а также процедуры, которые необходимо соблюдать при обслуживании наземного движения и методы взаимодействия в переходных зонах между перроном и площадью маневрирования.

Специализированное подразделение аэропортового комплекса для управления наземным движением на перроне на аэродроме Хабаровск (Новый) отсутствует.

Управление наземным движением на отдельных участках площади маневрирования (РД, А,В,С,Д) и перроне осуществляет диспетчер СДП с рабочего места на вышке КДП на частоте 119,3МГц. При необходимости используется частота 121,8 МГц, которая применяется в случаях, когда необходимо разгрузить частоту 119,3 МГц при большой интенсивности полетов и (или) загруженности диспетчера СДП по внутриаэропортовой связи, а также при заходе ВС на посадку по РСП или РСП+ОСП и в СМУ.

Раздел VII. Обеспечение полетов.

7.1. Предоставление аэронавигационной информации.

7.1.1.Предоставление аэронавигационной информации на аэродроме возложено на

Службу аэронавигационной информации (САИ) ОАО «ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ».

7.1.2.В сферу деятельности САИ входят следующие функции:

· Cбор, обработка, хранение и распространение аэронавигационной информации (АНИ) для экипажей ВС всех ведомств, вылетающих из аэропорта Хабаровск (Новый), а также органов обслуживания воздушного движения, касающейся выполнения полетов в пределах России и близлежащих к ней стран;

· Обеспечение экипажей всех предприятий и ведомств всеми необходимыми, имеющимися в распоряжении, документами АНИ для подготовки и выполнения полетов в пределах России и близлежащих к ней стран на договорной основе;

· Организация сбора и внесение поправок к инструктивным документам ГА, касающихся разработки аэродромных схем, инструкций по производству полетов (ИПП) и аэронавигационного паспорта аэродрома (АНПА) Хабаровск (Новый).

· Обеспечение экипажей ВС предварительными навигационными расчетами по прогностическим ветровым данным на всю глубину маршрута.

· Разработка на договорной основе ИПП, схем маневрирования в районе аэродрома, расчет минимумов для взлета и посадки ВС, навигационных процедур и правил для предприятий и аэропортов ГА в соответствии с инструктивными документами ГА по данному вопросу.

· Полетно-информационное обслуживание (предоставление НОТАМ и Бюллетеней аэронавигационной информации) всех экипажей ВС, вылетающих с аэродрома Хабаровск (Новый).

7.1.3. В своей деятельности САИ руководствуется следующими нормативными документами:

· Воздушный Кодекс РФ;

· ФАП полетов в ВП РФ;

· ФАП ИВП в РФ (ФП ИВП-138);

· ФАП « Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» (ФАП-128);

· НАИ ГА-86 «Наставление по аэронавигационной информации»;

· Приложение 15 к Конвенции ИКАО «Службы аэронавигационной информации»;

· DOC8126-AN/872 «Руководство по службам аэронавигационной информации»;

· DOC9365-AN/910 «Руководство по всепогодным полетам».

7.1.4.САИ располагает следующими средствами коммуникации:

· АФТН:УХХХПНЬЬ;

· Тел/факс: (4212) 26-36-93,

· Тел; (4212) 26-35-94;

· Электронная почта: [email protected].

7.1.5.САИ располагает следующими документами аэронавигационной информации:

· Сборники аэронавигационной информации РФ №№11÷15;

· Международные сборники издания ЦАИ ГА №№1÷5;

· Сборники местных воздушных линий по ДФО №№1÷6;

· Международные сборники издания корпорации «JEPPESEN” – “CHINA” (Китай), “PBN-04” (Тихоокеанский бассейн), “AKA” (Аляска, Западная Канада).

7.2. Предоставление метеорологической информации.

7.2.1. Метеорологическое обеспечение полётов осуществляется Хабаровским зональным авиационным метеорологическим центром (ХЗАМЦ) Дальневосточного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком» ежедневно, круглосуточно.

Почтовый адрес: 680031, г. Хабаровск, ул. Матвеевское шоссе д.28-А, аэропорт, КДП.

Телефоны: Начальник (4212) 33-61-85;

Синоптик (4212) 26-33-27;

Наблюдатель (4212) 26-33-71;

Сектор связи (4212) 26-34-68

7.2.2. ХЗАМЦ осуществляет прогностическое обеспечение по маршрутам и районам полетов МВЛ в своей зоне ответственности, а также по приписному аэродрому Хабаровск МВЛ. Хабаровский ЗАМЦ вне регламента а/п Май-Гатка осуществляет метеорологическое обеспечение по маршрутам и районам полетов МВЛ в зоне ответственности ОГ Советская Гавань.

7.2.3. Метеорологические наблюдения и сводки

7.2.3.1 ХЗАМЦ производит круглосуточные метеорологические наблюдения за состоянием погоды на аэродроме.

Измерение метеорологических величин производится инструментально. В случае неисправности основных приборов, измерения производятся с помощью резервного оборудования.

7.2.3.2. Основной пункт наблюдений (ОПН) расположен в торце полосы ВПП-23 левая в здании СДП-2 на первом этаже. Метеорологическая площадка расположена в 130метрах от оси ВПП-2 и 450 метрах от торца полосы.

Для измерения и сбора метеоинформации об основных параметрах атмосферы на аэродроме, обработки этой информации, формирования метеорологических сообщений, отображения, регистрации и распространения информации по каналам связи используется комплексная радиотехническая метеорологическая станция КРАМС-4.

7.2.3.3 Наблюдения за метеорологическими параметрами производятся с помощью метеорологических датчиков, которые расположены:

- курс 234 между ВПП-1 и ВПП-2 датчики видимости: основной - MITRAS, резервный – ФИ-1, измерители параметров скорости и направления ветра типа ИПВ-01 основной и резервный;

- центр между ВПП-1 и ВПП-2 - датчики видимости: основной – MITRAS, резервный – ФИ-1;

- курс 054 между ВПП-1 и ВПП-2 датчики видимости: основной -MITRAS, резервный – ФИ-1, измерители параметров скорости и направления ветра типа ИПВ-01 основной и резервный;

- ОПН (торец полосы 23 левая): датчик погоды FD12 (для измерения видимости и определения типа осадков и их интенсивности); грозопеленгатор TSS 928; MILOS- (датчик параметров ветра направления WAA, скорости WAV; температуры, влажности и давления);

- БПРМ - 234 ВПП - 23 левая - датчик высоты облаков ДВО-2;

ВПП –23 правая - датчик высоты облаков СТ25К;

- БПРМ - 54 ВПП – 05 правая - датчик высоты облаков ДВО-2;

ВПП – 05 левая - датчик высоты облаков ДВО-2.

(Схема размещения метеооборудования в Приложении № 9.15.)

Показания метеорологических датчиков выводятся на основной пункт наблюдений (ОПН).

Метеорологические наблюдения проводятся на ОПН:

- за всеми явлениями погоды (в сводках указывается вид и интенсивность явлений текущей погоды, при грозе сообщается направление, в котором наблюдается гроза и направление ее перемещения / в румбах/).

По датчику «Текущего состояния погоды FD-12» интенсивность осадков определяется по количеству выпавших осадков в единицу времени. Согласно НМО-ГА-95 осадки (включая ливни) считаются сильными при видимости менее 1000м.

- направлением и скоростью ветра у поверхности земли (период осреднения для наблюдений за ветром –2 мин. в сводках, передаваемых для взлета и посадки с учетом магнитного склонения; 10 мин. в сводках, передаваемых за пределы аэродрома);

- метеорологической дальностью видимости;

- количеством, формой и высотой нижней границы облаков;

- температурой воздуха и температурой точки росы;

- атмосферным давлением на уровне ВПП в мм рт ст и мб.

В торце полосы курс 234 (между ВПП -1 и ВПП -2):

- за направлением и скоростью ветра у поверхности земли;

- метеорологической дальностью видимости.

В торце полосы курс 054 (между ВПП -1 и ВПП -2):

- за направлением и скоростью ветра у поверхности земли;

- метеорологической дальностью видимости.

В центре ВПП (между ВПП -1 и ВПП -2):

- метеорологической дальностью видимости.

На БПРМ курс 234 и курс 54:

- за высотой нижней границы облаков.

7.2.3.4. Инструментальные наблюдения за видимостью производятся при значении 2500 м и менее, в сводки включается меньшее из двух значений видимости, измеренной у рабочего старта и середины ВПП. В случае отказа основного и резервного оборудования или сомнения в правильности показаний прибора решение о переходе от инструментальных к визуальным наблюдениям принимается техником – метеорологом, сообщается синоптику осуществляющему руководство сменой, РПА, диспетчеру ПДП, и записывается в журнал технического состояния приборов.

Визуальные наблюдения за видимостью с курса 234 производятся по "Схеме ориентиров видимости на а/д Хабаровск (Новый) с ОПН СДП-2", утвержденной 16.10 2009г. При необходимости визуальных наблюдений за видимостью с курсом 054 руководитель полетов (РПА) предоставляет машину для доставки техника – метеоролога на СДП -3. Наблюдения производятся по "Схеме ориентиров видимости с СДП-3", утвержденной 16.10. 2009г .

При переходе от инструментальных наблюдений к визуальным, и наоборот, а также при переходе от наблюдений по основному прибору к наблюдениям по резервному прибору, техником – метеорологом делается запись в журнале АВ-6 с указанием времени и причины перехода.

Видимость, измеренная по прибору при значении 1500 м и менее - ночью и в сумерках и при значении 1000м и менее днем, пересчитывается по соответствующим таблицам в дальность видимости на ВПП. Для ВПП-1 видимость ОМИ, для ВПП-2 видимость ОВИ. По запросу диспетчера ОрВД «о видимости на ВПП» сообщаются данные о распределении видимости вдоль всей ВПП – начало, середина, конец.

Инструментальные наблюдения за высотой нижней границы облаков на БПРМ производятся при значениях 200 м и ниже. При неисправности датчиков высоты облаков наблюдения производятся с ОПН визуально, о переходе к визуальным наблюдениям сообщается синоптику осуществляющему руководство сменой, РПА, диспетчеру ПДП, и записывается в журнал технического состояния приборов.

7.2.3.5. Регулярные наблюдения за погодой ведутся круглосуточно. Регулярные сводки с авиапогодой составляются техником- метеорологом в 00 и 30 минут каждого часа.

В регулярные сводки включается информация в следующем порядке:

а) указатель типа сводки (METAR);

б) индекс местоположения аэродрома;

в) срок наблюдения;

г) направление и скорость ветра у поверхности земли;

д) видимость;

е) дальность видимости на ВПП (в случае необходимости);

ж) явления погоды (текущая погода);

з) количество, форма и высота нижней границы облаков (форма облаков, указывается только кучево-дождевая и мощная кучевая);

и) температура воздуха и точки росы;

к) атмосферное давление QNH;

л) прогноз для посадки типа "ТРЕНД";

м) дополнительная информация "RMK" о явлениях погоды, имеющих оперативное значение (турбулентность, обледенение, сдвиг ветра, грозовые и ливневые очаги), инструментальные данные о высоте облаков, вертикальной видимости при ее значениях ниже минимума аэродрома (200м и ниже); коэффициенте сцепления, закрытии облаками высоких препятствий, любая другая дополнительная информация, которую можно использовать внутри страны.

Для международного распространения часть сообщения, отмеченная "RMK", отсекается.

Примечание: Сведения о сильном, умеренном, слабом обледенении, о сильной и умеренной турбулентности, о сдвиге ветра включаются в регулярную сводку. Техник-метеоролог записывает информацию в журнал АВ-6 с указанием времени и номера борта ВС и передает по ГГС синоптику «на прогнозах». Сообщение о наблюдаемом явлении отменяется по истечении 2-х часов после его передачи (сдвиг ветра по истечении 1 часа), если не поступает новая информация, подтверждающая наличие явления.

7.2.3.6. Специальные наблюдения проводятся дополнительно к регулярным наблюдениям в соответствии с перечнем критериев об ухудшении или улучшении условий погоды, которые соответствуют установленным минимумам, аэродрома Хабаровск (Новый).

Сводки о результатах специальных наблюдений составляются в последовательности предусмотренной кодом SPECI и выпускаются сразу же при возникновении определенных условий для использования на данном аэродроме.

Критерии для выпуска специальных сводок и порядок их распространения:

- изменение направления ветра на 30 градусов и более и скорости ветра на 5 м/с и более;

- усиление ветра до значений более 10 м/с при направлении 100-180 градусов и 280-360 градусов; более 12 м/с при направлении 080-200 градусов и 260-020 градусов, а также при достижении 15 м/с через каждые 5 м/с независимо от направления (направление ветра указано без учета магнитного склонения);

- изменение видимости – 2500 м, 2000 м, 1500 м, 1000 м, 900 м, 800 м;

- дальность видимости на ВПП достигает или превышает 150 м, 350 м, 600 м или 800 м;

- высота нижней границы нижнего слоя облаков протяженностью BKN и OVC или вертикальная видимость достигает или превышает – 30 м, 50 м, 60 м, 70 м, 80 м, 100 м, 130 м, 150 м, 200 м;

- количество облаков в слое ниже 450м изменяется:

Ø от SKC, FEW или SCT до BKN или OVC;

Ø от BKN или OVC до SKC, FEW или SCT;

- в случае начала, прекращения или изменения интенсивности любого из следующих явлений:

· замерзающие (переохлажденные) осадки,

· замерзающий туман,

· умеренные (видимость 1 - 2 км) или

· сильные (видимость менее 1 км) осадки (включая ливни),

· пыльный, песчаный или снежный позёмок,

· пыльная низовая метель,

· песчаная низовая метель или

· общая метель,

· пыльная буря,

· песчаная буря,

· гроза (с осадками или без осадков),

· шквал,

· воронкообразное облако (торнадо или смерч);

· закрытие мачт ШВРС (высота которых 176 м и 178 м).

Специальные наблюдения оформляются в виде специальных сводок и распространяются техником-метеорологом на аэродроме по ГГС и/или телефону диспетчерам, ПДП, СДП, ДПК, СДП-1, ДПП, РПР, синоптику «на прогнозах».

Данные специальных наблюдений также оформляются в виде выборочных специальных сводок (СПЕСИ) в тех случаях, когда имеющие место изменения погодных условий отвечают следующим критериям:

- усиление ветра до значений более 10 м/с при направлении 100-180 градусов и 280-360 градусов; более 12 м/с при направлении 080-200 градусов и 260-020 градусов, а также при достижении 15 м/с через каждые 5 м/с независимо от направления (направление ветра указано без учета магнитного склонения);

- видимость достигает или превышает 1500 м;

- дальность видимости на ВПП достигает или превышает 150 м, 350 м, 600 м или 800 м;

- в случае начала, прекращения или изменения интенсивности любого из следующих явлений:

· замерзающие (переохлажденные) осадки,

· замерзающий туман,

· умеренные (видимость 1 - 2 км) или

· сильные (видимость менее 1 км) осадки (включая ливни),

· пыльный, песчаный или снежный позёмок,

· пыльная низовая метель,

· песчаная низовая метель или

· общая метель,

· пыльная буря,

· песчаная буря,

· гроза (с осадками или без осадков),

· шквал,

· воронкообразное облако (торнадо или смерч);

- высота нижней границы нижнего слоя облаков, протяженностью BKN или OVC или вертикальная видимость достигает или превышает 30 м, 60 м, 150 м или 200 м;

- количество облаков в слое ниже 450м изменяется:

Ø от SKC, FEW или SCT до BKN или OVC;

Ø от BKN или OVC до SKC, FEW или SCT.

- закрытие высоких препятствий (мачты ШВРС высота, которых 176м и 178м);

- изменение прогноза «тренд».

Выборочные специальные сводки передаются:

- по прямому каналу в узел связи ХЗАМЦ для дальнейшего распространения потребителям по каналам АСПД и АФТН;

- по ГГС и/или телефону диспетчерам ПДП, СДП, ДПК, СДП-1, ДПП, РПР, синоптику «на прогнозах».

В случаях, когда одновременно с ухудшением одного элемента погоды наблюдается улучшение другого, выпускается единая выборочная специальная сводка, которая считается сводкой об ухудшении погоды. Выборочную специальную сводку об улучшении погоды следует распространять только при условии сохранения улучшения в течение 10 минут.

Сводки SPECI содержат все элементы, включая те, изменения которых явились причиной составления сводки, а также прогноз TREND, в той же последовательности что и сводка METAR. Во всех случаях сведения о температуре воздуха, точке росы, атмосферном давлении и коэффициенте сцепления в сводку SPECI не включается.

7.2.3.7. Наблюдения по запросу диспетчера проводятся в течение 2-х минут после запроса, с записью в журнале АВ-6, с указанием времени и пометкой – "по запросу".

7.2.3.8 Наблюдения за ветром на высотах производятся на аэрологической станции Хабаровск, два раза в сутки в 00 ч и 12 ч (время ВСВ) и передаются в ХЗАМЦ по телефону синоптику. Данные о ветре на высоте 100 м и на уровне аэродромного круга полётов 600 м синоптик передает технику-метеорологу для записи в дневник погоды АВ-6 и дальнейшей передачи оператору АТИС, диспетчерам ПДП и ДПК. В остальное время данные о ветре на высоте круга техник-метеоролог запрашивает у диспетчеров ПДП и ДПК, которые они получают от экипажей ВС по показаниям бортовых навигационных систем.

7.2.4. Авиационные прогнозы погоды и предупреждения.

7.2.4.1Виды выпускаемых прогнозов, сроки составления и порядок передачи.

По аэродрому Хабаровск (Новый) составляются прогнозы погоды 30-ти часового периода действия в формате кода ТАФ. Прогноз погоды содержит сведения о приземном ветре, видимости, явлениях погоды и облачности, а также об ожидаемых существенных изменениях одного или нескольких из этих элементов в течение данного периода времени. Когда необходимо указать изменение какого-либо явления или элемента погоды используются указатели изменения «BECMG» (изм) или «TEMPO» (врем). В случае если прогноз погоды необходимо разбить на самостоятельные периоды – используется сокращение «FM» (от).

В прогноз погоды включаются дополнительные элементы: обледенение, турбулентность, температура.

Примечание: Обледенение и турбулентность, не связанные с кучево-дождевой облачностью, включаются в прогноз TAF при наличии условий для их возникновения. Прогноз кучево-дождевой облачности уже подразумевает, что с ней связаны обледенение и турбулентность.

Прогноз температуры составляется на: понижение температуры -35ºС и ниже, или ее повышение +35ºС и выше, а также переход температуры через 0ºС к отрицательным значениям.

Прогнозы погоды с периодом действия 30 часов составляются каждые 3 часа с заблаговременностью не менее 1 часа до начала времени действия в сроки (время ВСВ): 00-06, 03-09, 06-12, 09-15, 12-18, 15-21, 18-24, 21-03. Прогнозы погоды с периодом действия 6 часов составляются каждые 3 часа с заблаговременностью не менее 1 часа до начала времени действия в сроки (время ВСВ): 21-03, 00-06, 03-09, 06-12, 09-15.

По мере необходимости составляются корректировочные прогнозы погоды.

Внесение коррективов в прогнозы, а также включение групп изменений, определяется следующими критериями:

1) ожидается, что:

- изменения приземного ветра потребуют смены рабочего курса посадки;

- скорость ветра усилится до значений более 10 м/с при направлении 100-180º и 280-360º; более 12 м/с при направлении 080-200º и 260-020º;

2) в соответствии с прогнозом видимость достигнет или превысит:

150, 350, 600, 800, 1500 м или 2500 м;

3) прогнозируется начало или прекращение, или изменение интенсивности любого из следующих явлений погоды или их сочетаний:

- замерзающие (переохлажденные) осадки (гололед);

- замерзающий туман;

- умеренные (видимость 1-2 км) или сильные (видимость менее 1000 м) осадки (включая ливни);

- пыльный, песчаный или снежный поземок;

- пыльная низовая метель, песчаная метель или общая метель (включая метель);

- пыльная буря;

- песчаная буря;

- гроза (с осадками или без осадков);
- шквал;

- воронкообразное облако (торнадо или смерч);

- прочие явления погоды, если ожидается, что они приведут к значительному изменению видимости;

4) ожидается, что высота нижней границы нижнего слоя или
массива облаков, типа BKN или OVC, достигнет или превысит: 30, 60, 150 или 200 м;

5) в соответствии с прогнозом количество октантов слоя или массива облаков ниже 450м изменится:

 

- от SCT (3-4 окт), FEW (1-2 окт) или SKC(ясно) до ВКN (5-7 окт) или OVC (8 окт), или от BKN или OVC до SCT, FEW или SKC;

6) прогнозируется развитие или рассеивание кучево - дождевых облаков;

7) в соответствии с прогнозом вертикальная видимость достигнет или превысит: 30, 60, 150 или 200 м;

7.2.4.2 Прогноз погоды для посадки типа “ТРЕНД” составляется ежечасно, а также по запросам диспетчеров и экипажей ВС на период 2 часа. Прогноз состоит из регулярной, специальной или выборочной сводки по аэродрому, дополненной прогнозом изменений в соответствии с критериями. В прогнозе для посадки указываются значительные изменения одного или нескольких элементов: приземного ветра, видимости, облачности и явлений погоды. Отсутствие изменений указывается кодовым словом «NOSIG» (бизм).

В трендовой части прогноза для посадки типа «ТРЕНД» указываются изменения приземного ветра, сопровождающиеся:

а) изменением среднего направления ветра на 60º или более при средней скорости ветра до и/или после изменения на 5 м/с или более;

б) скорость ветра достигнет 15 м/с и более (с учетом порывов) независимо от направления;

в) изменениями ветра, которые:

- потребуют смены рабочего курса посадки;

- изменения попутного и бокового составляющих на ВПП превысят предельные значения;

- направление ветра изменится с переменного на среднее направление или со среднего

направления на переменное.

В трендовой части также указывается начало, прекращение или изменение

интенсивности явлений погоды или их сочетаний:

- замерзающие (переохлажденные) осадки (гололед);

- замерзающий туман;

- умеренные (видимость 1-2 км) или сильные (видимость менее 1000 м) осадки

(включая ливни);

- пыльный, песчаный или снежный низовой поземок;

- пыльная низовая метель, песчаная низовая метель или общая метель;

- пыльная или песчаная буря;

- гроза (с осадками или без осадков);
- шквалы;

- воронкообразное облако (торнадо или смерч);

- прочие явления погоды, если ожидается, что они приведут к значительному изменению видимости.

В трендовой части указывается изменение видимости, когда ожидается, что она достигнет или превысит величины: 150, 350, 600, 800, 1500 или 2500 м;

В трендовой части указывается изменение, когда ожидается, что:

- количество облаков, высота нижней границы которых составляет менее 450м, изменится в большую сторону от SKC, FEW или SCT;

- высота облаков достигнет или превысит: 30, 60, 150, 200 м;

- вертикальная видимость достигнет или превысит одно из следующих значений: 30, 60, 150 или 200 м;

При изменении трендовой части прогноза на посадку на аэродроме Хабаровск (Новый), синоптик «на прогнозах» сообщает об этом технику-метеорологу по ГГС для включения в сводку погоды и диспетчерам ПДП, РПА.

7.2.4.5.Прогноз особых явлений погоды для низкого уровня (ниже FL120) выпускается в виде авиационной карты погоды («АКП-4а»).

На карте «АКП-4а» отражаются сведения, касающиеся:

а) атмосферных фронтов, центров барических образований и зон конвергенции и их ожидаемого перемещения;

б) зон и уровней, находящихся под воздействием грозы, тропического циклона, линии шквала, града, умеренной или сильной турбулентности (в облаках или при ясном небе), горных волн, обледенения воздушных судов, переохлажденных осадков, широких полос песчаной или пыльной бури, тумана, осадков и других явлений, вызывающих ухудшение видимости до величины менее 5000 м на обширном пространстве;

в) количество, форма и высота нижней и верхней границ облаков;

г) видимости у поверхности земли, когда она менее 5000 м;

д) высота уровня 0ºС, если он располагается ниже потолка воздушного пространства, на которое рассчитан прогноз;

ж) мест вулканических извержений, сопровождающихся появлением облаков пепла, название вулкана и время первого извержения (если известно), а также напоминание о необходимости пользования SIGMET для этого района.

Карты «АКП-4а» выпускаются на фиксированные сроки (время ВСВ): 00 (сроком действия с 00 до 06), 06 (сроком действия с 06 до 12), 12 (сроком действия с 12 до 18) и 18(сроком действия с 18 до 24). Карты «АКП-4а» передаются по связи потребителям. Копии карт вручаются РПР под роспись.

7.2.4.6 Хабаровский ЗАМЦ составляет прогноз ветра и температуры воздуха на высотах по утвержденным трассам согласно суточному плану полетов в табличной форме (АВ-1). Сроки прогнозов (время ВСВ): 03 – 18, 09 – 24, 15 – 06, 21 – 12. Прогнозы вручаются в САИ аэропорта под роспись с заблаговременностью не менее 1 часа до начала действия прогноза.

Прогноз ветра и температуры воздуха на высотах по трассам в контролируемом районе УВД выпускается в сроки 03-15, 09-21, 21-09 и вручается РПР на инструктаже.

7.2.5. Порядок составления и передачи предупреждений, выпускаемых Хабаровским ЗАМЦ.

7.2.5.1 Предупреждения по аэродрому Хабаровск (Новый) и составляются в связи с фактическим или ожидаемым возникновением одного или нескольких явлений и условий:

- тропического циклона;

- грозы;

- града;

- сильного снегопада с продолжительностью более 2-х часов;

- замерзающих (переохлажденных) осадков (гололед);

- шквала, смерча;

- песчаной или пыльной бури;

- ветра со скоростью 15 м/сек и более (с учетом порывов) независимо от направления;

- понижение температуры до - 35 градусов и ниже или её повышение до +35 градусов и выше по аэродрому Хабаровск (Новый), а также при переходе температуры через 0º к отрицательным значениям.

Предупреждения по аэродрому составляются открытым текстом на русском языке с использованием принятых сокращений и передаются по автоматизированной связи в ПДСП.

Если в очередном прогнозе по аэродрому ожидаются вышеперечисленные опасные явления, предупреждение выпускается не позднее 30 минут до начала ожидаемого явления.

7.2.5.2. Предупреждения по району аэродрома Хабаровск (Новый) составляются в связи с фактическим и/или ожидаемым возникновением одного или нескольких опасных явлений:

- гроза (фронтальная и внутримассовая);

- фронтальный шквал и смерч;

- град;

- переохлажденные осадки;

- умеренное и сильное обледенение в облаках и осадках;

- сильная и умеренная турбулентность;

- песчаная и пыльная буря.

Предупреждение составляется в форме открытого текста на русском языке с использованием принятых сокращений и передаётся по автоматизированной связи диспетчерам ДПП, ДПК, ПДП, РЦ, технику-метеорологу МВЛ для вручения диспетчеру КДП МВЛ под роспись.

7.2.5.3 Предупреждения по маршрутам и району полётов Хабаровского РЦ ЕС ОрВД составляются в форме информации SIGMET и являются кратким описанием открытым текстом с принятыми сокращениями на английском языке фактических (OBS) или ожидаемых (FCST) опасных для авиации явлений погоды по маршруту полета.

Информация SIGMET (на английском языке) даётся по одному из нижеприведённых явлений:

на крейсерских эшелонах:

Гроза

- скрытая OBSC TS

- маскированная EMBD TS

- частые грозы FRQ TS

- по линии шквала SQL TS

- скрытая с градом OBSC TSGR

- маскированная с градом EMBD TSGR

- частые грозы с градом FRQ TSGR

- по линии шквала с градом SQL TSGR

тропический циклон со средней

за 10 минут скоростью приземного

ветра 17 м/с или более ТС (+ название циклона)

сильная турбулентность SEV TURB

Обледенение

- сильное обледенение SEV ICE

- сильное обледенение, вызванное

переохлажденным дождем SEV ICE FZRA

сильная горная волна SEV MTW

сильная пыльная буря HVY DS

сильная песчаная буря HVY SS

вулканический пепел VA (+ название вулкана)

радиоактивное облако RDOACT CLD

Предупреждение в форме SIGMET передается по автоматизированной связи диспетчерам ДПП, РЦ Хабаровской (базовой) службы движения и в метеорологические органы, обеспечивающие полеты в смежных РЦ (UHWW, UHBB, UHSS, UHPP, UHMM, UEEE, UELL, UIAA, RJAA, ZYHB).

Предупреждение в форме SIGMET о вулканическом пепле передается по автоматизированной связи тем же адресатам, а также в Токийский консультативный центр по вулканическому пеплу (RJTD) и в ЦКС ДВ УГМС для дальнейшего распределения потребителям.

Отмена всех вышеприведённых предупреждений производится в случае, когда явления, указанные в предупреждениях более не наблюдаются или их возникновение в этом районе более не ожидается (передаётся тем же адресатам).

Наши рекомендации